Елена Браун
Проект «Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
Предлагаемый проект учитывает приоритетные направления ФГОС ДО, разработан для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В проекте «Красноярская земля – Родина моя!» описан собственный педагогический опыт совместной работы педагогов и родителей с детьми, и представляет собой цикл мероприятий в области патриотического воспитания дошкольников.
Публикация «Проект „Взаимодействие детского сада и семьи по нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников“» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семья. Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Данный материал может вызвать интерес и быть полезным воспитателям групп детей старшего возраста, старшим воспитателям, узким специалистам и родителям.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Ф. И. О. : Браун Елена Николаевна
Место работы: МБДОУ № 235
Должность: воспитатель
Стаж работы в должности: 17 лет
Квалификационная категория: первая
Ф. И. О. : Андреева Ольга Олеговна
Место работы: МБДОУ № 235
Должность: музыкальный руководитель
Стаж работы в должности: 3 года
Квалификационная категория: нет
Описание проекта
Воспитание гражданско-патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте начинают закладываться основы гражданских качеств, формируются представления о человеке в обществе. Поэтому так важно грамотно отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: семья, детский сад, город, родной край, традиции, события, окружающая ребенка природа и мир животных и т. д. Многие впечатления не осознаются ребенком глубоко, но пропущенные через детское восприятие, играют большую роль в становлении личности патриота. Становление личности ребёнка происходит через осознание своей сопричастности семье, детскому саду, городу, народу, своей Родине. Чувство сопричастности и есть основа будущего патриотизма.
Проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных. Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье. В нормативных документах и программах дошкольных учреждений отражена необходимость активного взаимодействия с семьей, однако при этом недостаточно разработаны содержание и формы работы с семьями с целью воспитания чувств патриотизма.
Знакомство детей с родным городом, краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Цель проекта : Совершенствование патриотического воспитания детей через систему детско-родительских мероприятий.
Задачи проекта :
• Повышать качество образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников через организацию совместной деятельности родителей и педагогов.
• Укреплять связи семьи и ДОУ.
• Формировать у детей навыки творческой работы совместно с родителями и воспитателем.
• Развивать социально-личностную сферу дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
• Воспитывать у ребёнка чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу.
• Воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
• Развивать чувство ответственности и гордости за свою страну.
• Развивать инициативу ребёнка, его творческие способности.
• Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : в играх, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Ожидаемый результат:
1. Укрепление связи семьи и ДОУ.
2. Создание системы детско-родительских мероприятий по патриотическому воспитанию дошкольников.
3. Обогащение предметно – развивающей среды ДОУ по нравственно – патриотическому развитию детей.
4. Подготовка методических рекомендаций по взаимодействию с семьями в области патриотического воспитания дошкольников на основе нравственного образования.
Деятельность в рамках проекта
Сроки проекта : Сентябрь 2018г. - Январь 2021г. (долгосрочный)
Проект по содержанию – творческий, по продолжительности – долгосрочный.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Условия реализации проекта по развитию патриотического воспитания дошкольников.
• Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;
• Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего края)- тематический блок, тема;
• Интеграция условий реализации содержания образования:
а) технологии по патриотическому воспитанию;
б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;
в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;
г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы;
• Единые требования к предметно-развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции;
Мероприятия с родителями и детьми для реализации проекта ( приложение 1: Описание основных детско-родительских мероприятий по патриотическому воспитанию)
Респонденты Формы и методы работы
Дети • Создание проблемной ситуации.
• Приглашение в путешествие.
• Совместная проектная деятельность.
• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
• Конкурсы рисунков и поделок.
• Конкурс стихов.
• Беседа
• Выставки и экспозиции.
• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества, игра-квест).
• Развлечения, досуги, праздники, концерты.
• Инсценировки, театрализации.
• Экскурсии совместно с родителями.
Родители • Индивидуальные консультации, беседы.
• Круглый стол для родителей «Воспитать патриота и гражданина».
• Фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «День Победы», «Наши Защитники Отечества», «Мой папа служил в Армии» и др.
• Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (конкурс творческих работ ко Дню Матери, ко Дню Защитника Отечества, ко Дню Победы, создание рисунков, аппликаций).
• Совместное создание взросло-детских проектов «История родного города. Краеведение «Мой город вчера и сегодня».
• Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества, игра-квест).
• Развлечения, досуги, праздники, концерты.
• Инсценировки, театрализации.
• Экскурсии совместно с детьми.
План работ по проекту
Работа по патриотическому воспитанию строилась в несколько этапов:
Этапы Сроки реализации проекта План работы
I 2018-2019
уч. год Информационно – аналитический (подготовительный)
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов;
• определение объема материала для детей;
• планирование системы работы
II 2019-2020
уч. год Творческий (основной)
• Оформление стендов по теме проекта;
• Консультации для воспитателей и родителей;
• Проведение мероприятий по теме проекта
III 2020-2021
уч. год Заключительный
• Подведение итогов.
Распространение результатов проекта
Обобщили опыт организации образовательной деятельности с детьми и их родителями в рамках проекта «Красноярская земля – Родина моя!» и представили для педагогов МБДОУ № 235. Материалы публикуются на официальном сайте МБДОУ на страничке группы «Одуванчик» https://dou24.ru/235/gr-2/15-1-qq8
Устойчивость проекта
Риски Компенсация, преодоление рисков
Низкая мотивация детей к участию в проекте Поддержка и стимулирование интереса через собственную позицию, активное участие, включение в группу с более активным и компетентным сверстником, привлекательность материала, учёт личного мнения ребёнка в реализации проекта, мотивирование родителей.
Пассивное участие родителей Предоставление готовых материалов и заготовок для работы с ребёнком дома.
Создание ситуаций положительного общения «ребёнок-родитель», сообщение цели предстоящей деятельности.
Полученные результаты:
Благодаря нашему проекту и организованным мероприятиям уже достигнуты наши цель и задачи по совершенствованию патриотического воспитания детей через приобщение родителей к совместной деятельности с воспитателем и детьми. Детско-родительские отношения укреплены (через совместную деятельность детей, родителей и воспитателя по подготовке, организации и проведении мероприятий, а также укреплена связь семьи и ДОУ.