Получи документы

Проект «Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края»

Ванчикова Мария Тумуровна
Проект «Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края»
▼ Скачать

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Солнышко»

Проект

«Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края»

.

Воспитатель : Ванчикова М. Т

2023

Содержание:

1. Введение.

2. Теоретическая часть:

- значение работы по ознакомлению детей с природой родного края;

3. Практическая часть:

- прогулки и экскурсии - ведущая форма знакомства детей с природой;

Публикация «Проект „Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края“» размещена в разделах

- наблюдения в природе - один из основных методов работы;

- труд детей в природе;

- обогащение словаря детей в процессе общения с природой;

- художественная литература как средство обогащения словаря и закрепления знаний детей,

- правила поведения в природе;

- работа с родителями;

- результаты работы и планы на будущее;

4. Приложение.

«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».

Д. С. Лихачёв

Актуальность

Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих ныне людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Мы все наблюдаем о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов и промышленных выбросов. Эти проблемы в экологии и необходимость их преодоления создали новое экологическое направление в образовании. Основным содержанием экологического воспитания и образования является формирование осознанного, правильного и бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям, формируются основы экологической культуры.

У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.

Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.

Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его.

Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.

Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).

Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.

Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.

Цель: формирование и воспитание у детей экологического сознания, приобщение к окружающей природе родного края.

Задачи:

- Расширять знания детей о природе родного края и окружающем мире в

целом; формировать экологическую культуру и познавательную деятельность; научить обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

- Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей.

- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.

Методы:

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения с заполнение календаря природы;

- показа сказок (педагогом, детьми);

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,

дидактических, игр - драматизаций и др.);

- загадывание загадок;

- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы:

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов Забайкальского края;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Ожидаемые результаты:

1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам

родного края;

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к

природе, проявление творчества.

У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Мы думаем, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность. Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления. При ознакомлении детей с природой мы основное внимание уделили ознакомлению детей с природой именно родного края, села. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной.

С. Дрожжина.

Наше МАДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко» находится в селе Таптанай Дульдургинского района Агинского бурятского автономного округа Забайкальского края. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае, селе есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья.

Природа полна очарования не только сама по себе. Она - колыбель человеческих судеб и деяний, духовных богатств и славы Родины.

Мы живем в прекрасном и удивительном Забайкальском крае. Наш край относится к Дальневосточному федеральному округу Российской Федерации. Административным центром субъекта является город Чита. Площадь края составляет 431 892 км, что составляет 2,52 % площади России. По этому показателю край занимает 12-е место в стране. Численность населения — 992 429 чел. (2023).

Край образован 1 марта 2008 года, в результате референдума об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.

Граничит с Амурской и Иркутской областями, Республикой Бурятия и Республикой Саха (Якутия) Российской Федерации. Южная и юго-восточная границы Забайкальского края является государственной границей Российской Федерации с Монголией и Китайской Народной Республикой.

В нашем крае много лечебных и минеральных источников, курортов: «Кука»; «Ямкунь»; «Ямаровка»; «Былыра»; «Зымка»; заповедник «Сохондинский». Также «Угсахай», «Юсэн Туг» в селе Токчин и многие другие. Самый знаменитый и самый посещаемый это национальный парк «Алханай», также в нашем селе Таптанай есть уникальный горный массив «Саханай» и «Ело», которые привлекают своей необычной красотой.

Природа края поистине удивительна. Это объясняется горными рельефами, плоскогорьями и нагорьями лесостепных, степных и таежных широт.

Южная часть региона представлена обширной Улдза-Торейской высокой равниной. Наивысшей точкой края является Пик БАМ, который возвышается над морем более чем на 3 тысячи метров. Наиболее низкая точка региона — место выхода реки Амур за область Забайкальского края. Здесь высота не доходит до 300 метров над уровнем моря.

Природа Забайкальского края заслуживает отдельного внимания, так как – она изумляющая, необыкновенно красивая и по-своему неповторимая. Забайкалье является краем удивительных контрастов и множества неожиданностей. Есть в нем и скалистые горы, и огромные хребты, которые заросли на склонах великолепной сибирской тайгой, и бескрайние ковыльные степи. Еще Чехов А. П., проезжая через Забайкалье, в своих путевых заметках писал: «. в Забайкалье я находил все, что хотел: днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнувшись от дремоты, глядь - уж Полтавская губерния - и так всю тысячу верст. Забайкалье великолепно».[11,c.12]

Полезные ископаемые Забайкальского края

Забайкальский край имеет богатые запасы полезных ископаемых и занимает одно из первых мест среди горнорудных регионов России. В регионе добываются: уран, железо, серебро, уголь, ванадий, апатиты, магнезиты, а также камни, использующиеся для изготовления ювелирных изделий. Край имеет перспективы для создания сырьевых баз марганца, хрома, алмазов и газа.

Особо следует отметить, что на территории Забайкалья располагается крупнейшее в России месторождение меди, запасы которого содержат около 20 миллионов тонн (Удоканское месторождение).

Благодаря имеющимся запасам урана край является ресурсной базой ядерной промышленности Российской Федерации.

Помимо перечисленных богатств, в регионе также имеются залежи золота, свинца, молибдена, цинка. В настоящее время происходит разведка свежевыявленных обширных запасов сынныритов, являющихся ценным комплексным сырьём, использующимся в том числе и в производстве бесхлорных калийных удобрений.

Климат Забайкальского края

Климат Забайкальского региона является достаточно суровым и резко континентальным. Зимний период обычно холодный и сухой, малооблачный. Осадки выпадают редко и в небольшом объеме. Солнечное сияние здесь выражено больше чем в Ялте. Ветер слабый и возникает редко. Характерны устойчивые морозы вследствие того, что поверхность земли активно теряет тепло. Январская температура различна в разных частях региона: так, на юге области средняя температура составляет около -23 градусов, а в северной и северо-восточной области этот показатель доходит до -32 градусов. Для самых сильных морозов характерна температура до -55 градусов.

Растения Забайкальского края

Растительность Забайкальского края разнообразна, богата и необычна. Своей уникальностью она обязана особенностям географии и природы. Основу растительного покрова края составляют леса, степи и высокогорья. Здесь имеется множество кустарников, лугов, а также водной растительности.

Животные Забайкальского края

Край заселён зверями, встречающимися обычно в разных континентальных регионах.

Большое количество водоёмов привлекает разных журавлей, их насчитывается около 5 видов. Дрофа – занесена в Красную книгу и причислена к редкому исчезающему виду крупных птиц из отряда журавлеобразных.

Реки и озера Забайкальского края

В Забайкальском крае располагается водораздел бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов. В регионе находятся верховья таких рек как Амур, Лена и Енисей. Всего в речной сети края насчитывается более 44 тысяч рек. Их общая протяжённость составляет более 88 тысяч км.

Знакомя детей с родным Забайкальским краем, мы узнали о том, чем он славен: много разных полезных ископаемых, мощная база сырья, минеральных ресурсов, большие запасы материалов для строительства, много памятников истории. В нашем крае много лечебных и минеральных источников. Они привлекают туристов сложными и интересными маршрутами. Здесь сосредоточено большое количество природных объектов, все они находятся под охраной государства. Поэтому в своей работе с детьми по зкологическому воспитанию и ознакомлению с природой нашего края мы изучаем и уделяем большое внимание растительному и животному миру, флоре и фауне.

Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, мы определили цели работы:

- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;

- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края; - воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе; - учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;

- знакомить с лекарственными растениями края;

- знакомить с «Красной книгой» (растения и животные.

Формы и методы знакомства детей с родным краем :

наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов,

практические (игра, труд, опыты,

словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).

Воспитание любви к малой родине мы формируем у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края, села, проводим экскурсии. В исследовательских работах с детьми мы изучаем, проводим опыты, экспериментируем, узнаем много нового и интересного.

Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группах нами организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, мини-коллекции семян, ракушек, камней, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода и способов размножения растений. Также в группах имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком.

В нашем саду создан и функционирует Центр краеведения, для воспитания любви и патриотических чувств, к своей Малой Родине, где они могут познакомиться с символом нашего края - «Багульником», животным и растительным миром, изучить карту Забайкальского края.

Основное средство познания природы - наблюдение. Одной из целей работы является, совершенствование у детей умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Для того чтобы научить детей восхищаться, радоваться, любоваться красотой природы во время наблюдений рассказываем потешки, прибаутки, заклички, поговорки. В процессе наблюдений у детей формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности.

Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года. Для того, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое, разрабатываем различные маршруты, готовим интересные задания. Заранее продумываем цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, проводим предварительную беседу с детьми.

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в нашей работе широко используем разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные, применяем иллюстративно-наглядный материал, презентации. В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, которые они с удовольствием рассматривают.

Активно используем труд в природе : осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Каждый год организуем вместе с детьми «Зимний огород на окне». Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки

Эффективным и результативным способом реализации задач экологического образования является организация проектной деятельности. В своей работе мы стараемся использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы.

В дальнейшем планируем продолжать свою работу в следующих направлениях:

- продолжить знакомить детей с растениями и животными родного

края, в том числе и с редкими;

- устройство фитогрядки на участке детского сада для выращивания

лекарственных растений;

- продолжать сотрудничество с музеем;

- расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с

помощью дидактических игр, чтения художественной литературы;

- пополнение методической копилки материалами и новой

литературой.

В результате проделанной работы мы отмечаем, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.

Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Речь детей стала более гибкой и связной, последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение. Мы провели диагностирование знаний детей и выяснили, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. У детей появилась любознательность и наблюдательность, стал расти интерес к природе, к родному краю, родному селу.

Наши воспитанники участвуют и занимают призовые места в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах разного уровня. Развивая интересы детей, занимаемся с ними индивидуально и в подгруппах: решаем олимпиадные задания, создаем творческих работы, проекты, участвуем в конкурсах юных талантов.

Подготовлены и проведены проекты, презентации и исследовательские работы по различным темам: «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «Мой родной край», «Я живу в селе Таптанай», «Моя родная улица», «Малый Саханай», «Мой округ - мой родимый дом», «Знаменитые люди моего села», «Петр Бадмаев», «Жамсо Тумунов» итд.

Заключение

Полученные в процессе работы педагогический опыт и положительные результаты экологического образования и воспитания дошкольников, приводят к мысли: если мы научили ребят замечать и оберегать ползающего муравья, радоваться распускающейся черемухе, наблюдать за полетом воробья, и тем самым пробудили их интерес к огромному миру природы, то можно считать поставленную задачу выполненной. И мы уверены, что наши малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его природным объектам.

Опыт нашей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру. Очень важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.

Литература

1. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Книга для воспитателей и

родителей. Путешествие в мир природы и развитие речи.

Издательство ГНОМ и Д, 2000 - 96с.

2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в

дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной

группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного

образовательного учреждения. — М. : Просвещение, 2002. — 144 с.

3. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году! Путешествие в мир

природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и

родителей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 64 с.

4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в

детском саду: Сценарии занятий. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.

(Серия «Программа развития»)

5. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду

:прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет /

Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

6. ru.wikipedia.org

7. Сайт в интернете www.maam.ru

Приложения

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

• Да

• Нет

• Не знаю

2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?

• Да

• Нет

• Не знаю

3. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего

региона, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

• Да

• Нет

• Не знаю

4. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей

среды?

• Да

• Нет

• Не знаю

5. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в

семье?

___

6. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

• Высокий

• Средний

• Низкий

7. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

• Да. Каким образом? ___

• Нет.

8. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы

вгруппе?___

___

9. Готовы ли помочь воспитателям в организации мероприятий по экологическому

воспитанию в группе?

• Да

• Нет

Спасибо

Публикации по теме:

Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» Детский сад является важным звеном экологического образования детей, поэтому не случайно перед нами, педагогами, встает задача формирования.

План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»План по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Актуальность Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний,.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Проект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возрастаПроект по краеведению  «Природа родного края» с детьми старшего дошкольного возраста Проект по Краеведению – природа родного края с детьми старшего дошкольного возраста Автор: Кузнецова Вероника Валерьевна Новосибирск.

Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»Проект в младшей группе «Я познаю мир. Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» Паспорт проекта Тип проекта: Практико-ориентированный Сроки реализации проекта: среднесрочный (29.03.2021 г. – 20.04.2021 г.) Участники:.

Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность»Проект «Воспитание патриотизма, приобщение к истории и культуре родного края через музыкально-художественную деятельность» Предлагаю вашему вниманию педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект – это начальная ступень патриотического.

Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Проект «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Морозова Марина Юрьевна Тип Проекта: групповой, познавательно – творческий. Продолжительность Проекта: осень - сентябрь, октябрь, ноябрь;.

Проект «Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с сезонными изменениями в природе» Тема проекта: Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с сезонными изменениями в природе. Осень как время года. Актуальность.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста «Экологическое воспитание дошкольников» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем:.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возрастаЭкологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Экологическое образование – это формирование у детей знаний и представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края»
Опубликовано: 21 ноября 2023 в 06:28
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края»» (включая файлы) размещена пользователем Ванчикова Мария Тумуровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД