Надежда Каширина
Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста «Выбираем свое будущее»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к проекту
В проекте «Ранняя профориентация – выбираем свое будущее» представлен системный подход по профориентации старших дошкольников. Содержание проекта предполагает создание модели взаимодействия взрослых и детей, т. е. определенной системы мероприятий для формирования интереса у детей к профессиям своих родителей, людям из близкого окружения. Реализация проекта проходит в четыре этапа: диагностико-ориентировочный, информационно-моделирующий, практический, оценочно-итоговый. Каждый из этапов включает в себя направление деятельности, задачи и пути их реализации. В плане выполнения проекта выделены мероприятия по работе с детьми, родителями, педагогами ДОУ с указанием конкретных действий, которые будут предприниматься для достижения цели нашего проекта. Данный проект разработан в рамках реализации муниципального проекта «Энциклопедия профессий от А до Я».
Публикация «Проект по ранней профориентации для детей старшего дошкольного возраста „Выбираем свое будущее“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
Актуальность
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения. Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Ребенку необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой профессий, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет, чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
Цели и задачи проекта
Цель проекта – формирование у детей интереса к людям разных профессий, расширение кругозора детей о малознакомых профессиях.
Задачи проекта :
- расширять и обобщать представление детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда.
Ожидаемые результаты:
- у участников проекта сформировано представление о людях разных профессий;
- активизирована познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых;
- развито чувство уважения к людям разных профессий.
Этапы и сроки реализации проекта
I этап – диагностико-ориентировочный (сентябрь)
На первом этапе предполагается провести опрос детей и анкетирование родителей, о том какие профессии знают дети, чем важны эти профессии, какие технологии и орудия труда используют люди этих профессий.
Направление деятельности: выявление уровня подготовленности детей к реализации проекта.
Задача: выявить знания детей о профессиях, их значимости.
Пути реализации: 1. Анализ результатов опроса по выявлению представлений о профессиях. 2. Анализ результатов анкетирования родителей. 3. Анализ условий для реализации проекта. 4. Наметить пути улучшения работы по данным профессиям.
II этап – информационно-моделирующий (октябрь)
На втором этапе родители и дети знакомятся с проектной идеей, создаётся модель работы по данному направлению. Дети говорят о профессиях, которые им уже знакомы, дети рассказывают о профессиях своих родителей. Для родителей проводится консультация о значимости различных профессий. Так же создаются условия для деятельности, оформляются пособия.
Направление деятельности: ознакомление с проектной идеей родителей, детей.
Задача: разработать модель взаимодействия взрослых и детей по развитию познавательного интереса к данным профессиям.
Пути реализации: изготовление пособий, консультация для родителей по теме «Все работы хороши – выбирай на вкус». Рассказы детей о профессиях своих родителей.
III этап – практический (ноябрь – апрель)
На третьем этапе предполагается выполнение работ по плану: экскурсии, просмотр видеороликов о профессиях, мастер-классы родителей, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры–викторины, оформление стенгазет, промежуточное мероприятие «Путешествие по городу профессий». Направление деятельности: выполнение работ по плану проекта.
Задача: расширять знания о профессиях человека, об орудиях труда, нужных для работы, содержании и значимости труда.
Пути реализации: создание условий для развития познавательной активности детей, проведение мероприятий по плану проекта.
IV этап – оценочно- итоговый (май)
На четвёртом этапе анализируются результаты работы по проекту, подводятся итоги, проводится итоговое мероприятие.
Направление деятельности: анализ задуманной идеи, полученного результата.
Задача: оценить результаты труда по осуществлению проекта.
Пути реализации: итоговый опрос детей, итоговое мероприятие «Ярмарка профессий», оформление материала по итогам деятельности.
Алгоритм выполнения проекта
№ Мероприятия Сроки
1 Опрос детей о профессиях. Анкетирование родителей. Сентябрь
2 Консультация для родителей по теме «Все работы хороши – выбирай на вкус». Рассказы детей о профессиях своих родителей. Октябрь
3 Фармацевт: организованная образовательная деятельность «Экскурсия в аптеку».
Дефектолог: просмотр видеороликов жестового пения, изучение основных жестов. Ноябрь
4 Экскурсовод: сюжетно-ролевая игра с элементами экскурсии «Картинная галерея», «Путешествие в прошлое».
Архитектор: коллективная конструктивная деятельность «Юные архитекторы». Декабрь
5 Хореограф: мастер-класс с мамой «Азы балета», флешмоб.
Сотрудник ДПС: сюжетно-ролевая игра «Водители и пешеходы», викторина «Путешествие со светофорчиком». Январь
6 Кондитер: совместное изготовление родителей и детей сладких блюд «Кулинарные семейные шедевры», изготовление с детьми в группе кондитерских изделий.
Инженер: мастер-класс родителя «Моя профессия – инженер», беседа, оформление стенгазеты. Февраль
7 Ветеринар: сюжетно-ролевая игра «Больница для животных», игра-викторина «Добрый доктор Айболит».
Маляр: просмотр видеофильма «Наши профессии. Маляр», творческая мастерская «Мастерим вместе с папами». Март
8 Программист: интерактивное занятие «Путешествие в мир компьютера».
Просмотр видеоролика «Мир глазами детей : профессия – программист».
Знакомство с простыми развивающими играми на компьютере Апрель
9 Итоговое мероприятие – совместный праздник всех участников реализации проекта «Ярмарка профессий».
Оформление фотовыставки «Моя будущая профессия».
Конкурс стихотворений «Все профессии нужны, все профессии важны». Май
Ресурсы проекта
Проект реализуется с детьми старшего дошкольного возраста, родителями, педагогами.
Для реализации проекта необходимы следующие материалы:
- методическая литература по теме проекта;
- дидактические игры о профессиях;
- наглядный, иллюстративный материал;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- материалы для творческих мастерских;
- информационные средства обучения.
Необходимо спланировать:
- экскурсии в разные учреждения для знакомства с профессиями;
- мастер-классы родителей о своих профессиях.
Мониторинг проекта
- диагностика детей в начале и в конце проекта с помощью беседы;
- подведение итогов, в том числе промежуточных.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень. Без особого труда отвечает на задаваемые вопросы. Уверенно называет профессии, сферу деятельности и орудии труда. Может с легкостью объяснить, чем занимается человек данной профессии.
Средний уровень. В основном, правильно отвечает на поставленные вопросы, называет несколько профессий, но испытывает трудности в объяснении сферы деятельности, орудий труда данной профессии.
Низкий уровень. Часто допускает ошибки в ответах на вопросы о профессиях.
Результатом реализации проекта будет являться позитивные изменения в представлениях детей о труде взрослых (знание направленности и структуры конкретных трудовых процессов, понимание ценности труда людей разных профессий, умение переносить знания о содержании и структуре труда взрослых на собственную трудовую деятельность, понимание значимости своего труда)
Литература:
1. Петровский В. А. Виноградова А. М. Учимся общаться с ребенком: руководство для воспитателя детского сада Издательство: Просвещение, 2003.
2. Максаков А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя. Москва: Просвещение, 2003.
3. Корчаловская Н. В. Посевина Г. Д. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. Ростов на Дону: Феникс, 2003.
4. Савина И. В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста //Воспитатель ДОУ. 2012. №2.
5. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. М. 2014.