Авазова Нина Александровна
Проект экологической тропы как средство формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры
▼ Скачать + Заказать документы
Проект экологической тропы как средство формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры
Проводя теоретическое изучение процесса проектирования нами были изучены два литературных источника. В первом – «проектирование» трактуется различными педагогическими коллективами как :
• процесс «выращивания» новейших форм общности педагогов, учащихся, педагогической общественности, новых содержаний и технологий образования, способов и технологий педагогической деятельности и мышления (В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков, Н. А. Шайденко);
Публикация «Проект экологической тропы как средство формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
• содержательное, организационно-методическое, материально-техническое и социально-психологическое оформление замысла реализации целостного решения педагогической задачи, которое может осуществляться на эмпирическо-интуитивном, опытно-логическом и научном уровнях (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов).
Второй литературный источник рассматривает несколько точек зрения о проектировании, а именно:
• тесно связанную с наукой инженерии деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления;
• практико-ориентированную деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;
• новую развивающуюся область знания или способ трактовки педагогической действительности (А. П. Тряпицына).
На основе тщательного изучения содержаний понятий, в своей работе мы опираемся на такое определение понятия «проектирование» как деятельность по созданию проекта- будущего образа предполагаемого явления.
Проект как отдельное явление полифункционален, исходя из этого, проект может быть использован в качестве средства развития и воспитания детей и формы организации деятельности детей.
Процесс проектирования изначально должен строиться на определении вида проекта. В рамках выпускной квалификационной работы мы выделили следующие виды проектов (И. А. Колесникова):
• по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;
• по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;
• по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;
• по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;
• по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;
• по предметной области: исторические, экологические и др. ;
• по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;
• по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные).
Логика проектирования представляет четыре основных этапа, в содержании которых отражены процедуры, составляющие содержательную, структурную, технологическую, организационную основу проектных действий:
I. Предпроектный этап. На данном этапе осуществляется диагностика ситуации, т. е определение проблемы, концептуализация и выбор формата проекта.
II. Программирование и планирование хода проекта. Данный этап предполагает теоретическое моделирование методов и средств решения поставленных задач, создание условий для реализации проекта.
III. Этап реализации проекта, опирается на организацию запланированных форм взаимодействия с детьми.
IV. Рефлексивный этап позволяет оценить насколько удалось получить запланированный результат.
V. Послепроектный этап характеризуется возможностью сочетать один реализованный ранее проект с новым запланированным проектом или детско-взрослым проектом.
Таким образом изучив методические рекомендации по созданию проекта, мы предлагаем проект [i]«Экологическая тропа в ХМАО-Югре»[/i].
Структура проекта:
1. Название проекта;
2. Актуальность и новизна проекта;
3. Цель проекта;
4. Задачи проекта;
5. Адресная направленность;
6. География проекта;
7. Сроки реализации проекта;
8. Нормативно-правовая база;
9. Перспективное планирование;
10. Ресурсное обеспечение проекта;
11. Ожидаемый результат;
12. Предполагаемые трудности, связанные с реализацией проекта;
13. Перспективы развития проекта;
14. Маршрут экологической тропы;
15. Карта Экологической тропы.
Проект «Экологическая тропа в ХМАО-Югре»
На основании того, что нормативно-правовой базис Российской федерации и ХМАО-Югры подтверждает необходимость формирования в подрастающем поколении ценностного отношения к природе, необходимо выбрать средство воспитания описанного нами качества.
Большую роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать мир природы ребенок может изучать в процессе проектно-исследовательской деятельности на участке ДОО.
Наибольшая значимость экологической тропы представляется в возможность организации и планировании на ней разнообразных форм взаимодействия с детьми с целью воспитания ценностного отношения к природе ХМАО-Югры.
Формирование детей старшего дошкольного возраста ценностного отношения к природе родного края, является одним из важных аспектов нравственного и экологического воспитания подрастающего поколения. Исходя из этого, мы ставим задачу формирование у детей представлений о живой и неживой природе ХМАО-Югры, формирование и развитие умений природоохранной деятельности.
На основании этого, возникает необходимость создания условий для развития познавательных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе на экологической тропе в условиях ДОО. Проект «Экологическая тропа в ХМАО-Югре» направлен на воспитание ценностного отношения к природе ХМАО-Югры у детей 5-6 лет. При реализации проекта воспитательно-образовательная деятельность детей реализуется в рамках поисково-исследовательской деятельности, двигательной деятельности, игровой деятельности, поэтому данный проект относится к практико-ориентированным проектам, деятельность которых направленна на практическое применение полученных представлений. Поскольку проект предусматривает воспитание ценностного отношения к природе ХМАО-Югры у детей старшего дошкольного возраста, то деятельность детей 5-6 лет предполагает демонстрацию определенных представлений и умений, полученных в рамках различных образовательных областей, проявление личностных качеств, творческих способностей, умений сотрудничества и работы в коллективе. В рамках проекта возможно применение различных приемов групповой и индивидуальной работ.
Новизна данного проекта заключается в активном использовании экологической тропы в совместной деятельности с детьми, а так же использовании современных форм организации детской деятельности с детьми и родителями.
Вид проекта:
• по объектам: природный;
• по субъектам: групповой, коллективный;
• по целевому назначению: научно-исследовательский;
• по территории охвата: локальный;
• по предметной области: экологические;
• по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;
Цель проекта: формирование ценностного отношения к природе ХМАО-Югры
Задачи проекта:
Образовательные:
• формирование представлений о природных объектах ХМАО-Югры и природоохранной деятельности в природе ХМАО-Югры;
Развивающие:
• развивать любознательность и интерес к объектам природного мира ХМАО-Югры;
• развивать практические умения по уходу за растительным и животным миром ХМАО-Югры;
• развивать умения природоохранной деятельности в ХМАО-Югре;
Воспитательные:
• Воспитывать чувство ответственности за свои поступки в природе ХМАО-Югры;
• Воспитывать бережное отношение к объектам природы ХМАО-Югры.
Адресная направленность: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги ДОО.
География проекта: МБДОУ №28 «Калинка» г. Сургут
Сроки реализации проекта: Долгосрочный проект
Нормативно-правовая база:
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
• Постановление от 15 мая 2013 г. N 26 Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
• Закон Ханты-Мансийского автономного округа Югра от 27 сентября 2015 N 89-оз «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Ханты-Мансийского автономного округа Югре».
Календарный план:
• Ресурсное обеспечение проекта: указатели остановок экологической тропы, саженцы и рассада растений.
• Ожидаемый результат:
• У детей сформированы представления о природе ХМАО-Югры;
• Умеют ухаживать за растительным и животным миром ХМАО-Югры;
• Развиты умения природоохранной деятельности в природе ХМАО-Югры;
• Проявляет бережное отношение к природным объектам ХМАО-Югры;
Предполагаемые трудности, связанные с реализацией проекта:
Предполагаемые трудности Возможности преодоления трудностей
Недостаток площади территории ДОО, отведенной на реализацию проекта Использование помещений ДОО в качестве территории для дополнительной реализации проекта
Недостаточное количество участвующих в реализации проекта Пропаганда значимости формирования ценностного отношения к природе ХМАО-Югры, использование методов стимулирования к занятию проектной деятельности.
Перспективы развития проекта: проект экологической тропы можно использовать как условия для детско-взрослых или детско-родительских проектов, экологических акций.
Маршрут экологической тропы:
Остановка 1 «Тайны экотропы»
Цель: ознакомление детей с экологической тропой и ее хозяином Сургошей.
Объекты: план-карта и хозяин экотропы.
Остановка 2 «Аптека в природе»
Цель: формирование представлений о лекарственных растениях ХМАО-Югры, их лечебных свойствах.
Объекты: мать – и – мачеха, одуванчик, ромашка, тысячелетник, иван-чай, подорожник.
Остановка 3 «Лиственные деревья»
Цель: формирование представлений о лиственных деревьях ХМАО-Югры и природоохранной деятельности в природе ХМАО-Югре.
Объекты: береза, осина.
Остановка 4 «Грибной дом»
Цель: формирование представлений у детей о грибной экосистеме и правилах сбора грибов ХМАО-Югры.
Объекты: муляжи: белый гриб, подберезовик, мухомор, лисички, вешенки.
Остановка 5 «Хвойный лес»
Цель: формирование представлений о хвойных породах деревьев в ХМАО-Югре и природоохранной деятельности в природе ХМАО-Югре.
Объекты: ель, сосна, кедр.
Остановка 7 «Водоем»
Цель: формирование представлений о водной экосистеме и осознанно правильного поведения на водоемах.
Объекты: макеты рыб (щука, карась, окунь)
Остановка 6 «Жители леса»
Цель: формирование представлений о животном мире ХМАО-Югры, природоохранной деятельности в природе.
Объекты: бурый медведь, лось, олень, лиса, росомаха, и д. р.
Остановка 7 «Птичий остров»
Цель: формирование представлений о птицах, живущих в ХМАО-Югре, их жизнедеятельности.
Объекты: воробей, сорока, ворона, глухарь, дятел и др.
Остановка 8 «Муравейник»
Цель: формирование представлений о муравейнике и его роли в природе ХМАО-Югры.
Объекты: муляж муравейника и муравья (рыжего, черноголового, бурого лесного).
Остановка 9 «Погода в природе»
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе ХМАО-Югры и развитие умений измерительной деятельности.
Объекты: ветровая мельница, термометр, дождемер, солнечные часы.
Остановка 10 «Сибирская горка»
Цель: знакомство с разнообразием цветов, их строением, условиями, необходимыми для их роста.
Объекты: цветы, растущие в Сибири.
Видовые точки экологической тропы:
Естественные:
1. «Лиственные деревья»;
2. «Хвойный лес»;
3. «Птичий остров»
4. «Аптека в природе»
Специально созданные объекты в летний период:
1. «Тайны экотропы»;
2. «Аптека в природе»;
3. «Грибной дом»;
4. «Птичий остров;»
5. «Муравейник»;
6. «Погода в природе»;
7. «Сибирская горка»;
8. «Водоем».
Специально созданные объекты в зимний период:
1. «Жители леса»;
2. «Птичий остров».
Предложенные нами методические рекомендации по созданию экологической тропы составлены на основе требований предъявляемых к развивающей предметно- пространственной среде СанПИН и ФГОС ДО.
Список используемой литерату
1. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с.
2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического воспитания дошкольников. / Николаева С. Н. М., 2002.