Галина Ухарева
Проект по музейной педагогике «Воспитание, лишенное корней, бессильно»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Воздвиженский детский сад «Звездочка» группа №3
ПРОЕКТ
«Воспитание - лишенное народных корней бессильно»
Воспитатель : Ухарева Галина Вячеславовна
с. Староустье 2018-2019 год
Краткая аннотация проекта
Музей - какое слово емкое!
От пирамид до черепков.
Хранят музеи для потомков
Свидетельства иных эпох.
Давайте же гореть не тлея,
Публикация «Проект по музейной педагогике „Воспитание, лишенное корней, бессильно“» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты, проектная деятельность
- Чуковский, К.И. Любимый писатель
- Чуковский. Проекты
- Темочки
Чтоб даже через сотни лет
В музеях сберегли потомки
Эпохи нашей яркий след.
Проект направлен на реализацию задач подготовки дошкольников к взрослой жизни через игру с помощью музейных средств. Детям предоставляется уникальная возможность приобщения к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности.
В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; научатся понимать и различать такие понятия экспонат, экспозиция, запасник, экскурсовод и др. ; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности. Сформированные умения и навыки помогут воспитанникам совместно с взрослыми создать мини-музей в ДОУ.
Проект привлекает внимание детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии, а родители становятся не пассивными наблюдателями, а активными участниками образовательного процесса.
Гипотеза: формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.
Тип проекта : информационно-практико-ориентированный
По количеству участников: коллективный (дети 5-7 лет)
Участники проекта : воспитатели, дети, родители, сотрудник краеведческого музея.
По продолжительности: долгосрочный (1 год)
Форма представления: презентация.
Проблема: Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений – одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества музея, детского сада с родителями воспитанников через реализацию проекта «Воспитание - лишенное народных корней бессильно»
,
Актуальность
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание, только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны - прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А. С. Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей. В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах.
Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Основной целью музейной педагогики является : приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Мини-музеи в детском саду являются одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Помогают решать проблему социализации подрастающего поколения, способствуют полноценному развитию интегративных качеств воспитанников, так как при организации образовательной работы в музее необходима организация разных видов детской деятельности и, соответственно, интегрированное решение задач разных образовательных областей.
В ходе совместной работы дошкольники познакомятся с историей возникновения музеев, видами музеев, правилами поведения в музее; овладеют навыками поисково-собирательской, оформительской, экскурсионной деятельности.
Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.
В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его папа, мама. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей.
Ожидаемые результаты:
1. Создание мини-музея.
2. Появление интереса к музейной культуре.
3. Развитие познавательно-исследовательских способностей детей.
4. Развитие личностных качеств дошкольников.
5. Повышение музейной культуры родителей.
6. Активное участие родителей в создании мини-музея и оформлении выставок в музее детского сада.
Цель проекта : Формирование системы ценностей ребенка, приобщение к историческому, культурному, природному наследию; воспитание гражданственности и патриотизма; развитие познавательных, творческих, эмоциональных и речевых процессов.
Задачи:
- создать предметно-развивающую среду в ДОУ, способствующую приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре;
- познакомить детей с народными обычаями, обрядами, праздниками, народным творчеством;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;
- развивать интерес к истории своего народа, к устному народному творчеству,
к русским народным подвижным играм;
- воспитывать у дошкольников чувство патриотизма через возрождение и
преображение богатого опыта русских традиций;
- воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
- привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре, к созданию музея, расширить представления родителей об истории и традициях русского народа
Формы образовательной работы с детьми:
- Организованные занятия.
- Совместная деятельность.
- Народные игры.
- Праздники и развлечения.
- Наблюдения в быту и природе.
- Организация конкурсов рисунков и поделок.
- Посещение тематических выставок и музейных занятий в краеведческом музее.
- Просмотр презентаций, слушание музыки.
Этапы реализации проекта
Этапы проекта Деятельность педагога Деятельность педагога с детьми Взаимодействие с родителями
1-подготовительный 1. Изучение методической литературы по данному направлению.
2. Определение цели и задач проекта.
3. Составление перспективного плана мероприятий совместно с администрацией краеведческого музея.
1. Мониторинг знаний детей.
2. Экскурсия в краеведческий музей – «Здравствуй, музей».
3. Создание картотеки хороводных и подвижных народных игр.
4. Подбор произведений фольклора. 1. Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского
народа».
2. Анкетирование родителей.
3. Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций по теме проекта.
2 - практический 1. Разработка конспектов НОД.
2. Написание сценариев развлечений - «Как самовар к нам на стол попал», «Пух-пух, разгорелся наш утюг»
3. Создание картотеки хороводных и подвижных народных игр.
4. Подбор произведений фольклора.
5. Подбор презентаций о русских народных праздниках, быте и народных промыслах на Руси. Познавательное
развитие:
- НОД «История
русского быта», «Русская изба», «Обычаи и традиции на Руси», «Дело мастера боится», «История русского народного костюма».
- Просмотр презентаций
«Русская изба», «Масленица», «Пасха».
- Музейные занятия : «Музейный предмет расскажет», «Урожай собирай», «Как сарафан с рубахой подружился», «Пасхальные традиции и забавы», «Весна-красна на двор пришла».
Социально-коммуникативное
развитие:
-НОД: «Посиделки в русской горнице».
-Просмотр презентации «Труд крестьян».
-Трудовая деятельность:
изготовление атрибутов для праздников, игр.
Речевое развитие:
-«Вечер загадок»
(загадки о предметах
быта)
- Чтение пословиц,
поговорок, русских народных сказок.
-Библиотека – Акция «Читаем фольклор»
-Музейные занятия :
Сказки из сундука – «Сказка про то, как из зернышка каравай выпекли», «Как весна зиму поборола».
Художественно-эстетическое развитие:
НОД «Народные промыслы».
-Просмотр презентации «Народные промыслы».
Аппликация «Укрась полотенце», «Пасхальное яйцо».
-Рисование «Роспись ложки» (хохлома)
-Участие в конкурсе «
-Музейный досуг «Посиделки в русской горнице»
- Слушание русских народных песен.
Физическое развитие:
-Спортивное развлечение «Масленица».
-Народные подвижные игры: «Заря-заряница», «Жаворонки», «Ручеек», «Две птички летели»,. «У дядюшки Трифона» и др.
Консультации для родителей:
- «Забыли старину и удивляемся, отчего худо стало», «Что такое мини – музей?»
- Выпуск для родителей папки-
передвижки «Традиции русского
народа».
- Сбор предметов старины для мини-музея в ДОУ.
3 -заключительный Обобщение опыта работы. Педагогический мониторинг.
Открытие мини-музея «Вишенка» (экспозиция «Встреча со стариной») Презентация проекта Награждение грамотами самых активных родителей
Результативность на начало проекта :
-Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны
соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в
частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и
ценность каждой из народных культур.
- У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего
народа и интерес к народным праздникам.
-Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации,
изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко
проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих
личной значимости.
- Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни,
закличку, вспомнить считалку или назвать праздник.
Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической
Результаты анкетирования на окончание проекта
-дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со
сверстниками и взрослыми.
-у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в
ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
- у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего
народа и интерес к народным праздникам.
-дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным
фольклором.
- у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети
интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним
отношение, были ими пережиты.
-Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре,
деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.
Заключение:
В заключении хочется сказать, что во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Русской фольклор — это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство — это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не зря старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего».
Создание музея в детском саду позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Музей стал местом познания, исследования, общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей. Особенность состоит в том, что образование детей в рамках музея доступно, вариативно, деятельность с экспонатами является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.
Основой организации работы в музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и виде вербального исследования, вопросов, задаваемых взрослому. Музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада и показал свою значимость в воспитании и развитии детей.
Перспективы работы:
Продолжение сотрудничества с краеведческим музеем села.
Создание новых экспозиций в мини-музее ДОУ.
Литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. Мини-музей в детском саду. - М. : «Линнка-Пресс», 2008.
3. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
4. Музей в детском саду : беседы, экскурсии, творческие мастерские / Под ред.
Н. В. Микляевой, Н. Ф. Лагутиной – М. : ТЦ Сфера, 2011.
5. Попова Т. А. Интегрированные циклы занятий по приобщению к русской
народной культуре. Для занятий с детьми 4 - 5 лет. М. : МОЗАЙКА - СИНТЕЗ, 2010
6. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. – М. :
ТЦ Сфера, 2011.