Татьяна Казиханова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Музыкально-поэтическая композиция «Времена года»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Непосредсвенно-образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста.
Музыкально-поэтическая композиция «Времена года».
Цели: воспитывать эмоционально-образное восприятие красоты природы через ознакомление детей с поэзией и музыкой. Учить выразительно читать стихи, четко выговаривать окончания слов, менять интонацию и силу голоса, выдерживать ритм и темп при чтении стихотворения.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Музыкально-поэтическая композиция „Времена года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
Словарная работа: обогащать речь детей эпитетами и определениями, учить понимать смысл образных сравнений.
Содержание
Мелодекламация П. И. Чайковский «Вальс цветов».
В. : Человек не может жить без красоты. Ребята, а что вы считаете красивым?
Д. : Отвечают: цветы, бабочки, небо…
В. : А все это… природа. Природа является источником красоты, она вдохновляет людей, радует, удивляет.
Люди каких профессий очень тонко, по-особенному, чувствуют и видят красоту и могут рассказать о ней.
Дети говорят о поэтах, художниках, писателях, композиторах.
Воспитатель дает уточнения и обобщения сказанного.
В. : Сегодня будут звучать музыка и стихи о природе. Наше занятие называется: «Музыкально-поэтическая композиция «Времена года»».
Мелодекламация Ф. Шопен «Осень».
1 ребенок:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустально
И лучезарны вечера. (Ф. Тютчев)
2 ребенок:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
3 ребенок:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)
4 ребенок:
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья. (К. Бальмонт)
В. : В золотом, багряном уборе пришла к нам осень, но облетели ее золотые листочки, поблек ее праздничный наряд, притихла природа: деревья стоят голые и порывы ветра уносят последние листочки. Небо затянулось тучами, дни стали серыми, ненастными и вдруг из тяжелых, серых туч пошел первый снег.
Мелодекламация Ф. Шопен «Первый снег».
5 ребенок:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, -
Вот пришли морозцы -
И зима настала. (И. Суриков)
6 ребенок:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром. (С. Есенин)
7 ребенок:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой -
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой. (Ф. Тютчев)
В. : Хороша Зима волшебница, чародейка, блестит, искрится разноцветными огоньками снег в лучах солнца, мерцает в свете луны.
8 ребенок:
Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса. (А. Фет)
9 ребенок:
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А. Фет)
Мелодекламация Г. Свиридов «Сюита из К/Ф метель»
В. : Прошло время Зимы, начал таять снег, зазвенела капель, зажурчали ручьи – пришла красавица Весна.
10 ребенок:
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!
Весна идет, весна идет,
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней.» (Ф. Тютчев)
11 ребенок:
Снова птицы летят издалёка
К берегам, расторгающим лёд,
Солнце тёплое ходит высоко
И душистого ландыша ждёт. (А. Фет)
12 ребенок:
Поле зыблется цветами.
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны. (А. Майков)
В. : Весна дарит нам первое тепло, первые цветы и первые весенние грозы.
13 ребенок:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит. (Ф. Тютчев)
Мелодекламация П. И. Чайковский «Лето»
В. : За Весной – красой природы, лето знойное идет.
14 ребенок:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым. (Ф. Тютчев)
В. : Летом, в зной, мы ждем дождь… Перед закатом набежало над лесом облако. И вдруг, на землю облако упало. И засверкало все вокруг.
15 ребенок:
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами. (И. Бунин)
Итоговая часть.
Вот и закончился наш рассказ в стихах о временах года. Прозвучали стихи русских поэтов XIX-XX вв: Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, К. Д. Бальмонта, И. А. Бунина, С. А. Есенина, И. З. Сурикова, А. Н. Майкова; музыка композиторов :
П. И. Чайковского, Ф. Шопена, Г. В. Свиридова.
Задание детям: объяснить что значит: «Лес, точно терем расписной…», «…под снегом опочила…», «Поле зыблется цветами…», «благовонья», «…к берегам, расторгающим лед…».
В. : Ребята, что вы чувствовали когда слушали музыку и стихи?.