Нестерова Валентина Николаевна
Проект «Взаимодействие с семьями воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
«Взаимодействие с семьями воспитанников»
ПРЕДИСЛОВИЕ
В дет ском саду
- Ой, мамуля!
Что здесь было!
Ты когда ушла домой,
А меня в саду забыла,
Тут такой поднялся рёв,
Как от тысячи коров!
- Кто ж ревел? Твои друзья?
- Нет, мамуля, только я!
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Изучение семей воспитанников :
• Анкетирование «Анкета-знакомство»;
• Наблюдение за ребенком;
• Мониторинг в детском саду («Листы адаптации»);
• Беседа с ребенком;
• Беседа с родителями.
Публикация «Проект „Взаимодействие с семьями воспитанников“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Темочки
2. Разработка портфолио группы
Цель: познакомить родителей с программой дошкольного воспитания, предметно-развивающей средой группы, режимом работы детского сада, формами и методами работы.
2 этап – основной
Направление работы с семьей Формы и методы работы
Информационно-просветительская работа с родителями 1. Информационные стенды:
- «Внимание!»
- Папка-передвижка «Адаптация к условиям детского сада»
- «Здоровячок»
- «Неболейка»
2. Консультации и рекомендации родителям:
- Консультация «Адаптация ребенка к условиям Дошкольного учреждения».
- Индивидуальная беседа «Психологическая близость мамы и ребенка».
-Консультации по теме: «Развитие навыков самообслуживания у детей 2х – 3х лет».
- Консультация «Кризис трех лет».
- Консультация «Отдельные сюжеты повседневной жизни».
- Индивидуальные беседы «Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками» и т. д.
- Выставка игрушек, дидактических игр. Консультация «Какие игрушки покупать ребенку 2х – 3х лет».
3. Беседа «Наш день»
Цель: информировать родителей о произошедших за день мероприятиях в детском саду, в группе, о том, как прошел день у ребенка.
Привлечение родителей к сотрудничеству
1. Акция «Витаминная сказка на окошке» (изготовление совместно с детьми книжек-малышек по теме «Где живут витамины»).
2. «Ваши добрые дела» - поощрять участие родителей в том или ином мероприятии, выражать благодарность за любую оказанную помощь.
3. Выставка «Семейная мастерская» - привлечение родителей к участию в выставках, на которых представлены результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки).
• 4. Участие родителей в методических мероприятиях: изготовление костюмов, дидактических игр, пособий предметно-развивающей среды
3 этап –заключительный Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.
Цель проекта : – организация работы по созданию условий взаимодействия педагогов детского сада с родителями воспитанников.
Длительность проекта : среднесрочный
Возрастная группа :возраст от2-3 лет, ясельная группа
Ожидаемые результаты:
1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников.
Проблема:
Взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им научиться взаимодействовать с ребенком с позиции СО-творчества, понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми
Актуальность:На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Имеются противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада. Третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Механизм отслеживания результатов:
• Беседы
• Выставки детско-родительских работ
• Наблюдение
• Анкетирование
Задачи проекта :
• - привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;
• - создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;
• -повышение педагогической культуры родителей;
• -активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
Предполагаемые результат, для детей и родителей:
1. Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.
2. Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.
3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
4. Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.
Анкета – знакомство
1. Фамилия, имя ребёнка___
2. Мама - ФИО, увлечения в свободное от работы время (вязание, шитьё и т. д.)
___
3. Папа - ФИО, увлечения в свободное от работы время (резьба по дереву и др.)
___
4. Есть ли ещё дети ___
___
5. Проживающие в семье др. родственники ___
___
6. Подвержен ли ребёнок простудным заболеваниям?___
7. Как засыпает?___
8. Как называют ребёнка дома?___
9. Навыки самообслуживания ___
___
10. Умеет ли ребёнок играть сам?___
11. Есть ли в семье традиции, семейные развлечения (какие)___
___
12. С желанием ли играет с другими детьми?___
13. Делится ли своими игрушками?___
14. Каковы любимые занятия дома? Вне дома?___
___
15. Хочет ли посещать детский сад?___
16. С какими трудностями сталкиваетесь в воспитании?___
___
17. Что бы вы хотели получить от пребывания ребёнка в детском саду?___
18. У моего ребёнка есть стол и стул, подходящие для его возраста ___
___
19. У моего ребёнка есть отдельная комната (уголок, где он может играть и хранить свои игрушки___
20. На полке у моего ребёнка больше машинок, кукол, мягких игрушек, чем кубиков, конструкторов, пирамидок___
21. У моего ребёнка есть любимая игрушка (укажите какая)___
22. У нас дома есть спортивный комплекс___
23. Моему ребёнку всегда доступны бумага, карандаши, пластилин, краски___
24. Я каждый день читаю книги моему ребёнку___
25. У моего ребёнка есть любимая сказка (какая)___
___
26. Моего ребёнка мало интересуют игрушки, он любит играть с др. предметами___
АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА К ДОУ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Адаптация ребенка в детском саду — важный этап для родителей и их детей. Это первая ступенька к жизни без постоянного присутствия рядом с малышом мамы или папы. Она может затянуться, но может пройти быстрее и не так болезненно, если следовать несложным советам.
Информация для родителей по адаптации в детском саду
Что такое адаптация к детскому саду
Адаптация ребенка к детскому саду — это способность малыша принять новую среду, новые условия жизни и новое окружение. Ребенок сталкивается с рядом изменений:
• рядом с ним не находятся постоянно мама, папа или другие близкие люди;
• ему приходится быть рядом с другими детьми;
• нужно слушаться воспитателя, чужих взрослых;
• от него требуют соблюдать распорядок дня детского сада;
• личностное общение воспитателя с ним недолгое, воспитатели общаются одновременно со всей группой ребятишек.
Все это приводит к внезапному стрессу у малыша. Он пытается протестовать или приспосабливаться к изменившимся условиям. Понять, что ребенок перегружен эмоционально и психологически, можно по признакам:
• резкая смена поведения — активные малыши затихают, а спокойные начинают вести себя агрессивно;
• откат в умениях ребенка — малыш, умеющий говорить, одеваться, ходить на горшок, после посещения детского сада
• отказывается от всех или от одного из этих навыков;
• у ребенка нарушается сон — он плохо засыпает и просыпается со слезами, отказываясь идти из дома в садик;
• у малыша пропадает аппетит, он не хочет есть незнакомую ему еду в незнакомом месте;
• у малыша на фоне общего стресса снижается иммунитет.
По мере того, как ребенок привыкает к детскому саду, все эти проблемы сглаживаются или полностью исчезают.
Как адаптируются дети: степени адаптации
По тому, как долго ребенок привыкает к детскому саду и как ярко выражены его реакции, проблемное поведение, выделяют степени адаптации.
Легкая адаптация
Это наилучший вариант развития событий. Ребенок привыкает к изменениям быстро, в течение месяца он втягивается в новые условия. По каким признакам судят о легкой адаптации:
• малыш без истерик и слез отпускает маму, не пытается выбежать из группы, остановить уходящего родителя;
• он умеет контактировать с другими детками, не боится первым идти на контакт;
• когда обращается к воспитателям, смотрит им в глаза;
• может попросить о помощи;
• рассказывает дома о том, как провел время в детском саду;
• легко подстраивается под распорядок дня;
• адекватно реагирует на похвалу или неодобрительные замечания воспитателей;
• может заниматься чем-то самостоятельно, не требует постоянного внимания к себе.
Средняя адаптация
Средняя адаптация затягивается на срок не меньше полутора месяцев. Малыш показывает, что ему не нравится такая смена обстановки, он часто болеет, но постепенно подстраивается под изменившееся окружение и способен влиться в детский коллектив. Как ведет себя малыш при средней степени адаптации:
• ему тяжело отпустить маму, после того, как родители ушли, он некоторое время плачет;
• если ребенка отвлечь, он забывает о расставании и играет;
• малыш общается с воспитателями, с другими детками;
• он адекватно реагирует на обращение старших, на замечания;
• ребенок соблюдает правила и распорядок дня;
• он не часто конфликтует с другими детьми или воспитателями
Тяжелая адаптация
Детки, которым адаптация дается особо тяжело, привыкают к садику от двух месяцев до нескольких лет. Бывают случаи, когда ребенок не может никак адаптироваться и не может посещать садик. Как понять, что у малыша тяжелая адаптация к детскому саду:
• ему очень сложно отпустить родителей, расставание затягивается, сопровождается слезами, истериками или оцепенением;
• малыш отказывается заходить из раздевалки в помещение группы;
• он не хочет общаться ни со взрослыми, ни с другими детками;
• он не хочет кушать, спать днем, играть;
• проявляет агрессию или замкнутость;
• когда к нему обращаются воспитатели, реагирует неадекватно (пугается или плачет).
Что влияет на адаптацию
Чтобы адаптация ребенка прошла успешно, нужно учитывать ряд факторов. На длительность адаптационного периода влияет возраст малыша, уровень его психологического, интеллектуального и физического развития, его здоровье и степень общительности, социализации.
Возраст малыша
По мнению психологов, оптимальный возраст для начала посещения детского сада — три года. Если малыша отдают в сад слишком рано, он просто еще не умеет общаться с другими детками и ему трудно принять новую обстановку.
В возрасте от года до трех лет формируются детско-родительские отношения. Разлука с мамой в это время нарушает у малыша базовое доверие к миру, ему страшно, что мама не вернется.
Более взрослым деткам поход в садик дается легче еще и потому, что у них есть навыки самостоятельности, необходимые для посещения садика: одеваться, кушать, пить, ходить на горшок. Когда у ребенка есть базовые навыки самообслуживания, привыкание к саду проходит легче.
Здоровье малыша
Деткам с хроническими заболеваниями тяжелее привыкнуть в детскому саду. Из-за особенностей здоровья, повышенной привязанности к родителям им тяжело расставаться надолго с близкими.
Ребятишкам, болеющим часто и подолгу, врачи рекомендуют не торопиться с садиком.
Психологическое развитие малыша
Если психологическое развитие ребенка отклоняется от средних показателей, это сказывается на успешном привыкании к саду.
Когда малыш отстает в развитии, ему нужна особая программа корректировки, компенсации, чтобы он смог догнать остальных деток в развитии и познавательной активности.
Если у ребенка развитие выше среднего, ему тоже сложно влиться в детский коллектив, трудно контактировать с остальными ребятишками из-за разных уровней развития познавательных способностей.
Степень социализации
Чем проще малышу заводить знакомства, общаться с другими детьми и взрослыми, тем проще проходит его адаптация. К садику быстрее привыкают те детки, которые не общались раньше только с родителями и ближайшими родственниками.
Деткам, у которых нет опыта общения с другими детьми, тяжело дается адаптационный период. Они не умеют общаться, не знают, как разрешать конфликты — это пугает и тревожит их.
Этапы адаптации
Адаптация — процесс сложный, состоящий из нескольких этапов. На протяжении каждого из периодов есть своя интенсивность негативных реакций малыша:
1. Первый этап — острый период. Ребенок возбужден, он нервничает, капризничает, плачет, могут быть истерики. На этом этапе стресс приводит в снижению иммунитета малыша.
2. Второй этап — умеренно острый период. Негативные реакции уже не так ярко выражены, ребенок начинает приспосабливаться к переменам. Возбуждение снижается, улучшается аппетит, сон, эмоциональное состояние малыша.
3. Третий этап — компенсированный. В этот период формируется стабилизация состояния малыша. Он вливается в коллектив, восстанавливаются его привычные реакции. Появляются новые навыки самостоятельности.
Памятка для родителей: что делать для успешной адаптации малыша, и основные ошибки
Ребенку тяжело расставаться с мамой — самым близким и любимым человеком. Детки плачут утром в детском саду, потому что им грустно и страшно расставаться с мамой. Нельзя оставлять ребенка и уходить тайком или отрывать его от себя силой и заталкивать в игровое помещение. Малышу нужно понимать, что расставание — это нормально, и мама обязательно вернется.
Как помочь своему малышу — советы родителям по адаптации ребенка к детскому саду:
1. Подготовьтесь к саду. Расскажите ребенку, зачем ходят в садик, что там делают. Расскажите об игрушках, занятиях, новых друзьях. Обязательно объясните, как вести себя, если захотелось в туалет на прогулке, что делать, если малыша обидели, если он ударился или испачкался. Страх — в незнании. Когда ребенок знает, что его ждет, ему не так страшно.
2. Будьте позитивны. Будьте готовы отпустить ребенка, доверить его чужим людям. Расставайтесь с малышом спокойно, с любовью, а не слезами на глазах и трепещущим сердцем. Не ругайте в присутствии ребенка ни садик, ни воспитателей.
3. Создайте ритуалы, поддерживайте их. Однообразие, привычные и понятные действия очень успокаивают. Создайте со своим малышом особые ритуалы: как вы прощаетесь, обнимаете, целуете, что говорите. Как вы встречаетесь, что говорите и что делаете при встрече.
4. Не говорите малышу грубостей. Не срывайте на нем свое раздражение. Не угрожайте, что оставите в саду и не придете за ним, если он не перестанет плакать и не отпустит вас. Сдерживайте себя, ваша злоба и несдержанность — опасные зерна. Ваша любовь и терпение — это то, что даст плоды любви и благодарности в будущем.
5. Понимайте малыша. Жалейте его, поймите, как ему нелегко в этот период. Уделяйте ему больше внимания и ласки, и не перегружайте дополнительными занятиями, кружками и прочими развивающими играми.
6. Будьте ответственны за свое решение. Не нужно ждать, что ваш ребенок легко и без проблем пойдет в садик. Будут слезы, будут негативные эмоции. Этого не нужно бояться. Важно понимать, для чего вы это делаете. Помогите ребенку пройти этот непростой период, поддерживайте его, дайте понять, что видите, как ему трудно, но он такой молодец, так хорошо справляется.
Что нельзя делать:
1. Сравнивать. Ваш ребенок не обязан привыкнуть к садику так же быстро, как дети ваших друзей или знакомых.
2. Обманывать. Если пообещали, что заберете ребенка через час, так и сделайте. Если будете обещать забрать пораньше, а приходить поздно вечером, ребенок перестанет вам доверять, будет чувствовать, что его предают.
3. Наказывать долгим пребыванием в саду. Нельзя наказывать ребенка за провинности более долгим пребыванием в садике, от этого адаптация пойдет только хуже.
4. Подкупать. Дарить игрушки и сладости только за хорошее поведение в саду. В дальнейшем это может привести к шантажу, когда дети требуют ежедневных подарков, а если их нет — устраивают истерики.
5. Отводить в сад больного ребенка. Если малыш плохо чувствует себя, не нужно вести его в сад. Это только больше ослабит ребенка, и болезнь может затянуться на длительный срок.
6. Уходить, не попрощавшись с малышом, тихо исчезнуть. Это подрывает базовое доверие ребенка к вам: раз мама может так внезапно исчезнуть, она может и не вернуться. В этом случае адаптация к саду только задерживается.
Адаптационный период — непростое время. Нужно запастись терпением и любовью, тогда у вас обязательно все получится. Удачной адаптации вам и вашим деткам!
Протокол общего родительского собрания в 1 младшей группе № 2
Присутствовало 12 человек 16. 10. 2020
Тема: «Вместе с нашими детьми»
1. Адаптация – рекомендации и советы родителям.
• Не затягивать время расставания с ребёнком утром
• При капризах не пугать детей д/с.
Нестерова В. Н.
2. Практикум «Учитесь вместе с нами»
• Выставка по всем видам образовательной деятельности:
Двигательная
Музыкальная
Коммуникативная
Познавательная
Сенсорная
Конструирование
ИЗО, лепка
Познавательная деятельность позволяет изучать ближайшее окружение детей: живая и неживая природа, транспорт, мебель, одежда, природные явления, времена года)
Т. к. у детей в этом возрасте наглядно – образное мышление, деятельность проходит с наглядностью и в игровой форме, чтобы заинтересовать ребёнка.
Пример: овощи и фрукты. Изучаем поэтапно, от простого к более сложному.
• Муляжи – название, цвет, форма, величина, количество, свойства (мягкие, сладкие, много витаминов)
• Где растут овощи и фрукты (плакаты, экскурсии)
• Классификация фруктов и овощей – игровая ситуация.
- ёжик рассыпал корзину с овощами и фруктами, нужно помочь разложить.
Д/и «Варим борщ и компот»
Сенсорная деятельность:
• Цвет
• Форма
• Величина
• Количество
• Тактильные ощущения
Тесно связана с развитием мелкой моторики рук
Пример: ёжики с прищепками (делают родители)
Усложнение: аппликация (заготовки)
Конструирование:
Задание родителям: построить мебель для матрёшки
• Стул
• Стол
• Диван
• Кровать
ИЗО, лепка:
Все работы выставляем, просьба дома закреплять, то, что делаем в д/с.
3. Разное:
• Оплата
• Справки
• Звонки
• Компенсация
4. Выбор родительского комитета
5. Задания:
• Заполнить сведения о родителях
• Альбом «Мая семья»
• Костюм из бросового материала
• Проект «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»
• Помощь материальная
Решение: выбрали в родительский комитет Карева Татьяна
Гуреева Ирина
Всеми родителями было принято решение оказывать посильную
помощь детскому саду и активно участвовать в развивающем и воспитательном процессе своих детей.
Участие родителей в методических мероприятия
Родители изготовили массажные коврики, которые вызывают у детей бурю эмоций
У наших мамочек «Золотые ручки»
«Массажные варежки»
Игра дидактическая «Прищепочки»
Родители изготовили в группу костюмы для «Уголка ряжения»
«Семейная мастерская»
Витаминная сказка на окошке
Закоючение.
Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.