Ванчикова Мария Тумуровна
Проект «Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад «Солнышко»
Проект
«Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края»
.
Воспитатель : Ванчикова М. Т
2023
Содержание:
1. Введение.
2. Теоретическая часть:
- значение работы по ознакомлению детей с природой родного края;
3. Практическая часть:
- прогулки и экскурсии - ведущая форма знакомства детей с природой;
Публикация «Проект „Экологическое воспитание и приобщение детей дошкольного возраста к окружающей природе родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- наблюдения в природе - один из основных методов работы;
- труд детей в природе;
- обогащение словаря детей в процессе общения с природой;
- художественная литература как средство обогащения словаря и закрепления знаний детей,
- правила поведения в природе;
- работа с родителями;
- результаты работы и планы на будущее;
4. Приложение.
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем и ко всему человечеству».
Д. С. Лихачёв
Актуальность
Выбор темы по экологическому воспитанию был не случаен. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от живущих ныне людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Мы все наблюдаем о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей. Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов и промышленных выбросов. Эти проблемы в экологии и необходимость их преодоления создали новое экологическое направление в образовании. Основным содержанием экологического воспитания и образования является формирование осознанного, правильного и бережного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям, формируются основы экологической культуры.
У ребенка рано появляется стремление к активному познанию природы. Она притягательна для него благодаря своему красочному миру, который дает малышу много ярких впечатлений, вызывает радостные переживания.
Ознакомление дошкольников с родной природой - первые шаги в познании родного края, воспитания любви к Родине.
Понятие Родины связано с конкретными представлениями о том, что ребенку дорого и близко - с любовью к родителям. Своему дому, природе, окружающей его.
Умение видеть и понимать состояние живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств с этого начинается ответственность за все живое.
Выдающиеся педагоги всех времен придавали огромное значение общению детей с природой. В этом они видели средство всестороннего развития. Природа окружает ребенка с ранних лет. И. Г. Песталоци отмечал, что это источник, благодаря которому ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям. Он писал: «С самых ранних этапов развития надо вести ребенка во все многообразие окружающей его природы». К. Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Многие советские педагоги обращали внимание на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к истокам - к чудесной красоте природы». (В. А. Сухомлинский).
Сухомлинский писал о том, что человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облачков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой природы.
Таким образом, впечатления о родной природе, полученные в детстве оставляют неизгладимый след в душе ребенка, а иногда определяют интересы и симпатии человека на всю жизнь.
Цель: формирование и воспитание у детей экологического сознания, приобщение к окружающей природе родного края.
Задачи:
- Расширять знания детей о природе родного края и окружающем мире в
целом; формировать экологическую культуру и познавательную деятельность; научить обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
- Развивать любознательность, наблюдательность, связную речь детей.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
Методы:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения с заполнение календаря природы;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых,
дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов Забайкальского края;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
Ожидаемые результаты:
1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе
2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам
родного края;
3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к
природе, проявление творчества.
У каждого из нас есть своя Родина, место, где мы родились и живем, знакомство с которой начинается с детства. Она ближе всего к ребенку. Все увиденное и услышанное впервые интересно и загадочно: как растут цветы и деревья? Откуда берутся листочки? Вопросам нет конца. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. С годами наших знаний о родном крае становится больше, но те радостные переживания от общения с природой запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы и бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки даже лужицы после летнего дождя - все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к своей природе, к родине, воспитывается чувство патриотизма. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, журчание ручья, плеск воды, шелест травы, шуршание сухих листьев, скрип снега под ногами - все это служит материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного восприятия. Приобретенное в детстве умение видеть и слышать природу вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интереса. В процессе ознакомления детей с природой осуществляется нравственное, физическое и умственное воспитание. В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения ко всему живому. Прогулки и игры на свежем воздухе развивают мышцы и укрепляют нервную систему. Детей необходимо учить простейшим навыкам и приемам выращивания растений и ухода за животными. Важно, чтобы дети получали радость от процесса и результата совместного труда. Мы думаем, что основная задача умственного воспитания детей в процессе ознакомления с природой родного края состоит в том, чтобы дать детям знания о неживой природе, растениях, животных, связях между объектами и явлениями природы. Развивать познавательные способности, логическое мышление, внимание, речь, наблюдательность, любознательность. Разнообразный мир растений и животных пробуждают у ребят живой интерес к природе, побуждает их к деятельности, обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Дети с увлечением рисуют картины природы, передавая в них свои чувства, эмоции, впечатления. При ознакомлении детей с природой мы основное внимание уделили ознакомлению детей с природой именно родного края, села. Родная природа окружает ребенка с первого мгновения его жизни. Она более понятна и доступна ему.
Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной.
С. Дрожжина.
Наше МАДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко» находится в селе Таптанай Дульдургинского района Агинского бурятского автономного округа Забайкальского края. Любой край неповторим. Он имеет свои особенности, свою неповторимую природу. В каждом крае, селе есть свои особенные, дорогие его жителям тропинки, леса, особенные деревья.
Природа полна очарования не только сама по себе. Она - колыбель человеческих судеб и деяний, духовных богатств и славы Родины.
Мы живем в прекрасном и удивительном Забайкальском крае. Наш край относится к Дальневосточному федеральному округу Российской Федерации. Административным центром субъекта является город Чита. Площадь края составляет 431 892 км, что составляет 2,52 % площади России. По этому показателю край занимает 12-е место в стране. Численность населения — 992 429 чел. (2023).
Край образован 1 марта 2008 года, в результате референдума об объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа.
Граничит с Амурской и Иркутской областями, Республикой Бурятия и Республикой Саха (Якутия) Российской Федерации. Южная и юго-восточная границы Забайкальского края является государственной границей Российской Федерации с Монголией и Китайской Народной Республикой.
В нашем крае много лечебных и минеральных источников, курортов: «Кука»; «Ямкунь»; «Ямаровка»; «Былыра»; «Зымка»; заповедник «Сохондинский». Также «Угсахай», «Юсэн Туг» в селе Токчин и многие другие. Самый знаменитый и самый посещаемый это национальный парк «Алханай», также в нашем селе Таптанай есть уникальный горный массив «Саханай» и «Ело», которые привлекают своей необычной красотой.
Природа края поистине удивительна. Это объясняется горными рельефами, плоскогорьями и нагорьями лесостепных, степных и таежных широт.
Южная часть региона представлена обширной Улдза-Торейской высокой равниной. Наивысшей точкой края является Пик БАМ, который возвышается над морем более чем на 3 тысячи метров. Наиболее низкая точка региона — место выхода реки Амур за область Забайкальского края. Здесь высота не доходит до 300 метров над уровнем моря.
Природа Забайкальского края заслуживает отдельного внимания, так как – она изумляющая, необыкновенно красивая и по-своему неповторимая. Забайкалье является краем удивительных контрастов и множества неожиданностей. Есть в нем и скалистые горы, и огромные хребты, которые заросли на склонах великолепной сибирской тайгой, и бескрайние ковыльные степи. Еще Чехов А. П., проезжая через Забайкалье, в своих путевых заметках писал: «. в Забайкалье я находил все, что хотел: днем скачешь по Кавказу, ночью по Донской степи, а утром очнувшись от дремоты, глядь - уж Полтавская губерния - и так всю тысячу верст. Забайкалье великолепно».[11,c.12]
Полезные ископаемые Забайкальского края
Забайкальский край имеет богатые запасы полезных ископаемых и занимает одно из первых мест среди горнорудных регионов России. В регионе добываются: уран, железо, серебро, уголь, ванадий, апатиты, магнезиты, а также камни, использующиеся для изготовления ювелирных изделий. Край имеет перспективы для создания сырьевых баз марганца, хрома, алмазов и газа.
Особо следует отметить, что на территории Забайкалья располагается крупнейшее в России месторождение меди, запасы которого содержат около 20 миллионов тонн (Удоканское месторождение).
Благодаря имеющимся запасам урана край является ресурсной базой ядерной промышленности Российской Федерации.
Помимо перечисленных богатств, в регионе также имеются залежи золота, свинца, молибдена, цинка. В настоящее время происходит разведка свежевыявленных обширных запасов сынныритов, являющихся ценным комплексным сырьём, использующимся в том числе и в производстве бесхлорных калийных удобрений.
Климат Забайкальского края
Климат Забайкальского региона является достаточно суровым и резко континентальным. Зимний период обычно холодный и сухой, малооблачный. Осадки выпадают редко и в небольшом объеме. Солнечное сияние здесь выражено больше чем в Ялте. Ветер слабый и возникает редко. Характерны устойчивые морозы вследствие того, что поверхность земли активно теряет тепло. Январская температура различна в разных частях региона: так, на юге области средняя температура составляет около -23 градусов, а в северной и северо-восточной области этот показатель доходит до -32 градусов. Для самых сильных морозов характерна температура до -55 градусов.
Растения Забайкальского края
Растительность Забайкальского края разнообразна, богата и необычна. Своей уникальностью она обязана особенностям географии и природы. Основу растительного покрова края составляют леса, степи и высокогорья. Здесь имеется множество кустарников, лугов, а также водной растительности.
Животные Забайкальского края
Край заселён зверями, встречающимися обычно в разных континентальных регионах.
Большое количество водоёмов привлекает разных журавлей, их насчитывается около 5 видов. Дрофа – занесена в Красную книгу и причислена к редкому исчезающему виду крупных птиц из отряда журавлеобразных.
Реки и озера Забайкальского края
В Забайкальском крае располагается водораздел бассейнов Тихого и Северного Ледовитого океанов. В регионе находятся верховья таких рек как Амур, Лена и Енисей. Всего в речной сети края насчитывается более 44 тысяч рек. Их общая протяжённость составляет более 88 тысяч км.
Знакомя детей с родным Забайкальским краем, мы узнали о том, чем он славен: много разных полезных ископаемых, мощная база сырья, минеральных ресурсов, большие запасы материалов для строительства, много памятников истории. В нашем крае много лечебных и минеральных источников. Они привлекают туристов сложными и интересными маршрутами. Здесь сосредоточено большое количество природных объектов, все они находятся под охраной государства. Поэтому в своей работе с детьми по зкологическому воспитанию и ознакомлению с природой нашего края мы изучаем и уделяем большое внимание растительному и животному миру, флоре и фауне.
Организуя работу с детьми по ознакомлению с родным краем, мы определили цели работы:
- воспитывать эмоционально-положительное отношение к природе, развивать умение видеть и понимать ее красоту;
- воспитывать интерес и желание больше узнать о природе родного края; - воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться в природе; - учить определять свое отношение к природе, передавать его в рассказах, рисунках;
- знакомить с лекарственными растениями края;
- знакомить с «Красной книгой» (растения и животные.
Формы и методы знакомства детей с родным краем :
наглядные (наблюдения, рассматривание картин, демонстрация диафильмов,
практические (игра, труд, опыты,
словесный (рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы).
Воспитание любви к малой родине мы формируем у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края, села, проводим экскурсии. В исследовательских работах с детьми мы изучаем, проводим опыты, экспериментируем, узнаем много нового и интересного.
Успешное экологическое воспитание детей невозможно без благоприятной предметно – развивающей среды. Дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи в природе на близком и знакомом им материале. Для этого в группах нами организовано экологическое пространство, где находятся: календарь природы, муляжи овощей и фруктов, мини-коллекции семян, ракушек, камней, материалы для ухода за растениями. Имеются схемы способов ухода и способов размножения растений. Также в группах имеется уголок для экспериментирования, где дети в любое время могут проводить опыты с водой и песком.
В нашем саду создан и функционирует Центр краеведения, для воспитания любви и патриотических чувств, к своей Малой Родине, где они могут познакомиться с символом нашего края - «Багульником», животным и растительным миром, изучить карту Забайкальского края.
Основное средство познания природы - наблюдение. Одной из целей работы является, совершенствование у детей умений и навыков наблюдений за живыми и неживыми объектами природы. Для того чтобы научить детей восхищаться, радоваться, любоваться красотой природы во время наблюдений рассказываем потешки, прибаутки, заклички, поговорки. В процессе наблюдений у детей формируется интерес к окружающей природе, желание, как можно больше узнать о ней. Дети не просто знакомятся с объектами природы, они учатся правильно вести себя в природе, слышать, видеть и чувствовать ее в действительности.
Экскурсия - одна из форм общения детей с природой. Мы с детьми организуем прогулки и экскурсии в разное время года. Для того, чтобы экскурсия была интересна каждому ребенку и он узнал что-то новое, разрабатываем различные маршруты, готовим интересные задания. Заранее продумываем цель, вопросы детям, оборудование, игры, задания, проводим предварительную беседу с детьми.
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального развития ребенка, для уточнения его знаний об окружающем. Поэтому в нашей работе широко используем разнообразные игры: дидактические, экологические, настольно-печатные игры, словесные, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-имитации, строительные, применяем иллюстративно-наглядный материал, презентации. В книжном уголке дети могут найти литературу с красочными иллюстрациями, которые они с удовольствием рассматривают.
Активно используем труд в природе : осенью — уборка сухих листьев, веточек; зимой — очистка участка от снега. Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Каждый год организуем вместе с детьми «Зимний огород на окне». Огромный интерес у детей вызывает процесс посадки лука, укропа, петрушки
Эффективным и результативным способом реализации задач экологического образования является организация проектной деятельности. В своей работе мы стараемся использовать проектную деятельность для поддержания интереса к познанию; стремления детей познавать мир; учиться использовать приобретенные знания; решать возникающие проблемы.
В дальнейшем планируем продолжать свою работу в следующих направлениях:
- продолжить знакомить детей с растениями и животными родного
края, в том числе и с редкими;
- устройство фитогрядки на участке детского сада для выращивания
лекарственных растений;
- продолжать сотрудничество с музеем;
- расширять словарный запас детей, закреплять имеющиеся знания с
помощью дидактических игр, чтения художественной литературы;
- пополнение методической копилки материалами и новой
литературой.
В результате проделанной работы мы отмечаем, что систематическое проведение экскурсий, прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, его повторение дали возможность закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями.
Изменилось поведение детей. Они стали более внимательными стали бережнее относиться к природе, ко всему живому, заботиться о тех, кто рядом, проявлять сочувствие и оказывать помощь. Речь детей стала более гибкой и связной, последовательнее и интереснее стали рассказы детей, расширился их словарный запас, богаче стало их творческое воображение. Мы провели диагностирование знаний детей и выяснили, что у детей сформировался определенный запас знаний о растениях и животных, расшилось представление о труде людей, о профессиях, о значении охраны природы. У детей появилась любознательность и наблюдательность, стал расти интерес к природе, к родному краю, родному селу.
Наши воспитанники участвуют и занимают призовые места в очных и дистанционных олимпиадах, конкурсах разного уровня. Развивая интересы детей, занимаемся с ними индивидуально и в подгруппах: решаем олимпиадные задания, создаем творческих работы, проекты, участвуем в конкурсах юных талантов.
Подготовлены и проведены проекты, презентации и исследовательские работы по различным темам: «Дикие животные наших лесов», «Снег полезный или вредный», «Витамины на окне», «Мой родной край», «Я живу в селе Таптанай», «Моя родная улица», «Малый Саханай», «Мой округ - мой родимый дом», «Знаменитые люди моего села», «Петр Бадмаев», «Жамсо Тумунов» итд.
Заключение
Полученные в процессе работы педагогический опыт и положительные результаты экологического образования и воспитания дошкольников, приводят к мысли: если мы научили ребят замечать и оберегать ползающего муравья, радоваться распускающейся черемухе, наблюдать за полетом воробья, и тем самым пробудили их интерес к огромному миру природы, то можно считать поставленную задачу выполненной. И мы уверены, что наши малыши, когда вырастут, будут любить свой край и бережно, с любовью относиться к его природным объектам.
Опыт нашей работы показывает, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитывает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру. Очень важно самому воспитателю быть заинтересованным, владеть богатством родного языка, постоянно пополнять запас знаний, быть примером для своих воспитанников.
Литература
1. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу! Книга для воспитателей и
родителей. Путешествие в мир природы и развитие речи.
Издательство ГНОМ и Д, 2000 - 96с.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в
дошкольном детстве : Методика работы с детьми подготовительной
группы детского сада: Пособие для воспитателя дошкольного
образовательного учреждения. — М. : Просвещение, 2002. — 144 с.
3. Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году! Путешествие в мир
природы. Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и
родителей. - М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2000. — 64 с.
4. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в
детском саду: Сценарии занятий. — М. : ТЦ Сфера, 2004. — 144 с.
(Серия «Программа развития»)
5. Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду
:прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет /
Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
6. ru.wikipedia.org
7. Сайт в интернете www.maam.ru
Приложения
Анкета для родителей
«Экологическое воспитание дошкольников»
1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?
• Да
• Нет
• Не знаю
2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона?
• Да
• Нет
• Не знаю
3. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего
региона, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
• Да
• Нет
• Не знаю
4. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей
среды?
• Да
• Нет
• Не знаю
5. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в
семье?
___
6. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?
• Высокий
• Средний
• Низкий
7. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?
• Да. Каким образом? ___
• Нет.
8. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы
вгруппе?___
___
9. Готовы ли помочь воспитателям в организации мероприятий по экологическому
воспитанию в группе?
• Да
• Нет
Спасибо