Лучший педагог года

Проект «Волшебный ветерок»

Наталья Николаевна Александрова
Проект «Волшебный ветерок»

Руководитель проекта :

учитель-логопед

Александрова Н. Н.

Автор проекта : Александрова Наталья Николаевна, учитель-логопед МАДОУ Детский сад комбинированного вида №35 «Сказка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Участники проекта : воспитанники старших групп №5, № 10, №19 с общим недоразвитием речи(III уровень, зачисленные на логопункт МАДОУ Детский сад комбинированного вида №35 «Сказка» и их родители, учитель-логопед, воспитатели.

Образовательная область: речевое развитие.

Направление деятельности: коррекционно-образовательная развивающая

Публикация «Проект „Волшебный ветерок“» размещена в разделах

деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Вид проекта : информационно - практический, долгосрочный, игровой, индивидуальный, подгрупповой.

Тема проекта по развитию физиологического и речевого дыхания: «Волшебный ветерок».

Цель проекта : формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.

Задачи:

1. Улучшить функцию внешнего (носового) дыхания.

2. Вырабатывать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Развивать фонационный (озвученный) выдох.

4. Развивать речевое дыхание.

5. Тренировать речевое дыхание в процессе произнесения текста.

6. Разработать комплекс занятий и упражнений на развитие физиологического и речевого дыхания.

7. Подобрать необходимый практический материал для зоны дыхания в логопедическом кабинете.

8. Оформить картотеку игр и упражнений.

9. Повысить компетентность воспитателей и родителей в вопросах развития физиологического и речевого дыхания, познакомить их с разнообразием дыхательных упражнений.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность правильного физиологического и речевого дыхания у детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. После освоения правильного речевого дыхания, глубокого вдоха и плавного выдоха речь станет более чёткой, разборчивой.

Дополнительные мероприятия, необходимые для выполнения проекта :

Семинар–практикум для педагогов «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

Консультация-практикум для родителей: «Речевое дыхание-основа правильной речи»

Итоговый логопедический утренник

Форма итогового мероприятия:

1. Изготовление пособий и создание картотеки игр и упражнений по формированию физиологического и речевого дыхания.

2. Оформление зоны в логопедическом кабинете с картотекой упражнений, игровыми пособиями.

Длительность проекта : 9 месяцев (сентябрь 2018 г. - май 2019 г.)

Объект исследования - эффективность развития физиологического и речевого дыхания: «Волшебный ветерок» в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи и с общим недоразвитием речи III уровня.

Предмет исследования – развитие физиологического и речевого дыхания.

Актуальность проекта :

Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние 10 лет устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.

С каждым годом увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, увеличивается степень сложности речевого развития у детей, поступивших в детские сады. Также недостаточно разработаны вопросы положительной мотивации правильного дыхания в ходе коррекции речи, образности, формирования внимания к ощущениям в акте дыхания, использования нестандартного оборудования, оптимизирующего процесс постановки речевого дыхания.

В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение практика использования здоровьесберегающих технологий по формированию правильного физиологического и речевого дыхания детей с нарушениями речи, направленных на физическое развитие детей с речевой патологией, на целенаправленное воздействие на дыхательную систему организма ребёнка.

Работа учителя-логопеда в условиях логопункта имеет свои особенности: большое количество детей со сложными речевыми диагнозами, ограниченность по временным рамкам и желание педагога максимально эффективно оказать им помощь и добиться высоких результатов в коррекционно - педагогической деятельности.

Если ребенок плохо говорит, искажает, смешивает или заменяет звуки при произношении, прежде всего, нужно проводить работу по формированию правильно-направленной и достаточной воздушной струи, то есть с развития дыхания.

Формированию правильного дыхания способствуют дыхательные упражнения, которые также помогают научить ребенка правильно произносить звуки.

Все звуки произносятся в фазе выдоха. Существует три направления воздушной струи: для произнесения большинства звуков: губно-зубных (в, в', ф, ф', заднеязычных (к, к', г, г', х, х', переднеязычных (т, т', д, д', свистящих (с, с', з, з', ц). характерно направление воздушной струи прямо по центру языка, для произношения шипящих звуков и р, р' – по центру языка вверх, для произнесения звука л, л' – по боковым краям языка.

Поэтому прежде чем начинать постановку звуков, нужно провести не только комплекс артикуляционной гимнастики и упражнения на устранении недостатков фонематического слуха, но и комплекс дыхательных упражнений и игр. Поэтому я обратилась к необычному и нестандартному методу. Предложенный проект по развитию речевого дыхания: «Волшебный ветерок»- это попытка показать на практике систему работы по формированию правильного дыхания и воспитания привычки к самоконтролю у дошкольников.

Дыхательные упражнения можно использовать как часть подгрупповых занятий, так и как индивидуальные занятия.

.

Инновационная направленность:

Логопедические занятия по развитию физиологического и речевого дыхания включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребёнка, но и способствует максимально эффективному повышению качества звукопроизношения.

Новизна заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Реализация проекта проходила в четыре этапа:

I этап (подготовительный,

II этап (диагностический,

III этап (основной),

IV этап (заключительный).

Этапы реализации проекта

Этап Содержание деятельности

Сроки,

(количество заня

тий

I этап (подготови

тельный) 1. Изучение научно - методической литературы по вопросу развития речевого дыхания, необходимой

для реализации проекта

2. Подготовка и разработка документации для реализации проекта

3. Оснащение коррекционно-педагогического процесса наглядным и раздаточным материалом. август,

2-4 неделя

II этап

(диагнос-тический) Проведение диагностики и выявление детей с нарушениями речи. Обследование строения и подвижности органов артикуляции, подбор комплекса упражнений с учётом нарушенных звуков сентябрь,

1-3 неделя

III этап

(основной) Работа с детьми:

1. Выработка длительного плавного выдоха, октябрь

2. Дифференциация ротового и носового выдоха ноябрь

3. Выработка глубокого вдоха декабрь

4. Формирование физиологического дыхания, развитие его силы январь

5. Развитие силы голоса и речевого дыхания февраль

6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков март

7. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений апрель

Работа с родителями:

1. Консультация – практикум «Развитие дыхания - основа правильной речи» октябрь

2. Конкурс по изготовлению пособий для развития речевого дыхания своими руками для детей и родителей «Мой волшебный ветерок»

ноябрь

3. Оформление консультаций на стенде для родителей:

«Упражнения для развития речевого дыхания детей»

«Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики»

«Дыхательные упражнения»

«Роль дыхания в процессе речи»

«Дыхательная гимнастика»

«Игры на развитие речевого дыхания» ежене

дельно

4. Оформление буклетов для родителей

«Будем правильно дышать»

«Дыхательная гимнастика»

«Игровые упражнения для развития речевого дыхания»

«Упражнения для развития речевого дыхания»

декабрь январь

февраль

март

5. Индивидуальные консультации для родителей В течение года

6. Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания» апрель

Консультация на сайте ДОУ: «Речевое дыхание – основа правильной речи»

Апрель

Работа с педагогами

1. Семинар–практикум «Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста».

ноябрь

3. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей январь

3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей февраль

IV этап (заключи-тельный) 1. Участие детей, занимавшихся на логопункте, в итоговом логопедическом утреннике май

2. Разработка картотек игр и упражнений на формирование речевого дыхания май

3. Диагностика после реализации проекта.

май

Организационные формы работы над проектом :

Формы работы Сроки

Подгрупповая организованная образова-тельная деятельность октябрь - апрель

Наблюдения Первое занятие

Самостоятельная работа ребёнка с родителями Домашние задания в индивидуальной тетради в течение 4-х недель

Групповое обсуждение На последнем занятии

Логопедический тренинг для родителей «Артикуляционная гимнастика - основа правильного звукопроизношения». Третья неделя сентября

Семинар - практикум для педагогов

«Развитие артикуляционного аппарата» Четвёртая неделя сентября

Проектная часть.

Перспективный план работы

Месяц Название упражнения

Упражнения на улучшении функции внешнего дыхания

Ноябрь «Бегемотик»

«Качели»

«Ныряльщики за жемчугом»

«Дыхание»

Упражнения с целью выработать более глубокий вдох и длительный выдох

Декабрь,

Январь «Воздушный футбол», «Хомячок», «Ветерок», «Собачке жарко», «Снегопад», мыльные пузыри, «Перышко», вертушки.

Подуть на огонек свечки, сделанной из цветнойбумаги; на дымок от паровоза; на пар, струящийся над картонной чашкой; на капельки от тучки, висящие на ниточках

«Ветерок» - подуть на различные предметы, подвешенные на ниточке. Сдуть бабочку с цветка, на котором она привязана за ниточку и т. п.

Упражнения на развитие фонационного (озвученного выдоха)

Февраль Длительное протяжное произнесение гласных звуков.

«Кукла плачет – а-а-а», «Дует сильный ветер – у-у-у».

Длительное произнесение согласных звуков.

«Сердитая муха» - Муха жужжит над ухом «дз-з-з» и на одном дыхании при усилении и ослаблении звука.

Игры – соревнования: «Кто дольше споет песенку на одном звуке?», «Чья песенка длиннее?»

«Звуковые клубочки»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Ребенок, сматывая нитки в клубок, на выдохе произносит гласный звук.

Упражнения на развитие речевого дыхания

Март, апрель «Изобрази животное»

Цель: развивать речевое дыхание через произнесение на выдохе слогов.

Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:

Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек.

Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу:

Кар-кар, гав-гав, жу-жу,

Бе-бе, ме-ме, ква-ква.

«Собачка» - руки положить на живот, имитировать лай собаки, сначала короткое «ав-ав», а потом длинное «а-а-ав».

Многократное повторение слогов. «Паровоз – чух-чух-чух», «Дождик капает – кап-кап-кап», «Зайка прыгает – оп-оп-оп», «Мишка топает – топ-топ-топ».

Счет от 1 до 5, от 5 до 10, от 1 до 10 и. т. д.

Назвать времена года, дни недели, названия месяцев и. т. д.

Фразы с использованием приема наращивания.

Ветер – Дует ветер – Дует сильный ветер – Дует сильный и холодный ветер – Дует сильный и холодный северный ветер и. т. д.

«Скороговорки»

«Егорка» : Как на горке на пригорке жили 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорки и. т. д.

Поговорки.

Загадки.

Май Формирование правильного речевого дыхания в процессе произношения текста

Этапы реализации проекта

№ п/п Мероприятия Сроки

1 этап Организационный

1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания сентябрь

2. Составление перспективного плана работы над дыханием. октябрь

3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания октябрь

2 этап Практический

Работа с детьми:

1. Выработка длительного плавного выдоха,

Дифференциация ротового и носового выдоха октябрь

2. Выработка глубокого вдоха ноябрь

3. Формирование физиологического дыхания, развитие его силы декабрь

4. Развитие силы голоса и речевого дыхания январь

5. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков февраль, март

6. Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений апрель, май

Работа с родителями:

1. Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» ноябрь

2. Оформление папки- передвижки «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» декабрь

3. Индивидуальные консультации для родителей В течение года

4. Оформление памятки для родителей

«Упражнения для развития речевого дыхания» февраль

Работа с педагогами группы

1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» ноябрь

2. Оформление памятки для воспитателей группы «Изготовление игр и пособий по развитию дыхания у детей» декабрь

3. Посещение занятий по развитию звуковой стороны речи у воспитателей февраль

3 этап Итоговый

1. Участие детей, занимавшихся на логопункте, в весенних утренниках март, май

2. Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания апрель

План реализации проекта :

Месяц Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

сентябрь «Сдуй жука, бабочку со цветка»

«Подуй на бабочку»

октябрь «Подуй на листочки»

«Ветерок»

«В лесу»

ноябрь «Подуй на вертушку»

«Подуй на облака»

«Подуй на листья»

«Улетай тучка»

декабрь

«Подуем на пушинку»

«Прокатаем брёвнышки»

«Новогодняя гирлянда»

январь

«Подуй на снежинку»

«Погреем ручки»

февраль «Подуй на вертушку»

«Заморозим пальчик»

«Снег идёт!»

«Вьюга»

март «Подуй на чай»

«Эхо»

«Чья птичка дальше улетит»

апрель «Насос»

«Змейка»

«Подуй на картинки и назови что нарисовано»

май «Забей мяч в ворота»

«Чья птичка дальше улетит»

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.

3. Заключительный этап.

Проанализировав проделанную работу, можно сделать следующие выводы:

у детей отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами дыхательной гимнастики, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие речевого дыхания;

речь детей стала более чёткой, разборчивой;

удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями и родителями. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения игр по развитию речевого дыхания с детьми дома.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа учителя-логопеда с воспитателями и родителями по развитию речевого дыхания у детей позволила добиться положительных результатов.

Этапы и стратегия реализации проекта

I. Подготовительный этап (информационно-аналитический) :

Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание, которое входит в сложную функциональную речевую систему и представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс.

Дыхательный аппарат выполняет следующие психофизиологические функции: обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью; массаж диафрагмой внутренних органов брюшной полости; тренировки дыхательных мышц; воздействие на периферическую и центральную нервную систему; очищение от пылевых частиц; увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха; речевое дыхание.

Речевое дыхание - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Речь является одной из составляющих общего здоровья человека.

Для формирования физиологического и речевого дыхания необходимо хорошо знать строение речевого аппарата. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулировочного) речевого аппарата и периферического.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: дыхательного, голосового, артикуляционного (или звукопроизводящего).

Существуют определенные методики, направленные на восстановление этой важной функции: дифференциация ротового и носового выдоха у детей с ринолалией А. Г. Ипполитовой; снятие напряжения с мышц всего тела и органов артикуляции у заикающихся детей Н. А. Рождественской, Л. Пеллингер; оздоравливающие и целительные методики К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой; образная гимнастика по М. Норбекову и др. Суть этих методик заключается в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра, что влияет на оздоровление организма.

Различают два вида дыхания:

1. физиологическое (неречевое,

2. речевое.

Между ними существуют некоторые различия.

Речевое дыхание Физиологическое

Выдох намного длиннее вдоха Продолжительность вдоха и выдоха одинаковые

Число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном выдохе Число дыхательных движений вдвое больше, чем при речевом дыхании

Значительно увеличивается объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха Объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в три раза меньше чем при речевом дыхании

Вдох более короткий и более глубокий Вдох длиннее и менее глубокий

Выдох осуществляется при активном участии выдыхательных мышц брюшной стенки и внутренних межреберных мышц

Речевое дыхание – управляемый процесс Осуществляется автоматически

Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения. Речь образуется в фазе выдоха.

Физиологи различают три способа дыхания:

• Верхнее дыхание (ключичное)

• Среднее дыхание (грудное и реберное или межреберное)

• Нижнее дыхание (брюшное или глубокое или диафрагмальное)

Наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмальное или его ещё называют диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межреберных мышц.

Многие дети пользуются верхнегрудным дыханием, часто совершают вдох с резким поднятием плеч. Некоторые дети не умеют рационально расходовать воздух в процессе речевого высказывания, нередко добирают воздух почти перед каждым словом.

Речевое дыхание дошкольников резко отличается от речевого дыхания взрослых, оно характеризуется: малым объемом легких; слабой дыхательной мускулатурой; слабым вдохом и выдохом, что ведет к тихой, едва слышной речи (это часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких, стеснительных); неэкономным и неравномерным распределением выдыхаемого воздуха (в результате этого дошкольник иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шепотом). Нередко из-за этого он не договаривает, конец слова или фразы. Неумелым распределением дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой — (вдох) — дем гулять). Торопливым произнесением фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием». Слабым выдохом или не правильно направленной выдыхаемой воздушной струёй, которая, в свою очередь, приводит к искажению звуков. Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонения в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание – в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь её неотъемлемой составной частью.

Для каждого возраста имеются свои показатели произнесения определенного количества слов на выдохе.

Возраст ребенка Количество слов на выдохе в норме Длительность занятия по формированию речевого дыхания

2-3 года 2-3 слова 2-3 минут

3-4 года 3-5 слов 3-4 минуты

4-6 лет 4-6 слов 4-6 минут

6-7 лет 5-7 слов 5-7 минут

Расстройства физиологического и речевого дыхания свидетельствуют о речевой патологии, которая в свою очередь может сопровождать различные отклонения в психофизическом развитии.

Можно констатировать, что ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания. Сами же эти речевые нарушения могут входить в синдром какого-либо соматического, неврологического или психического заболевания. Данный факт требует проведения комплексной работы по нормализации речевой функции, в том числе физиологического и речевого дыхания. С учетом того, что речевое дыхание является источником здоровья, основой звучащей речи, то формировать его необходимо в дошкольном возрасте.

II. Основной этап реализации проекта (практический) :

Цель: формирование у детей умений и навыков правильного физиологического и речевого дыхания без ущерба для здоровья.

Задачи:

• Изучение и анализ научно-методической литературы по теме формирования правильного речевого дыхания у детей с ОНР.

• Создание оптимальных условий для работы с детьми по формированию речевого дыхания.

• Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по формированию у детей с ОНР правильного речевого дыхания.

• Анализ, результативность, продуктивность.

Участники проекта : дети 6-7 лет дошкольного возраста с нарушениями речи, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

Описание технологий работы по теме проекта :

Занятия и другая совместная деятельность: дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики; дыхательные игры и упражнения; проговаривание чистоговорок и скороговорок, потешек, беседы, логоритмика, распевки, физкультурные, музыкальные, логопедические занятия, релаксация.

Режимные моменты: подвижные игры, игры-драматизации, досуги, развлечения.

Самостоятельная деятельность: подвижные игры, игры-драматизации, проговаривание чистоговорок и скороговорок, потешек.

Взаимодействие с родителями: консультации, родительский уголок, логопедические досуги, компьютерные презентации, консультации и рекомендации на сайте ДОО.

Взаимодействие с педагогами: Консультации, мастер-класс, памятки.

III. Заключительный этап реализации проекта :

Задачи:

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.

2. Итоговое занятие результатов проектной деятельности детей и родителей.

3. Презентация проекта «Развитие речевого развития детей дошкольного возраста на логопункте» для педагогов.

В результате реализации проекта у детей старшего дошкольного возраста формируются умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания, совершенствуется речь, способность анализировать и обобщать, делать умозаключения.

Данный проект может применяться учителями-логопедами и педагогами ДОО в практической деятельности в работе с детьми с диагнозами ОНР и ФФНР условиях ДОУ и логопункта.

• Практический результат проекта :

• Собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания;

• Оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы;

• Систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми,

• Изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей;

• Оборудованы папки с консультациями для родителей;

• Изготовлены специальные пособия для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества

• Оформление выставки «Послушный ветерок».

• Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.

Публикации по теме:

Конспект прогулки «Ветерок» для детей 3–4 лет Тема: «Ветерок» Цели: продолжать знакомить детей с явлениями природы, с ветром; учить определять, какой ветер: теплый или холодный, сильный.

Познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток»Познавательно-творческий проект «Волшебный лоскуток» Мои запасы лоскутков для многих просто хлам. Но я без них уж не могу, и выбросить не дам! А. Жарикова Участники проекта: дети группы,.

Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок»Познавательно-творческий проект «Волшебный мир снежинок» Проект «Волшебный мир снежинок» Тип проекта: познавательно - творческий Руководитель проекта: Скорюпина Г. Ш., воспитатель; Участники.

Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа)Проект «Дыхательная гимнастика. Веселый ветерок». Здоровьесберегающие технологии (подготовительная к школе группа) Актуальность Дыхательный аппарат включает в свой состав грудную клетку с расположенными в ней легкими, трахеей и бронхами, а также диафрагму.

Проект по познавательному развитию «Волшебный мир геометрических фигур»Проект по познавательному развитию «Волшебный мир геометрических фигур» Доброго всем настроения! Все, заглянувшие ко мне на страничку согласятся, что для дошколят обогащение познавательного опыта очень важно.

Фотоотчет «Проект по развитию речевого дыхания «Волшебный ветерок»Фотоотчет «Проект по развитию речевого дыхания «Волшебный ветерок» Фотоотчет по проведению консультации для педагогов ДОУ по развитию речевого дыхания «Волшебный ветерок» Тип проекта: практический, игровой.

Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней»Проект в подготовительной группе «Волшебный мир камней» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» с. Ростовановского Курского муниципального района.

Проект в подготовительной группе «Волшебный мир оригами»Проект в подготовительной группе «Волшебный мир оригами» Проект «Волшебный мир оригами» ВИД ПРОЕКТА: информационно - творческий. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: краткосрочный (февраль). АВТОР ПРОЕКТА:.

Проект в старшей группе «Волшебный мир театра»Проект в старшей группе «Волшебный мир театра» Проект в старшей группе «Волшебный мир театра».Срок реализации проекта: краткосрочный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста,.

Ролево-игровой проект «Волшебный мир сказок»Ролево-игровой проект «Волшебный мир сказок» Файл "/upload/blogs/detsad-1778344-1553430773.jpg" не найден! олево-игровой проект «Волшебный мир сказок» Автор: Прасолова Галина Леонидовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Волшебный ветерок»
Опубликовано: 19 октября 2020 в 19:51
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД