Юлия Виноградова
Проект «Времена года» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 80» г Орла
Наименование проекта «Времена года»
Разработчик проекта
Воспитатель
Виноградова Юлия Георгиевна.
2018г.
Проблема.
Публикация «Проект „Времена года“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Времена года. Проекты, планы, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
На кружковом занятии по художественному творчеству, я показала детям способ изображения осеннего пейзажа в технике «монотипия», что очень их заинтересовало и выяснилось, что у детей не достаточно сформированы знания о признаках осени и различных способах изображения природы.
У детей возникла необходимость научиться изображать природу с помощью различных техник рисования. Вследствие чего, я решила разработать проект по знакомству детей с различными техниками рисования природы в разное время года.
Цель проекта : расширить и закрепить знания детей о временах года посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи проекта :
закрепить знания детей о сезонных изменениях природы;
познакомить с цветовой гаммой соответствующей каждому времени года;
сформировать навыки детей изображению признаков природы в разное время года, используя различные способы и средства изображения;
познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования:
печать листьями, цветной и черно-белый граттаж, монотипия, кляксография, набрызг, рисование губкой, рисование ватными палочками;
формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру, одной природе;
воспитывать у детей эстетический вкус, эмоционально-положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
развивать творческие способности детей.
Идея проекта : вовлечение детей в творческую продуктивную деятельность с целью закрепления знаний.
Сроки реализации проекта : 1 октября 2018 - 30 июня 2019.
Форма представления проекта : тематические выставки детских работ по теме Времена года, изготовление альбома с детскими рисунками «Времена года», презентация выставки детских работ «Природа глазами детей».
Объект исследования: времена года.
Предмет проекта : изображение времён года, посредством нетрадиционных техник рисования.
Гипотеза.
Использование нетрадиционных техник рисования вызывает интерес к художественному творчеству, развивает мелкую моторику кисти, воспитывает эстетический вкус и формирует устойчивые знания детей в определенной области, развивает творческие способности дошкольников.
Методы научного познания: наблюдение, беседа, планирование, анализ, синтез.
Участники проекта : «воспитатель-старшие дошкольники».
Тип проекта :творческий, долгосрочный.
Формы работы: кружковая, групповая, индивидуальная.
Вид детской деятельности:
Художественное слово- разучивание стихов, пословиц.
Игровая - театрализация сказок.
Продуктивная– создание изображений для выставки.
Ресурсы:
1. Кадровые -руководитель проекта, младший воспитатель, старшие дошкольники.
2. Материально-технические:
белый картон формата А4;
альбомные листы формата А4;
восковые мелки;
краски;
кисти;
губки;
деревянные палочки для процарапывания;
трубочки для коктейля;
ватные палочки;
гербарий из листьев;
баночки непроливайки;
клеенки;
салфетки для рук.
3. Учебно-методические:
дидактические игры;
картотека изображений по теме «Времена года»;
сборник загадок;
атрибуты для театрализации;
сказка 12 месяцев;
копии репродукций картин известных художников.
Реализация проекта.
Из-за продолжительности проекта, я разделила его реализацию на 4 блока, каждый блок включает в себя несколько этапов:
I. Краски осени. (1 октября- 28 ноября)
1) Подготовительный.
а) Вводная беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками» рассматривание иллюстраций с репродукциями картин И. И. Левитана, К. Юона,С. Андрияки, Е. Волкова, И. И. Шишкина и др.
Цель: развитие эстетического вкуса, восприятия детей; обратить внимание детей, на то, какими выразительными средствами пользовались художники, чтобы передать красоту родной природы, какие цвета преобладают в изображении определенного времени года.
б) Чтение художественной литературы: пословиц, сказок, заучивание стихов, отгадывание загадок. (приложение 1)
Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи.
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку»,
Цель: развивать мышление, память, смекалку, речь.
в) Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», П. Чайковский «Октябрь».
Цель: Развивать музыкальный, эстетический вкус.
г) Рассматривание гербария из сухих листьев.
Цель: Закрепить знания детей о деревьях, научить различать деревья по листве.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Подвижная игра «Не ошибись».
2) Основной.
Кружковые занятия по художественному творчеству (приложение 2).
а) «В гостях у осени» (печать листьями);
б) «Путешествие в осенний лес» (монотипия)
в) «Веточка рябины» (рисование ватными палочками);
3) Результативный.
Выставка детских работ.
II. Снежное царство. (1 декабря-27февраля)
1) Подготовительный.
1) Вводная беседа с детьми на тему «Как природа рисует красками» рассматривание иллюстраций с репродукциями картин И. И. Левитана, К. Юона, С. Андрияки, Е. Волкова, И. И. Шишкина и др.
Цель: развитие эстетического вкуса, восприятия детей; обратить внимание детей, на то, какими выразительными средствами пользовались художники, чтобы передать красоту родной природы, какие цвета преобладают в изображении определенного времени года.
д) Чтение художественной литературы: пословиц, сказок, заучивание стихов, отгадывание загадок. (приложение 1)
Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи.
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку»,
Цель: развивать мышление, память, смекалку, речь.
е) Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
Цель: Развивать музыкальный, эстетический вкус.
ж) Рассматривание деревьев в инее.
Цель: учить детей видеть красоту зимнего пейзажа, обогащать словарный запас словами: иней, искрится, блестит, сверкает, переливается, завьюжило, метель и др.
Дидактическая игра «Сложи снежинку», «Времена года».
2) Основной.
Кружковые занятия по художественному творчеству (приложение 2)
а) «Волшебные снежинки» (печать потолочной плиткой);
б) «Зимний лес» (набрызг);
в) «Зимняя ночь» (черно-белый граттаж);
3) Результативный.
Выставка детских работ.
III. Весенняя капель. (2 марта-29 мая)
1) Подготовительный.
а) Вводная беседа с детьми на тему «Ка природа рисует красками» рассматривание иллюстраций с репродукциями картин И. И. Левитана,К. Юона,С. Андрияки, Е. Волкова, И. И. Шишкина и др.
Цель: развитие эстетического вкуса, восприятия детей; обратить внимание детей, на то, какими выразительными средствами пользовались художники, чтобы передать красоту родной природы, какие цвета преобладают в изображении определенного времени года.
б) Чтение художественной литературы: пословиц, сказок, заучивание стихов, отгадывание загадок. (приложение 1)
Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи.
в) Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку»,
Цель: развивать мышление, память, смекалку, речь.
г) Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Весна», П. Чайковский «Апрель» из цикла «Времена года».
Цель: Развивать музыкальный, эстетический вкус.
д) Наблюдение за грачами на прогулке.
Цель: Обратить внимание детей, на то, что грачи прилетают в начале марта, закрепить знания детей о перелетных птицах.
е) Дидактическая игра «Когда это бывает?», «Времена года».
2) Основной.
Консультация для родителей на тему «Нетрадиционные техники рисования» (приложение 3)
Кружковые занятия по художественному творчеству (приложение 2)
г) «Расколдуем мы весну» (кляксография);
д) «Ветка с листочками» (оттиск);
е) «Букет для мамы (Цветной граттаж);
3) Результативный.
Выставка детских работ.
IV. Ах, лето! (1 июня-30июня)
1) Подготовительный.
а) Вводная беседа с детьми на тему «Ка природа рисует красками» рассматривание иллюстраций с репродукциями картин И. И. Левитана, К. Юона,С. Андрияки, Е. Волкова, И. И. Шишкина и др.
б) Цель: развитие эстетического вкуса, восприятия детей; обратить внимание детей, на то, какими выразительными средствами пользовались художники, чтобы передать красоту родной природы, какие цвета преобладают в изображении определенного времени года.
в) Чтение художественной литературы: пословиц, сказок, заучивание стихов, отгадывание загадок. (приложение 1)
Цель: обогащение словарного запаса, развитие речи.
г) Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Сложи картинку»,
Цель: развивать мышление, память, смекалку, речь.
д) Прослушивание аудиозаписи А. Вивальди «Лето» из цикла «Времена года».
Цель: Развивать музыкальный, эстетический вкус.
е) Наблюдение за изменениями в погоде во время прогулки.
Цель: учить детей видеть красоту летней природы, обогащать словарный запас словами: зеленеет, колышутся, порхает, опыляет, восхитительный, ослепительный и др.
ж) Разучивание «Песенки о лете»
з) Привлечь родителей к подбору природного материала, созданию гербариев для печати листьями.
2) Основной.
Кружковые занятия по художественному творчеству (приложение 2)
ж) «Цветочная поляна» (кляксография);
з) «Ласковое солнышко» (штамп);
и) Рисование летнего пейзажа в нетрадиционной технике на выбор детей.
3) Результативный.
Выставка детских работ.
Презентация проекта.
Большая выставка детских работ, создание альбома «Времена года».
Рефлексия.
Устно обменялись мнениями о проделанной работе, проанализировали продукты проекта. Нашли недочеты в работе.
V. Развлечение «Круглый год»
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях, происходящих в природе, создать положительный эмоциональный настрой, формировать интерес к художественной деятельности.
Предполагаемые результаты.
Дети закрепят знания о проектной деятельности, научатся следовать точному плану выполнения различных техник рисования. Также будет создана экспозиция детских работ по теме «Времена года».
Овладеют коммуникативными умениями:
умение спрашивать;
советоваться;
презентовать полученный результат;
выражать свою точку зрения;
умение договариваться.
оценивать чужую работу.
Решение задач.
1) Развивать познавательную активность, художественные навыки рисования.
2) Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Список литературы:
1. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников. - СПб. "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2003.
2. Метлина Л. С. Математика в детском саду. - М. : Просвещение, 1984.
3. Морозова И. А., Пушкарева М. А. "Ознакомление с окружающим миром. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР". - М. : "Мозаика-Синтез", 2006.
4. Нищева Н. В. ИГРАЙКА 11. Игры для формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста. - СПб. : "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011.
5. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие: с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей"./ Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Просвещение, 2005.
6. Четыре времени года. - М. : Издательство ОНИКС-Ч-54 ЛИТ, 2013.
7. Четыре желания: Стихи о временах года/ Сост. Р. Данкова - М. : Издательство ОНИКС, 2010.
8. Шорыгина Т. А. "Беседы о пространстве и времени". - ТЦ "Сфера", 2009.