Ольга Комарова
Проект. «Воспитание экологической культуры дошкольников, с помощью ознакомления с шедеврами классической музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : Познавательно-творческий
Продолжительность проекта : январь-март
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность темы.
Публикация «Проект, „Воспитание экологической культуры дошкольников, с помощью ознакомления с шедеврами классической музыки“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить и понимать музыку, но и через музыку видеть прекрасное в окружающем нас мире. История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью человеческой деятельности, что личность человека может полностью раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участия искусства. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего детства. Экологическое воспитание дошкольников будет успешным если :
1. Вводить музыкальные произведения на занятия по экологии
2. Использовать различные виды музыкальной деятельности.
Цель. Воспитывать познавательный интерес к миру природы через знакомство с классическими музыкальными произведениями, представляющими образы природы. Расширять представления детей о том, что о природе можно рассказать с помощью различных средств : стихотворение, музыкальное произведение, картина.
Задачи.
• Познание
• Расширять обобщённые представления о зиме и весне как времени года, их существенных признаках; сравнение основных признаков (состояние растений, одежда человека); поддерживать познавательные интересы к природе;
• Развивать первичные умения сравнивать, выделять общие и отличительные признаки, обобщать.
• Учить устанавливать причинно-следственные и временные связи.
• Побуждать и активно поддерживать интерес к окружающей природе.
• Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы.
Музыка
• Познакомить с музыкальными произведениями композиторов, рисующими картины природы: Р. Шуман «Зима», «Дед Мороз»; «Святки» Январь из цикла «Времена года»; «Зимнее утро» из Детского альбома; Февраль «Масленица» из цикла «Времена года»; П. Чайковский «Подснежник», «Песнь Жаворонка» Детский альбом
• Ф. Мендельсон «Песня без слов» (Весенняя)
• Воспитывать эмоциональную чувствительность к музыкальному образу.
• Развивать умение на основе музыкального образа передавать свои впечатления в продуктивной деятельности.
Художественное творчество
• Расширять представления детей о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года.
• Знакомство с репродукциями картин И. Шишкина «Сосна», И. Грабарь «Февральская лазурь»
• Воспитывать эмоционально-положительное, бережно-заботливое отношение к миру природы через художественную деятельность.
• Воспитывать умение видеть прекрасное в природе в разное время года.
Художественная литература
• Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства.
• Учить видеть характерные особенности разных времен года.
• Формировать умение воспринимать образ каждого времени года в музыке, в стихах, рисунках.
• Чтение стихов о зиме и о весне.
Коммуникация
• Побуждать детей к активной речевой деятельности, внимательно слушать рассказы товарищей, дополнять ответы.
• Упражнять в согласовании прилагательных с существительными
• Обогащать словарный запас.
Социализация
• Формирование доброжелательных взаимоотношений между детьми.
Безопасность
• Формирование представлений о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в прир
Этапы проекта :
I. Подготовительный:
- обсуждение проекта, выяснение возможности и средств, для реализации проекта;
- определение целей и задач проекта;
- подбор методической и художественной литературы, иллюстративного и музыкального материала по теме проекта;
- подбор материала для продуктивной деятельности;
- составление плана работы.
II. Основной этап:
Планирование образовательной деятельности
Занятия
Дата: Мероприятие: тема, программное содержание, оборудование Взаимодействие с педагогами, родителями
1. Январь
В течение всего дня (свободная деятельность) Тема: «В чём волшебство зимы»
1-я неделя:
1. Наблюдение «Природа зимой».
2. Ознакомление с художественной литературой. Чтение стихотворений С. Есенина «Поет зима – аукает…», «Стали дни короче…» И. Суриков.
3. Музыкальная игра «Белый снег» (слова и музыка М. Картушиной).
2-я неделя:
4. Слушание музыкальных произведений : «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» (музыка П. Чайковского).
5. Продуктивная деятельность
Рисование: «Заснеженный лес»
6. Наблюдение: «Узоры на стекле»
3-я неделя:
7. Чтение: «Жгуч мороз трескучий», Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Мороз и солнце»
8. Слушание: «Зимнее утро» из Детского альбома.
9. Дидактические игры: «Кто больше назовёт зимних слов», «Времена года»
Задачи:
- Формировать у детей представления о зимних явлениях природы, рассказывать о погоде, характерной для данного времени года.
- Учить понимать поэтические образы, видеть красоту поэзии.
- Развивать творческие способности детей, учить детей изображать при помощи движений метель, вьюгу, падающий снег.
- Формировать у детей культуру слушания музыки, формировать умение различать тембры музыкальных инструментов.
- Расширять представления детей о цветовой гамме, присущей зиме.
- Знакомить детей с зимними явлениями природы,
- Учить детей понимать содержание стихотворений. Помочь осмыслить значение образных выражений.
- Побуждать детей говорить о том, какие картинки им представляются, когда они слышат данное произведение.
- Способствовать обогащению и углублению знаний детей о существенных признаках зимы. 1. Консультация для родителей на тему:
«Что необходимо для того, чтобы научить ребенка воспринимать красоту окружающей природы».
2. «Как научить ребенка
испытывать восторг и восхищение от встречи с природой».
3. Беседы родителей с детьми на темы;
«Птичья столовая»
Задачи: Обсудить с детьми, зачем нужно подкармливать птиц зимой, почему людям приятно помогать пернатым, какую пользу они приносят, как радуют людей.
2. Февраль
1-я неделя:
1. Беседа о зимующих птицах (формирование обобщенных представлений).
2. Чтение: «Кто как зимует?» Г. Скрибицкая.
3. Беседа с детьми на тему: Мы кормушки смастерили, мы столовую открыли.
4. Рассматривание картины «Зимующие птицы».
2-я неделя:
5. Загадки о зимующих птицах.
6. Дидактическая игра «Угадай по описанию»
7. Продуктивная деятельность:
Лепка «Птичья столовая»
8. Рисование «Птицы на кормушке»
Задачи:
Способствовать расширению и обогащению представлению детей о птицах в зимний период (забота о них, помощь человека).
Расширять кругозор детей, учить детей отвечать на вопросы по тексту, рассказывать, что и ком они узнали из рассказа.
3-я неделя:
9. Наблюдение «В гостях у Зимушки-зимы»
Цель: Помочь детям увидеть красоту зимней природы (легкие падающие снежинки, блеск снега, деревья и кустарники, опушённые снегом). Обратить внимание, как падает снег на землю – большими пушистыми хлопьями или множеством отдельных снежинок.
Загадка: Что за звездочка такая
На платке и на пальто
Вся сквозная вырезная,
А возьмешь вода в руке
(Снежинка)
10. Рассматривание снежинки, Продуктивная деятельность: Рисование «Снежинка»
Слушание музыки : «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П. Чайковского, «Если снег идёт» А. Внукова
Задачи:
- Учить детей понимать содержание стихотворения, видеть взаимосвязь между содержанием и названием.
- Приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии, создающей художественно-музыкальный образ.
- Развивать внимание, наблюдательность по отношению к явлениям природы.
- Учить рисовать узор в соответствии с данной формой.
11. Наблюдение «Мороз и солнце, день чудесный!» (Обратить внимание детей на то, что солнце светит мало, редко показывается на небе).
12. Слушание классической музыки Р. Шуман «Дед Мороз», игра с пением «Дед Мороз и дети», муз. И. Кишко, сл. М. Ивенсен
4-я неделя:
13. Зимние забавы: «Берегись, заморожу», Подвижная игра «Снежинки и ветер»
14. Импровизация под классическую музыку.
15. Зимушка-зима (обобщающая беседа о зиме)
16. Слушание: февраль «Масленица»
«Зимнее утро» из Детского альбома
Дидактические игры на февраль: Игра «Когда это бывает?», «Во что любите играть зимой?», «Кто больше назовет признаков зимы?», «Так бывает или нет?», «Угадай, кто как зимует?» (животные и птицы)
Итоговое мероприятие: Оформление альбома «Что нам нравится зимой».
Задачи:
- Развивать обобщенные представления о зиме как времени года, её существенных признаках
- Приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии, учить различать настроение, чувства в музыке. 1. Акция «Заботимся о птицах»
Изготовление кормушек для птиц на участке (родители совместно с детьми).
2. Экскурсия в зимний лес (родители и дети)
3. Март
Тема: «Зима недаром злится, прошла её пора» «Почему поют птицы весной»
1. Беседа о птицах: «Кто такие первые весенние вестники.
2. Музыкальная игра «Птицы и птенчики».
3. Заучивание стихотворения «Скворцы», Загадки о птицах, которые прилетают весной
4. Рассматривание иллюстраций «Ранняя весна».
5. Слушание музыки «Весною» С. Майкапара; «Весной» Э. Грига.
6. Игра «Скворушки»
Задачи: Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека). Развивать тембровый слух детей.
Учить различать настроение, чувства в музыке, сопоставлять образы природы, выраженные разными видами искусства.
7. Беседа о признаках весны по вопросам. Закрепить представления детей о том, что в это время года солнце светит ярче, чаще появляется на небе, поэтому становится теплее; под влиянием солнечного тепла тают снег и лед, бегут ручьи.
8. Чтение: Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокращении).
9. Заучивание стихотворения «Весна» Ф. Тютчев
10. Слушание классической музыки «Кулик-весна» Н. Любарский,
«Ой, бежит ручьём вода» (народная песня)
11. Продуктивная деятельность
Аппликация «Сосульки на крыше»
Задачи:
- Способствовать эмоциональному восприятию образной основы поэтических произведений, понимать содержание произведения.
- Учить определять образное содержание музыкальных произведений. - Углублять представления об изобразительных возможностях музыки.
12. Описание весны. (Занятие)
13. Слушание рассказа «Подснежники» С. Вангели. Этюд-драматизация «Подснежники» из цикла «Времена года» П. Чайковского.
14. Продуктивная деятельность
Рисование иллюстраций к рассказу С. Вангели «Подснежники»
15. Весна, весна на улице, весенние деньки. Рассказы детей о ранней весне (совместно с воспитателем).
16. Слушание классической музыки :
«Весной» Э. Грига; «Дождик» А. Лядова;
«Грустный дождик» Д. Кабалевского
Задачи:
- Развивать связную речь, умение грамотно составлять предложения.
- Учить различать настроение, чувства в музыке, звукоподражание некоторым явлениям природы (капель, плеск ручейка)
Дидактические игры на март: «Сравнение весенних и зимних признаков», «Найди рисунки, относящиеся к весне», «Скажите ласково». Словесная игра «Подскажите словечко».
Задачи:
Формирование представлений о весне, как времени года, её погодных явлениях, основных признаках; развитию умения сопоставлять связь сезона с одеждой человека.
Развивать музыкальное восприятие
Итоговое мероприятие: «Путешествие в волшебный лес»
Чтение стихов о зиме и весне. Слушание классической музыки : «Подснежник» П. Чайковского, танец с цветами.
Музыкальная игра «Скворушки»
Хоровод «Ой, течет ручьём вода» Экскурсии родителей и детей в зимний лес.
Цель: Обратить внимание детей на тихую грусть природы с наступлением зимы.
Игра «Скворушки»
Музыкальный руководитель.
Коллективная работа воспитателя, родителей и детей.
Что мы узнали:
Зима – ночь длинная, а день короткий, солнце на небе высоко не поднимается – даёт мало света и тепла. Холодно, мороз, небо часто серое, облачное, идет снег, иногда бывает вьюга, метель. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы:
Деревья и кустарники замерли, стоят без листьев
Но под землёй у них сохранились корни;
Животные зимуют по-разному – одни находятся в спячке,
Другие питаются запасами, третьи активны, отыскивают или добывают пищу.
Весна – заметно увеличивается день и уменьшается ночь.
Солнце светит ярко, поднимается на небе всё выше, с каждым днем дает больше света и тепла.
Тает снег, бегут ручьи, реки выходят из берегов.
Условия для жизни растений и животных становятся с каждым днем все лучше: Набухают и затем распускаются почки на деревьях и кустарниках, появляется трава, оживают насекомые,
Возвращаются перелетные птицы, пробуждаются и становятся активными лесные животные.
III. Заключительный этап:
• Изготовление кормушек для птиц на участке (родители совместно с детьми)
• Акция «Заботимся о птицах». Через совместную деятельность детей с родителями привить им желание заботиться о птицах зимой.
• Оформление альбома на тему: «Что нам нравится зимой».
• Итоговое мероприятие «Путешествие в волшебный лес»
Закрепить представления детей о характерных особенностях времен года, о сезонных изменениях, происходящих в природе (жизнь растений, животных, птиц). Создать эмоциональный настрой: радостный, приподнятый, весёлый.