альфия низамова
Проект «Вся семья вместе и душа на месте»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
Автор проекта :
Низамова Альфия Талгатовна.
Учитель начальных классов.
Первая категория.
Пояснительная записка:
Изначально проект «Вся семья вместе, так и душа на месте» задуман, как большая плодотворная работа, рассчитанная на несколько лет. Начинаем мы его с детьми младшего возраста. Сейчас нашим воспитанникам всего по три-четыре года. Этот проект первая ступень взаимодействия между воспитателями, детьми и их родителями в сфере познания семьи, ее значения, воспитательных функций.
Публикация «Проект „Вся семья вместе и душа на месте“» размещена в разделах
Для формирования первоначальных представлений о семье и конкретной роли матери и отца в жизни ребенка, мы использовали привычные и доступные детям средства наглядности: яркие и красочные портфолио с фотографиями семьи, демонстрационные показы мультфильмов, сюжетно-ролевую игру, а так же чтение художественной литературы и художественное творчество.
Привлекая родителей к работе над проектом, нашей целью было вовлечение их в совместную творческую атмосферу, создание благоприятного климата для общения и взаимодействия, установления партнерских отношений. Мы очень рады, что совместная творческая работа нашла отклик в сердцах родителей. Это позволило нам поближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать об их социальном статусе, стиле жизни, увлечениях. Рассматривая творческие портфолио семей, родители больше узнали и друг о друге, что позволило им преодолеть некую скованность и стеснение в общении, а у некоторых даже завязались дружеские отношения.
На итоговом мероприятии мы планируем представить видео презентацию проекта «Вся семья вместе, так и душа на месте», отметить участие родителей благодарственными письмами, а воспитанников поощрительными призами.
Содержание
Пояснительная записка….1
Паспорт автора
Актуальность ….….…3
Паспорт проекта…4
Цели, задачи
Предполагаемый результат
Продукт проекта
Вид проекта
Продолжительность
Участники проекта
Образовательные области
Роль родителей
Оборудование
Материалы
Этапы проекта….6
Реализация проекта….7
1 этап «Познакомьтесь, вот она - наша дружная семья!»… …7
2 этап «Самый лучший папа – мой!»…19
3 этап «Самая любимая мамочка моя!»….23
4 этап «Дерево дружбы»…. 25
Значение сюжетно-ролевой игры в реализации проекта….28
Сценарии сюжетно-ролевых игр «Семья»…. 31
Консультации для родителей «Играем вместе с мамой»…. 32
Конспекты занятий (совместной деятельности) поэтапно…33
Консультации для родителей «Мудрая мама»…. 34
«Нужно ли играть с детьми?»
«Как помочь ребенку в развитии»
«Полезные советы»
Художественное слово «Копилочка»…35
Стихи о семье
Презентации проекта…36
Список литературы…. 37
Актуальность проекта :
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно семья является самым первым и самым главным учителем в жизни ребенка. То самое ценное, что закладывается семей с первых дней жизни ребенка - формирует его как личность.
Самым главным фактором семейного воспитания является любовь родителей и детей. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Больше всего благополучию ребенка способствуют доброжелательная атмосфера и такая система семейных взаимоотношений, которая дает чувство защищенности и одновременно стимулирует и направляет его развитие. Если в семье созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми и детьми, если каждый умеет выслушать друг друга, оказать посильную помощь, поддержку, проявить заботу о своем ближнем, то такая семья поистине счастливая. Родственные чувства, сплачивающие членов семьи, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека.
Дошкольное образовательное учреждение призвано в первую очередь стать непосредственным помощником для семьи в воспитании ребенка. Взаимодействие с родителями является наиболее важным аспектом для достижения желаемых положительных результатов. Достижение результата становится возможным только при организации системного сотрудничества, единства взглядов на воспитание и партнерского взаимодействия педагогов и семьи. Родители воспитанников должны принимать непосредственное активное участие в жизни детей в стенах образовательного учреждения, а не выступать в роли наблюдателей.
Цели проекта :
• Сформировать у детей первоначальное представлений о семье, как о величайшей общечеловеческой ценности, раскрывая роль и значение родителей в жизни каждого человека.
• Побуждать родителей принимать активное участие в жизни своего ребенка в образовательном учреждении, стимулируя положительный эмоциональный отклик от их совместной познавательно–творческой деятельности.
Задачи проекта :
• Формирование у детей первоначальных представлений о семье, как о величайшей общечеловеческой ценности.
• Изучение социального портрета семей воспитанников группы посредством создания портфолио семьи.
• Воспитание духовности и нравственности дошкольника через приобщение к семейным ценностям.
• Обыгрывание ситуаций через сюжетно-ролевую игру.
Предполагаемый результат:
• Сформировать у детей первоначальное представление о семье, о ее ценности и значении в жизни каждого человека, акцентируя внимание на роли матери и отца.
• Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Установление доверительных партнерских отношений.
Продукт проекта :
• Оформление поздравительной газеты «Самый лучший папа – мой!»
• Оформление поздравительной газеты «Самая любимая мамочка моя!»
• Оформление плаката «Дерево дружбы»
Вид проекта : творческо – информационный
Продолжительность проекта :
долгосрочный, начат в младшей группе и рассчитан на продолжение в период до подготовительной к школе группы.
Участники проекта :
• Дети младшей группы (возраст 3-4 года)
• Воспитатели
• Родители воспитанников
Образовательные области:
• Коммуникация
• Познание
• Социализация
• Художественное творчество
Роль родителей в реализации проекта :
• Совместная работа родителей с детьми по созданию портфолио семьи.
• Содействие в организации выставок фотоколлажей.
• Консультации для родителей.
Оборудование:
• Мультимедийный проектор
Материалы, используемые для демонстрационного показа:
• Мультипликационный фильм «Мама для мамонтенка»
• Мультипликационный фильм «Волк и теленок»
• Мультипликационный фильм «Чебурашка и крокодил Гена»
1 этап: «Познакомьтесь, вот она – наша дружная семья!»
• Создание портфолио семьи. Совместная творческо-познавательная деятельность воспитателей и семей воспитанников.
• Формирование первоначальных представлений о семье.
• Защита портфолио. Рассказы детей о своей семье.
• Оформление экспозиции созданных портфолио и отражение их в развивающей среде группы.
2 этап: «Самый лучший папа – мой!»
• Демонстрационный показ мультфильма «Волк и телёнок» на мультимедийном оборудовании.
• Совместная деятельность воспитателей, мам и детей по оформлению фотогазеты «Самый лучший папа мой!»
• Изготовление поздравительных открыток к папиному празднику – Дню защитника Отечества.
3 этап: «Самая любимая мамочка моя!»
• Демонстрационный показ мультфильма «Мама для мамонтенка» на мультимедийном оборудовании.
• Совместная деятельность воспитателей, пап и детей по оформлению фотогазеты «Самая любимая мамочка моя!».
• Изготовление поздравительных открыток к маминому празднику –
8 марта.
4 этап: «Дерево дружбы»
• Демонстрационный показ мультипликационного фильма «Чебурашка и крокодил Гена» на мультимедийном оборудовании.
• Беседы с детьми о том, что такое дружба, каким образом проявляются дружеские чувства.
• Создание коллективной работы «Дерево дружбы»
Реализация проекта
1 этап
«Посмотрите, вот она – наша дружная семья!»
Цель: Формирование первоначальных представлений о семье, о ее роли и значении в жизни каждого человека.
Задачи:
• Создание портфолио семьи. Совместная творческо-познавательная деятельность воспитателей и семей воспитанников.
• Защита портфолио. Рассказы детей о своей семье.
• Оформление экспозиции созданных портфолио и отражение их в развивающей среде группы.
На предварительном этапе работы было проведено родительское собрание, на котором родителям воспитанников было предложено принять участие в образовательном проекте посвященном семье, семейным ценностям и традициями. Для реализации первого этапа проекта родителям предложили в свободной творческой форме создать страничку семейного альбома – портфолио семьи.
Центральным персонажем этого портфолио должен стать ребенок, а затем члены его семьи – родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, домашние животные. Под каждой фотографией небольшие подписи – степень родства, имена, фамилии. Эта работа вызвала большой эмоциональный отклик у родителей воспитанников и многие с удовольствием приняли в ней участие. Портфолио получились очень интересными, красочными. Творческий подход родителей позволил создать им совершенно разные работы, не похожие друг на друга.
По мере накопления работ, в групповом помещении оформлялась экспозиция портфолио под названием «Посмотрите, вот она – наша дружная семья!» Приходя каждый день в детский сад, дети и родители с удовольствием разглядывали новые работы, пополнявшие экспозицию. А сколько восторга и радости вызывали у детей фотографии их близких.
В совместной деятельности каждый ребенок представлял портфолио своей семьи. Рассказывал, как зовут его родителей, кем они работают и чем увлекаются, как семья проводит свое свободное время. У многих детей бабушки и дедушки живут в других городах, деревнях. Ребята с удовольствием рассказывали о поездках к ним на летний отдых. О том, как с бабушкой поливали огород, ухаживали за растениями, а затем собирали урожай. А с дедушкой что- то мастерили по хозяйству или ходили на рыбалку.
Несмотря на свой малый возраст, ребята слушали друг друга с большим интересом и принимали активное участие в беседе. Видно было, что каждый из них с особой гордостью и любовью рассказывает о своих самых родных и близких людях.
2 этап
«Самый лучший папа – мой!»
Цель: воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и уважения за его благородные поступки.
Задачи:
• Демонстрационный показ мультфильма «Волк и теленок». Беседа о роли папы в жизни ребенка, семье, обществе
• Беседы с детьми о роли и значении отца в жизни и воспитании ребенка
• Оформление поздравительной газеты «Самый лучший папа – мой!» к празднику 23 февраля. Совместная деятельность воспитателей, детей и мам воспитанников
• Изготовление поздравительных открыток для папы к празднику. Оформление выставки открыток и газеты
Отец и мать - первые и самые любимые воспитатели своих детей. Они охраняют и берегут их жизнь, создают условия для полноценного развития. Находясь рядом с детьми, отец проявляет лучшие свои качества, такие как доброта, верность, отзывчивость. В воспитании детей очень важен живой пример отца. Сыновья во многом копируют образ жизни и мыслей отцов: перенимают походку, манеру разговаривать, жесты и проч. От отцов они воспринимают такие черты, как крепость духа, силу, мужскую надежность, предприимчивость, отношение к противоположному полу. Отец учит ребёнка действовать, познавать окружающий мир, ставить перед собой цели и достигать их. Роль отца – дать детям понять, что твёрдость и серьёзность принесут гораздо больше пользы, нежели капризы. Если от мамы ребёнок чаще всего будет ждать защиты всецело во всем, то от отца будет требоваться поддержка. Ведь мама чаще всего попросту постарается оградить ребёнка от конфликтной ситуации, а отец, наоборот, попробует научить ребёнка справляться с проблемами.
Демонстрационный показ мультипликационного фильма
«Волк и теленок»
Второй этап проекта посвящен папе. В начале данного этапа ребятам предлагалось посмотреть мультипликационный фильм «Волк и теленок», в котором очень тепло и трогательно показываются отношения отца и ребенка. После просмотра была проведена беседа по содержанию мультфильма.
Для просмотра мультфильма использовалась мультимедийная установка и проекционный экран.
совместная деятельность воспитателей, детей и мам по оформлению праздничной фотогазеты – сюрприза для пап к 23 февраля.
Может он в футбол играть, может книжку мне читать,
Может суп мне разогреть, может мультик посмотреть,
Может поиграть он в шашки, может даже вымыть чашки,
Может рисовать машинки, может собирать картинки,
Может прокатить меня вместо быстрого коня.
Может рыбу он ловить, кран на кухне починить.
Для меня всегда герой –
Самый лучший Папа мой!
На занятиях по художественному творчеству малыши сделали замечательные открытки в виде аппликации для своих любимых пап и дедушек. К приходу пап в группе оформили выставку работ и фотогазеты.
В совместной деятельности с воспитателями ребята помогали подготовить поздравительную газету «Самый лучший папа – мой!» На листе ватмана был заранее подготовлен праздничный фон: кораблик, плывущий по волнам, а рядом маленький матрос; самолетик, парящий в небе и маленькая девочка с букетом цветов. Фотографии пап вырезали и приклеили на цветную основу в виде воздушных шариков, взмывающих в небо. Ребята, выполняя работу, спорили, чей папа самый сильный и смелый, рассказывали различные истории из жизни. Все были довольны и горды своей работой, а папы, в свою очередь, приятно порадовались и оценили старания своих малышей.
3 этап
«Самая любимая мамочка моя!»
Цель: воспитывать любовь и уважение к маме через осознанное понимание значимости матерей в жизни ребенка, семьи, общества.
Задачи:
• Демонстрационный показ мультипликационного фильма «Мама для мамонтенка». Беседа по содержанию мультфильма
• Беседы с детьми о роли и значении мамы в жизни и воспитании ребенка
• Оформление фотогазеты «Самая любимая мамочка моя!». Совместная деятельность воспитателей, детей и пап
• Изготовление поздравительных открыток для мамы к 8 марта. Оформление выставки открыток и поздравительной газеты
Первое, что слышит ребенок – это голос матери. С него начинается познание ребенком мира. Мама, сколько нежности, теплоты, любви заключено в этом слове. Мама дарит нам жизнь. Мама - это первое слово, которое произносит ребенок. Привязанность к маме мы сохраняем на всю свою жизнь, она нужна нам всегда и в детстве и когда мы становимся взрослыми. Мама учит детей добру и любви, даёт первые уроки человечности, уроки общения с людьми, учит преодолевать трудности и радоваться успехам, ибо мать обладает особым эмоциональным влиянием, сердечностью и теплотой, душевной мягкостью и чуткостью. От того как сложатся у ребенка отношения с матерью зависит его способность доверять окружающим его людям, понимание собственной безопасности, ведь пока ребенок маленький, он только рядом с мамой ощущает себя защищенным. Отношение матери и ребенка строится на их взаимной привязанности друг к другу, это особая, ни с чем несравнимая привязанность, которая возникает с момента рождения малыша и продолжается всю жизнь. Огромное и ничем незаменимое значение играет роль матери в жизни ребенка. Мать - это зеркало, в которое смотрится ребёнок.
Первый подарок матери – жизнь, второй любовь, третий – понимание…
На занятиях по художественному творчеству ребята рисовали для своих мам замечательные букеты тюльпанов, используя вместо кисточек свои ладошки. Рисунки были оформлены как будто в цветочную упаковку и украшены блестками и лентами.
В совместной деятельности воспитатели с детьми подготовили для мам необычный сюрприз – поздравительную газету «Самая любимая мамочка моя!» Из фотографий мам, вырезанных в форме сердца, сложили восьмерку и украсили розовыми бантиками.
С какой любовью и гордостью за свою мамочку дети участвовали в этой увлекательной работе! А мамы, придя вечером в детский сад, были тронуты до глубины души таким поздравлением.
4 этап
«Дерево дружбы»
Цель: Формирование понятия «дружба». Создание условий для нравственного воспитания детей, доброжелательного и дружелюбного отношения друг к другу.
Задачи:
• Демонстрационный показ мультипликационного фильма «Чебурашка и крокодил Гена». Беседа по содержанию мультфильма.
• Беседы с детьми о том, что такое дружба, каким образом проявляются дружеские чувства.
• Формировать доброжелательное отношение друг к другу, умение делиться с товарищем, опыт правильной оценки хороших и плохих поступков.
• Развивать эмоциональную отзывчивость, умение жить дружно в коллективе, как в семье.
• Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
• Создание коллективной работы «Дерево дружбы»
На да данном этапе работы над проектом перед нами стояла задача показать детям, что в детском саду мы живем как, своего рода, одна большая семья. Ребенок проводит в коллективе сверстников и воспитателей большую часть дня. Здесь он живет совершенно другой жизнью, не такой как дома. В детском саду ребенок самостоятелен. Ему необходимо учиться строить взаимоотношения со сверстниками и окружающими его взрослыми. Знакомиться с правами (на игру, доброжелательное отношение, новые знания и др.) и обязанностями (самостоятельно кушать, одеваться, убирать игрушки и др.) Формировать образ Я, чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада.
Поэтому мы старались в группе создать необходимые условия для нравственного воспитания детей. Поощряли попытки пожалеть сверстника, обнять его, помочь. Создавали игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим. Приучали ребят жить дружно, вместе пользоваться игрушками, книгами, помогать друг другу. Учили передавать свои чувства через ласковые, добрые слова. И следует отметить, что ребята у нас очень дружные, при встрече радуются друг другу, а когда кто-то уходит домой, обнимаются и целуют в щеку.
Значение сожетно – ролевой игры в реализации проекта
На 4-м году жизни у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Игра тесно связанна с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого, побыть в воображаемой ситуации). Работа воспитателя по развитию у детей воображения начинается в рамках игры как предметной деятельности, когда ребята еще не владеют ролевым поведением, но могут иметь представление о существовании определенных социальных ролей окружающих людей
Из сюжетов, используемых детьми 3-4-х лет в игре, наиболее востребованным остаются игры с куклами, являющимися для малышей самыми близкими партнерами по игре. Вместе с тем для дальнейшего развития игровых умений и игровой деятельности в целом, педагогу необходимо развивать ролевую речь детей и умения вести диалог с партнером. Игрушка очень часто выступает в качестве партнера в играх ребенка 3-4-х лет. Но более ценным в этом возрасте становится общение с партнером-сверстником, с партнером-взрослым, особенно если взрослый берет на себя в игре подчиненную роль (например, в «игре в семью» это роль дочки). Воспитатель должен ориентировать ребенка на взаимозаменяемые роли (мама-дочка, где в качестве партнера выступает не игрушка, а человек (взрослый). Сценарий игр, условно названных «игры в семью», содержат примеры таких взаимодействий (ребенок-взрослый и ребенок-ребенок).
Помимо проигрывания сюжетно-ролевых игр в детском саду, мы подготовили ряд сценариев для родителей и поместили их в родительский уголок под рубрикой «Играем вместе с мамой».
СЦЕНАРИИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫХ ИГР
ДЛЯ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«СЕМЬЯ»
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ПО СЮЖЕТНО – РОЛЕВЫМ ИГРАМ
«ИГРАЕМ ВМЕСТЕ С МАМОЙ»
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО
«КОПИЛОЧКА»
СТИХИ О СЕМЬЕ
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«МУДРАЯ МАМА»