Мария Фереферова
Проект Экологическое воспитание с учетом типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей ребенка — дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Основная задача экологического воспитания - формирование у детей дошкольного возраста экологического сознания. Экологическое воспитание строят на «фундаменте» : усвоение знаний о живой природе, «включение» этих знаний в природоохранную деятельность (уход за животными и растениями, элементы непосредственной трудовой деятельности на приусадебном участке, в природе). Гуманное отношение к природе формируется у детей на основе знаний и практической деятельности с помощью игровых приёмов, художественного материала, вниманием взрослого к переживаниям ребёнка. Цель экологического воспитания- формирование в ребёнке осознанного отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно- эмоциональном опыте, имеющим биологические и самокультурные источники.
Публикация «Проект Экологическое воспитание с учетом типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей ребенка — дошкольника» размещена в разделах
Эффект педагогической деятельности в равной мере зависит и от содержания и динамики самой деятельности, форм и способов ее реализации, и от активности, содержательных и динамических особенностей самого ребенка. Проблемы личности и индивидуальности всегда были в центре пристального внимания психологов и педагогов. Многие ученые (Я. Стреляу, В. Н. Небылицын, С. Л. Рубинштейн и др.) признают, что темперамент - важное условие, с которым не только надо считаться при организации индивидуального подхода к воспитанию и обучению, но и учитывать его ведущую роль при формировании характера, в развитии способностей.
Роль темперамента в формировании личности заключается, прежде всего, в том, что он определенным образом модифицирует воспитательное влияние окружающей среды. Следует отметить, что общие особенности темперамента проявляются у ребенка очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. (Слободская Е. Р., Смирнов А.). В связи с этим очевидна и не подлежит сомнению важность учета в воспитании и обучении детей дошкольного возраста индивидуально – типологических особенностей ребенка.
Реализация индивидуального подхода в воспитании и обучении детей позволяет сохранить, и амплифицировать самобытность и уникальность каждого ребенка. В этом процессе различных видов детской деятельности (процессуальные, продуктивные, художественно – творческие и др., используемые взрослыми (родителями, педагогами) безусловно, представляют собой такой тип взаимодействия, сотрудничества с дошкольниками, который позволяет обнаружить, сохранить и преумножить природный потенциал каждого ребенка. И это соответствует современной логике развития дошкольной педагогики.
В связи с этим возникла актуальность создания проекта на основе экологического воспитания с учетом типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей ребенка – дошкольника.
Проект обусловлен на основе подбора специальных экологических игр, упражнения, викторины, КВНов, праздников, релаксации и психогимнатик направленных на психопрофилактику формирования отрицательных свойств темперамента, коррекцию психологических, эмоциональных проблем ребёнка – дошкольника.
Цель проекта :
Создание условий профилактики формирования отрицательных свойств темперамента у ребенка – дошкольника средствами экологического воспитания.
Задачи:
• Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе игровых технологий.
• Разработка и апробация на практике технологий коррекционной работы с учетом типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей ребенка – дошкольника.
Направление работы.
• Экологическое воспитание ребенка - дошкольника.
• Психокоррекционная работа с детьми с учетом типа темперамента как проявление индивидуальных особенностей ребенка – дошкольника.
Формы реализации.
Экологические игры, упражнения, выставки, метод релаксации, психогимнастические этюды, музыка терапия.
Ожидаемые результаты:
• Высокая результативность в экологическом воспитании ребенка – дошкольника.
• Профилактика формирования отрицательных свойств темперамента у ребенка – дошкольника средствами экологического воспитания. Диагностика темперамента детей старшего дошкольного возраста осуществлялась с использованием методик, разработанных Я. Стреляу, Л Широковой, А. Томасом, Т. М. Титаренко, Н. Я. Большуновой. Отличительная особенность методик состоит в том, что в основу опросников положен метод наблюдения за деятельностью и поведением детей в повседневной жизни.
В процессе наблюдения в поведении ребенка (как ответ на сформированный в каждой из обозначенных авторских методик, вопрос, позволяющие сопоставлять их с особенностями нервной системы (сила –слабость, подвижность – инертность, уравновешенность –неуравновешенность, активность- реактивность, пластичность –ригидность и проч., свойственными определенному типу темперамента.
Анализ продуктов изобразительной деятельности с целью обнаружения общих и дифференциальных показателей, позволяющих определить доминирующий тип темперамента ребенка. (А. Смирнов, с. Степановой, Й. Шванцара и др.)