Наталья Рачеева
Проект по экспериментально-исследовательской деятельности «Химическая лаборатория для дошкольников»
Информационная карта проекта
Проект : Исследовательская деятельность «Химическая лаборатория для дошкольников»
Автор проекта : Рачеева Н. А.
Продолжительность проекта : краткосрочный
Тип проекта : исследовательско-творческий
Участники проекта : дети подготовительной группы, педагоги.
Возраст детей: 5-6 лет
Актуальность проекта :
Публикация «Проект по экспериментально-исследовательской деятельности „Химическая лаборатория для дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Ребенок – дошкольник очень любопытен. Его поведению свойственна живая непосредственная реакция на новое. Современные дети получают большой поток информации в виде телепередач, компьютерных программ, книг, энциклопедий, пособий и пр. Взрослым необходимо помочь ребенку сориентироваться в потоке этой информации, систематизировать и упорядочить ее. При этом важно не заглушить природную тягу к познанию, а расширить познавательную сферу ребенка. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач. Получение личного опыта в совокупности с доступным рассказом, показом и объяснением поможет ребенку расширять познавательную сферу, находить взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира. Это позволяет строить предшкольное образование как переход от дошкольного к школьному обучению.
Цель проекта : расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника, поддержка его любознательности, активности, развитие познавательного интереса и знаний о химии.
Задачи проекта :
Для детей:
• Создание условий для знакомства ребенка старшего дошкольного возраста с многообразием мира.
• Создание условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.
• Получение первичного практического опыта экспериментирования.
• Организация образовательной среды с целью реализации и поддержки детского любопытства.
• Создание специальных ситуаций, организация образовательных событий с целью поддержки и повышения познавательной активности ребенка.
• Организация условий для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.
Для педагогов:
• повысить профессиональный уровень;
• обобщить и систематизировать имеющийся материал по экспериментально-исследовательской деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта :
Викторина «Что я знаю о жидкостях и их взаимодействиях» с проведением опыта «Вулкан».
Продукты проекта :
Для детей: рисунки, журнал с опытами.
Для педагогов : систематизация опыта работы по данной теме.
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей:
• получение знаний о жидкостях и о химических реакциях.
• формирование у дошкольников познавательного интереса.
• воспитание в детях умения систематизировать полученные знания и делать выводы.
Для педагогов:
• осуществление инновационной деятельности;
• повышение профессионального уровня;
Этапы реализации проекта :
Первый этап – подготовительный :
• сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом;
Второй этап - основной :
Проведение опытов.
1 опыт. Делаем лакмусовую бумажку из полосок плотной белой бумаги и фиолетового порошка (антоциана, который сделан из сладкого картофеля или жидкости настоенной из баклажанных корок на воде.
Получение детьми первичного знания о веществах, жидкостях и химических реакциях, а также получение практического опыта экспериментирования и поддержки детского любопытства. Ознакомление детей с обозначениями молекул и с химическими формулами.
2 опыт. Делаем растворы соли, сахара, стирального порошка, лимонного сока, соды, одеколона и с помощью лакмусовой бумажки определяем кислотную, нейтральную или щелочную жидкость. Результаты опытов записываем в журнал.
3 опыт. Дети проводят опыты: сначала на лакмусовую бумажку наносят капельку уксуса и определяют кислотную среду, затем так же определяют щелочную среду в растворе мела. Результаты исследований записываем в журнал. Далее в очень слабый раствор уксуса, находящегося в стаканчиках, кидают маленькие кусочки мела и наблюдают, как мел исчезает.
4 опыт. Подкрашиваем краской уксус и соду. На тарелку в разных углах делаем лужицы из этих растворов, а между ними лужицу из воды. Берем деревянную палочку и потихоньку смешиваем, смотрим какая реакция. Записываем обозначения молекул и формулы, которыми пользуются химики.
Третий этап – заключительный:
Проведение Викторина с отгадыванием кроссворда «Что я знаю о жидкостях и химических реакциях» с проведением химического опыта «Вулкан». Делается макет горы, внутри которого размещается стаканчик с уксусом, подкрашенным красным цветом. В жерло вулкана педагог насыпает ложку соды. Дети наблюдают за химической реакцией : появление пены, выход ее наружу с шипением.
Способствовать формированию систематизированных знаний, умения анализировать и обобщать.
Закрепляем полученные знания рисованием.
Создание рисунков на тему «Вулкан»
Выводы.
Для детей:
• дети усвоили первичные знания о химии, веществах и химических реакциях.
• дети получили навыки практического опыта экспериментирования
• расширили свой словарь по данной теме;
Для педагогов:
• приобрели новый профессиональный опыт в экспериментально- исследовательской области.
Используемая литература:
1. «Занимательная химия для малышей», 2016 г. Лаврова С.
2. Эксперементирование «Занимательная химия». - Маам. ру
maam.ru›…yeksperementirovanie…himija.html
3. Химия на УРА! Занятие для дошкольников
mariun.ru›himiya…ura-zanyatie-dlya-doshkolnikov/
4. Опыты для детей: урок химии для самых маленьких.
7ya.ru›article/Opyty-dlya-detej-urok…dlya-samyh…
5. Интересные опыты для детей. Воспитателям детских.
maam.ru›detskijsad/interesnye-opyty-dlja…