Елена Лякишева
Проект «Этот славный День Победы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«Этот славный День Победы…»
МБДОУ «Детский сад №73компенсирующего вида» города Орла
Воспитатель второй младшей группы «Б» («Колосок»)
Лякишева Елена Алексеевна
2015 год
Идея:
Познакомить детей с героическим прошлым нашей страны в год празднования 70-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Актуальность:
Публикация «Проект „Этот славный День Победы“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Вспоминая о прошлом и наблюдая события нынешнего времени, понимаем, что проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
В результате систематической и целенаправленной воспитательной работы у детей дошкольного возраста могут быть сформированы элементы гражданственно-сти и патриотизма.
Начальные сведения о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., о трудной доле солдат, о великой Победе расширят представления детей об историческом прошлом, о том, что такое подвиг солдата, почему День Победы - это «праздник со слезами на глазах». Что защищали и во имя Чего победили защитники Отечества. Полученные знания послужат воспитанию положительных нравственных качеств, эмоциональной отзывчивости.
Реализация проекта позволит задействовать различные виды деятельности, будет способствовать единению детей и взрослых.
Кроме того, участие в проекте детей с ОВЗ (нарушение зрения) сделает возмож-ным решение коррекционных задач. Как правило, у детей с нарушением зрения страдает речь, они быстро утомляются, часто бывают раздражены или, наоборот, пассивны и неуверены в себе. У наших детей можно отметить выраженную в разной степени общую моторную недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Поэтому через каждые 10-15 минут продуктивной работы детям необходим небольшой отдых в виде пальчиковой, зрительной или двига-тельной гимнастик. Есть мнение, что данные виды гимнастики тренируют не только зрительные, моторные, двигательные, речевые функции, но и память, воображение, мышление дошкольника в целом.
Определенная тематическая направленность коррекционной работы во время участия детей в проекте даст детям дополнительный материал для понимания идеи проекта, решения задач проекта.
Цель проекта:
Создание условий для ознакомления детей с ВОВ, Днем Победы; воспитание уважения к защитникам Родины, а также положительных нравственных качеств у детей с нарушением зрения через совместную деятельность детей, родителей, педагогов.
Задачи проекта:
1. Дать детям общее представление о ВОВ.
2. Дать знания о празднике – Дне Победы; объяснить, почему он так называется, и кого поздравляют в этот день.
3. Дать представление о том, что народ помнит и чтит память героев.
4. Развивать речь детей, память; обогащать словарный запас.
5. Подвести к восприятию художественных произведений о войне: литератур-ных, музыкальных, изобразительных.
6. Воспитывать положительные нравственные качества, эмоциональную отзыв-чивость.
7. Организовать сотрудничество с родителями при подготовке проекта.
Коррекционные задачи:
1. Предупреждение утомляемости.
2. Укрепление глазных мышц и развитие глазодвигательной функции.
3. Развитие общей и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственных и временных представлений.
Вид проекта:
Информационно-творческий
Участники проекта:
Воспитатели, дети, родители воспитанников
Целевая группа проекта:
Проект адресован младшим дошкольникам с нарушением зрения.
Продолжительность проекта:
Среднесрочный.
Сроки реализации проекта:
Апрель – середина мая 2015 года.
Основные формы реализации проекта:
Беседы, занятия, экскурсии, игровая деятельность, творческая деятельность, выставки, мини-музеи, информационные файлы, консультации для родителей, совместные обсуждения с родителями («круглый стол», дизайн помещений группы, коллекционирование, конкурсы. Все мероприятия по реализации про-екта должны быть проведены с учетом особенностей детей с нарушением зре-ния.
Предполагаемый результат проекта:
1. Даны общие представления о ВОВ.
2. Начато формирование уважительного отношения к участникам войны.
3. Есть понимание детьми важности праздника – День Победы.
4. Расширен словарный запас детей, память обогащена стихами, песнями по теме.
5. Скорректированы зрительные моторные нарушения.
6. Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ.
Организация деятельности над проектом:
1. Деятельность педагогов.
- консультации и рекомендации для родителей; совместные обсуждения идей и их реализации;
- подготовка методических и дидактический материалов;
- отражение данной тематики при создании тематического планирования учебной программы;
- декорирование помещений группы;
- проведение занятий; организация выставок, мини-музея; работа с детьми в «творческой мастерской»;
- индивидуальные и коллективные беседы о ВОВ и Дне Победы;
- организация игровой и самостоятельной деятельности детей;
- чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
- рассматривание с детьми открыток, репродукций, иллюстраций, книг и предметов по теме;
- тематическое содержание книжного уголка;
- организация прослушивания песен и музыки военно-патриотической тема-тики;
- участие в общесадовском конкурсе на лучшее оформление группы к празд-нику;
- подготовка коррекционного материала (зрительная, речевая, двигательная гимнастики).
2. Деятельность детей.
- участие в занятиях, беседах, экскурсиях, игровой деятельности, самостоя-тельной и групповой;
- участие в с/р играх «Солдаты», «Моряки», «Летчики», «Раненые солдаты», «Солдаты на параде»…
- художественно-продуктивная деятельность под руководством воспитателей и родителей: поделки, постройки, рисунки;
- заучивание стихов и песен по теме.
3. Деятельность родителей.
- участие во всех мероприятиях, организованных в группе;
- изготовление с детьми поделок;
- подбор материала для информационных файлов, альбомов, игровых угол-ков, мини-музея;
- посещение с детьми памятных мест г. Орла, фотографирование;
- участие в акции «Поздравь ветерана».
Предметно-развивающая среда.
- декорирование помещений группы: гелиевые шары голубые и оранжевые с привязанными белыми птичками (голуби Мира);
- плакат-поздравление с Днем Победы;
- тематические панно в группе и в раздевалке (выполнены воспитателями и детьми в разных техниках);
- «Звезды Памяти» (выполнены воспитателями, украшают стены раздевалки);
- газета «70 лет без войны» (оформлена семьей Давыдовых);
- мини-музей с атрибутами военного обмундирования и быта;
- уголок игрушек на военную тематику;
- фотоотчет на папке-раскладушке «И мы знаем о войне»;
- выставка детского творчества по теме (выполненных под руководством воспитателей);
- выставка поделок детей и родителей;
- выставка книг о войне;
- мини-альбомы с открытками, стихотворениями о войне;
- подборка музыкальных, живописных и фотоматериалов о ВОВ;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр (воспитатели-родители).
План работы.
1. Подготовительный этап (1-я неделя апреля)
- определение темы проекта;
- формулирование целей и задач;
- консультации и рекомендации родителям;
- обсуждение и дополнение проекта родителями, распределение обязанно-стей;
- подбор необходимого материала.
2. Основной этап – реализация проекта
(2,3,4-я недели апреля)
- декорирование помещений группы;
- НОД, беседы, экскурсии;
- чтение художественной литературы, разучивание стихов;
- прослушивание музыкальных произведений, разучивание песенок;
- рассматривание репродукций картин художников, открыток, фотохроник военных лет;
- игровая деятельность: организованная и самостоятельная;
- подготовка презентаций по теме;
- выставка рисунков и поделок, книг, военной техники; открытие мини-музея;
- посещение памятных мест г. Орла, фотографирование;
- участие в общесадовском конкурсе на лучшее оформление группы к празд-нику.
3. Заключительный этап (1 – 15 мая)
- проведение праздника, посвященного Дню Победы;
- презентация проекта;
- участие в акции «Поздравь ветерана»;
- подготовка фотоотчета о работе над проектом.
План работы над проектом
Дата Виды детской
деятельности Работа с
родителями
Подготовительный этап
1-10 апреля
Беседы с детьми:
«Что я знаю о войне?»
«Что такое День Победы?»
Чтение отрывков из рассказов С. Баруздина о войне; С. Михалков «День Победы».
Рассматривание репродукций:
П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»,
А. Дейнека «Оборона Севастополя»,
Ю. Непринцев «Салют Победы».
Прослушивание:
Д. Кабалевский «Марш»,
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»,
песня «Священная война».
Игровые ситуации на военную тема-тику, ряжение.
Работа с родителями:
Консультации:
«Как рассказывать детям о войне?»
«Проект-это серьезно».
Обсуждение идеи проекта, постановка задач воспитателями, предложения родителей об участии («круглый стол»)
Реализация проекта
13-17 апреля
НОД «Наша Родина» (П)
«Самолеты» (ХЭР)
Беседы «Кто защищает нашу
Родину?»
«Кем служил мой папа?»
(о родах войск)
Чтение отрывков из рассказов
С. Баруздина, Я. Тайца о войне,
С. Алексеев «Они защищали Москву»,
З. Александрова «Дозор»,
Г. Трутнева «Твои защитники»
Заучивание стихотворения «Победа»
Рассматривание:
открыток фотохроники военных лет, репродукций:
П. Т. Мальцев «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 г. в Севастополе»
А. Широков: «За Родину»;
книг на военную тематику.
Прослушивание песен о войне в исполнении М. Бернеса.
Д/игра «Что нужно солдату»
Конструирование построек для игровых ситуаций: «Летчики», «Танкисты», «Моряки», ряжение, фотографирование.
Творческая мастерская: изготовление панно «Звезда Победы»
Работа с родителями:
Консультации:
«Расскажите детям о Родине».
«Расскажите детям о войне».
«Как изготовить поделку?».
Сбор материала для мини-музея: предметов обмундирования и быта военных.
Подбор открыток, иллюстраций, фотографий, репродукций для оформления мини-альбомов, информационных файлов, «звезд памяти».
Подбор книг на военную тематику.
Изготовление газеты о Дне Победы.
Конкурс на лучшую поделку ко Дню Победы.
Экскурсия для детей по местам славы в г. Орле, фотографирование
20-24 апреля
НОД «Тяжелые годы войны» (П)
«Пилотка» (ХЭР)
Беседы: «Как солдаты отдыхали?»
«Женщины на войне»
Чтение:
А. Митяев «Землянка»,
Л. Кассиль «Сестра»,
А. Гайдар «Война и дети»,
Е. Бражнина «Шинель»,
С. Пивоваров «На радио».
Заучивание стихотворений «Медали»,
«Победа», песни «У меня есть шапка со звездой…».
Рассматривание мини-альбомов о войне, репродукций:
П. Кривоногов «Отдых после боя»,
Б. Щербаков «Зло мира»,
Шмаринов «Возвращение»,
М. Самсонов «Сестрица»;
книг на военную тематику.
Прослушивание:
А. Пахмутова «Богатырская наша сила»,
Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы»,
В. Алкин «Прощание славянки»,
М. Блантер «Катюша».
Творческая мастерская:
изготовление панно «Звезда Победы».
Игровые ситуации:
«Солдаты отдыхают», «Раненый солдат», ряжение, фотографирование.
27-30 апреля
НОД «Подвиг солдата» (П,
«Танк» (ХЭР).
Беседы:
«Мы помним ваши имена»
«Боевые награды»,
«Кто такие ветераны?»
Чтение:
А. Митяев «Почему Армия всем родная», «Дедушкин орден» (отрывки,
Л. Кассиль «Твои защитники», «Памятник солдату» (отрывки,
А. Шамарин «Никто не забыт»,
С. Михалков «Нет войны».
Заучивание: стихотворения «Медали», песни «Пусть всегда будет солнце».
Рассматривание предметов обмундирования и быта военных; репродукций:
П. Кривоногов: «Победа»,
К. Антонов «Победители»;
книг на военную тематику.
Прослушивание песен о войне в исполнении М. Бернеса, М. Старокадомский «Марш Победы», Г. Свиридов «Военный марш», А. Островский «Пусть всегда будет солнце».
Игровые ситуации:
«Разведчики»,
«Солдатам вручают медали»,
«Раненый солдат»,
«Моряки», «Летчики», ражение, фотографирование.
Творческая мастерская: изготовление медалей.
Заключительный этап
4-15 мая
Праздник «Этот славный День
Победы» (П, ХЭР)
НОД «Салют Победы» (ХЭР)
Беседы: «Что вы узнали о войне?»,
«Кого мы поздравляем в
День Победы?»
Чтение:
Т. Трутнева «Победой кончилась война». Отрывки из рассказов С. Баруздина и Я. Тайца о войне (которые детям понравились и запомнились, стихи о мире.
Рассматривание репродукций:
В. Штраних, В. Костецкий «Возвращение домой»,
К. Антонов «Победители»;
книг на военную тематику.
Прослушивание песен:
Д. Тухманов «День Победы»,
А. Островский «Пусть всегда будет солнце», военные марши.
Игровые ситуации:
«Солдаты на параде»,
«Устроим Салют Победы»,
«Поздравим ветеранов».
Творческая мастерская: изготовление букета для ветеранов.
Работа с родителями:
Участие в празднике «Этот славный День Победы».
Награждение победителей в конкурсе на лучшую поделку на военную тематику.
Участие в акции «Поздравь ветерана».
Участие в презентации проекта
«Этот славный День Победы»
Художественная литература о ВОВ:
С. Михалков – «День Победы», «Нет войны».
А. Кассиль – «Сестра», «Памятник солдату», «Твои защитники»
С. Алексеев – «Они защищали Москву».
А. Митяев – «Почему армия всем родная», «Землянка», «Дедушкин орден».
Я. Тайц – «Цикл рассказов о войне».
С. П. Алексеев – «Брестская крепость», «Они защищали Москву».
У. Бражнина – «Шинель».
А. Шамарин – «Никто не забыт», «Рассказ ветерана».
А. Гайдар – «Война и дети».
Т. Трутнева – «Победой кончилась война», «Твои защитники», «Победа».
Е. Благинина – «Шинель».
В. Крупин – «Отцовское поле».
С. Баруздин – «Рассказы о войне».
О. Высоткая – «Мой брат уехал на границу».
Я. Абидов – «Мать - земля».
З. Александрова – «Дозор».
С. Пивоваров – «На радио».
Н. Иванова – «Что за праздник».
Стихотворения «Победа», «Медали»
Музыкальные произведения военно-патриотического содержания:
Д. Кабалевский «Марш».
П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков».
Ф. Шуберт «Военный марш».
Г. Свиридов «Военный марш».
Б. Мокроусов «Марш защитников Москвы».
М. Старокадомский «Марш Победы».
В. Алкин «Прощание славянки».
Д. Шостакович фрагмент Седьмой симфонии.
Песни:
А. Александров «Священная война».
А. Колмановский «Алеша».
Д. Тухманов «День победы».
М. Блантер «Катюша».
А. Пахмутова «Богатырская наша сила».
А. Островский «Пусть всегда будет солнце».
Песни о войне в исполнении М. Бернеса.
В. Шаинский «Идет солдат по городу», «Не плач, девчонка».
Е. Петербургский «Синий платочек».
Н. Богословский «Темная ночь».
Г. Гладков «Королевская охрана».
В. Шаинский – муз. песни из ск. «Финист – ясный сокол».
Картины художников о ВОВ:
Ф. Федюшин «22 июня 1941 года (вторжение)».
Б. Щербаков «Зло мира».
А. Дейнека «Окраина Москва 1941 год», «Оборона Севастополя».
Л. Карташов «Москва 1941 год».
Н. Присекин «Лихолетье», «Курская битва».
С. Герасимов «Мать партизана».
Г. Нисский «На защиту Москвы».
А. Широков «За Родину».
Ф. Усыпенко «Ночной бой», «Враг остановлен».
М. Самсонов «Бойцы Сталинграда», «Сестрица».
А. Козлов «Соревнование на военном заводе».
А. Ткачев, С. Ткачев «Дети войны».
Ю. Непринцев «Отдых после боя», «Салют Победы».
П. Кривоногов «Защитники Брестской крепости»,
«Победа», «Капитуляция».
П. Мальцев «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года в Севастополе».
Шмаринов «Возвращение», «Мать».
К. Антонов «Победители».
А. Лактионов «Письмо с фронта».
А. Китаев «Возвращение с Победой».
Гимнастики, используемые в проекте
Зрительная гимнастика
1. Самолёт
Пролетает самолёт (Посмотреть вверх.)
С ним собрался я в полёт.
Правое крыло отвел, посмотрел, (По тексту.)
Левое крыло отвел, поглядел.
Я мотор завожу (Круговые движения кулаком перед грудью.)
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу, (Посмотреть вверх.)
Возвращаться не хочу. (Закрыть глаза, расслабление.)
2. Стрельба глазами
Отводить глаза до упора вправо и влево (8-10 раз, не доводя их до утомления.
3. Богатыри
Дружно встали: 1,2,3! (Глаза вверх.)
Мы теперь богатыри! (Руки в стороны.)
Мы ладонь к глазам приставим, (Взгляд вдаль.)
Ноги крепкие расставим. (По тексту.)
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И направо, и еще
Через левое плечо.
4. Шофёр
Качу, лечу во весь опор, (Круговые движения глаз по часовой стрелке.)
Я сам шофёр и сам-мотор. (Против часовой стрелки.)
Нажимаю на педаль, (Указательный палец подносим к носу.)
И машина мчится вдаль (Отводим палец далеко вперед.)
5. Вертолёт
Вот отправился в полёт (Медленно поднять глаза вверх.)
Наш чудесный вертолёт.
Быстро крыльями кружит (Вращение глазами по часовой стрелке, затем против.)
И жужжит, жужжит, жужжит. (Зажмурить глаза, открыть, расслабление.).
Пальчиковая гимнастика
1. Наша армия
Аты-баты, аты-баты! (Поочередно «шагают»
На парад идут солдаты! указательными и средними
Вот идут танкисты, пальцами правой и левой рук.)
А потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой!
2. Строим дом
Тук-тук, строим дом. (Кулачок стучит по кулачку.)
Дом высокий, (Поднимают руки.)
Дом с окном, (Руки над головой, пальцы соединены.)
С острой крышей (Руки перед собой «уголком».)
И с трубой. (Пальцы в кулаке, большой вверх.)
Будем вместе жить с тобой. (Дети-соседи обнимаются.)
3. Огород
В огород мы пойдём, (Указательными и средними пальцами «ходят» по столу.)
Много овощей найдём.
Вот огурец, зелёный молодец, (Поочерёдно загибают пальцы.)
Вот лучок, желтенький бочок,
Красный помидор,
Белая капуста,
Чтоб не было в корзинке пусто.
4. Семья
1,2,3,4,5, начинаем мы считать (Сгибают и разгибают пальцы на двух руках.)
Этот пальчик – дедушка, (Загибают пальцы по очереди.)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся семья! (Пальцы в замок, сгибают и разгибают пальцы.)
5. На работу
Большой палец встал один, (По тексту.)
Указательный за ним.
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все – «Ура!»
На работу им пора.
6. Хлеб
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками.)
Пирожки и плюшки, (Поочередно разминают пальцы.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи,
Все мы испечем в печи.
Очень вкусно (Гладят живот.)
7. Каша
Каша в поле росла, (Поднять руки, шевеля пальцами.)
К нам в тарелку пришла. (Кольцо из рук перед собой.)
Всех друзей угостим, (Руки чашечкой, движение в разные стороны.)
По тарелке дадим.
8. Что принёс почтальон?
Что принёс почтальон, (Сжимают и разжимают кулаки.)
С толстой сумкой ходит он. («Шагают» пальцами.)
Перевод, журнал, газету, (Загибают пальцы.)
В бандероли есть конфеты,
И письмо от тети Вали,
Чтоб её приезда ждали.
Двигательная гимнастика
1. Стальная птица
Над морем, океаном (Руки в стороны, лёгкий бег врассыпную.)
Летит стальная птица,
Летит всё выше, выше,
Летит и не боится.
Летит на запад, на восток (Бег по кругу.)
Вокруг земли рисует круг.
Шасси в ней опускаются, (Опускаются на одно колено.)
Домой все возвращаются.
2. Метатели.
Мы теперь метатели (Замах правой рукой.)
Бьём по неприятелю (Замах левой рукой.)
Размахнемся рукой – бросок,
Прямо в цель летит снежок. (Хлопки.)
3. Самолёт.
Полетели, полетели, (Руки в стороны, легкий бег.)
Вперед руками завертели, («Моторчик»)
А потом наоборот –
Назад помчался самолёт. (Бег в обратную сторону.)
4. Чтобы сильным стать и ловким
Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибаем и разгибаем руки к плечам.)
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)
Дышим глубже, не спеша. (Поднять руки – вдох, опустить – выдох.)
Как погода хороша! (Прыжки.)
результатов работы над проектом
Работая над проектом «Этот славный день Победы», педагогам, родителям удалось создать благоприятные условия, чтобы дети почувствовали атмосферу большой Победы, которую одержали советские люди в ВОВ. Родители и педагоги готовили информационный и демонстрационный материал, дети принимали участие в декорировании группы. Мы заняли 1-е место в конкурсе по оформлению групп к 75-летию Дня Победы.
На протяжении полутора месяцев дети видели вокруг себя военные игрушки, предметы военного быта и обмундирования, победную символику… Их радовали гелиевые шарики и белые птички – голуби Мира. Дети с удовольствием мастерили поделки, рисовали картины на военную тематику и, конечно, узнали много о самой войне, о Дне Победы, о солдатах, которые добыли Победу. Вместе с родителями дети посетили места боевой славы, где в простой и доступной форме мамы и папы объяснили, что это за памятники, почему они так называются. Была проведена акция «Поздравь ветерана»: дети поздравляли ветерана-родственника, соседа с праздником цветами, читали им стихи.
Проведенные занятия, беседы, другие мероприятия позволили добиться решения поставленной цели и задач проекта: дети получили общие представления о ВОВ, поняли значение праздника – День Победы, узнали о роли солдата в войне, о том, кто такие ветераны… Поданый в ненавязчивой форме иллюстративный, музыкальный, литературный материал способствовал формированию представлений, закреплению знаний.
В ходе реализации проекта наши ребята раскрыли свои таланты. До проекта они были как закрытые бутончики цветов. Дети 3-4 лет сначала робко, а потом все активнее стали проявлять себя. Мы увидели (и педагоги, и родители) что кто-то замечательно поёт, быстро запоминает и хорошо рассказывает стихи, кто-то может создать в рисунке образ танка, самолёта; у кого-то быстрые и послушные пальчики. Коррекционный материал способствовал снижению утомляемости, компенсации зрительных, речевых, моторных нарушений.
Тема патриотического воспитания обширна. Наш проект лишь посеял семена на благодатную почву. Мы периодически возвращаемся к теме ВОВ, даём больше знаний, формируем новые умения и навыки, дети с удовольствием откликаются потому, что проект «Этот славный День Победы» дал многим первые неизгладимые впечатления в их жизни.