Вера Патергина
Познавательно-исследовательский индивидуальный проект «Волшебный мир песка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Волшебный мир песка»
«Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, которых они не могут изменить по своему желанию…. лучшая игрушка та, которую он может заставить изменяться …. для детей лучшая игрушка – куча песка»
К. Д. Ушинский
Автор проекта: Патергина В. В., МБДОУ Перевозский д/с №3 «Малышок»
Тип, вид проекта: познавательно – исследовательский, индивидуальный.
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
Участники: Сумин Ярослав 7лет, воспитатель, родители.
Публикация «Познавательно-исследовательский индивидуальный проект „Волшебный мир песка“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты
- Темочки
Цель: развитие интереса к экспериментальной деятельности, расширение кругозора, познавательных способностей.
Задачи проекта:
1. Систематизировать элементарные знания о свойствах песка (песок состоит из песчинок, он сыпется, песчинки разные по цвету и легкие, песок рыхлый, пропускает воду и т. п.)
2. Создать условия для экспериментальной деятельности детей.
3. Способствовать развитию умения обследовать, наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы на основе экспериментов.
4. Способствовать развитию тактильной чувствительности и мелкой моторики рук.
5. Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы; умение соблюдать правила безопасности при проведении опытов и экспериментов.
Объект исследования: песок.
Актуальность:
Одно из любимых детских занятий – это экспериментирование. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Любознательность, стремление экспериментировать, жажда новых впечатлений о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он хочет все знать. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательной активности, проявление интереса к экспериментальной деятельности (умение наблюдать, обследовать, обобщать, делать вывод)
Реализация образовательных областей:
Образовательная область «Познавательное развитие»
Расширять представление о свойствах песка.
Развивать познавательно – исследовательскую деятельность.
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Развивать умение работать по плану, задавать вопросы, делать выводы.
Соблюдать правила безопасности в играх с песком.
Образовательная область «Речевое развитие»
Развивать активную речь в процессе познавательно – исследовательской деятельности.
Заучивание стихотворения о песке.
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Способствовать развитию творческого воображения и эстетического вкуса. Познакомить с приемами рисования песком и на песке, использование цветного песка.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать физические качества (мелкую моторику рук)
Материально – технические ресурсы: Стол – песочница, песок, поднос, цветной мел (для окрашивания песка, клей, энциклопедическая литература, камни, лупа, насос, банка, вода, формочки и лопатка для песка, картинки о песке.
Обработка песка
Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.
Условия работы с детьми:
1. Согласие и желание ребенка.
2. У ребенка не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Проблемные вопросы: Почему из сухого песка нельзя лепить? Почему сухой песок сыплется, а сырой нет? Как образуется песок?
Гипотеза: Возможно, если намочить песок он будет лепиться, но не будет сыпаться.
Практическая значимость работы определяется возможностью использовать полученные знания в повседневной жизни для расширения кругозора при выполнении более сложных опытов с объектами неживой природы.
План реализации проекта
Этапы
Подготовительный
1. Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Разработка плана проекта.
2. Подбор наглядно – исследовательского материала, литературного и иллюстративного материала.
3. Сотрудничество с родителями:
А) Консультация «Игры с песком и водой»
Б) Рекомендации по организации экспериментирования с явлениями неживой природы
В) Помощь в подборке материалов для оформления лэпбука
Г) Совместное рисование песком с ребенком дома
Основной
1. Разработка методического материала по проекту с применением:
Беседы «Песок в природе»
Опытнической деятельности
Продуктивной деятельности (рисование песком)
2. Создание лэпбука.
3. Организация индивидуальной выставки рисунков песком.
4. Разучивание стихотворения о песке.
Итоговый
1. Презентация проекта.
2. Презентация лэпбука.
3. Индивидуальная выставка «Песчаные шедевры»
4. Распространение педагогического опыта
5. Участие проекта в конкурсе.
Ход проекта
Понедельник
1. Беседа «Песок в природе» Изучение энциклопедической литературы.
Цель: Расширять представления о песке. Показать, где и как образуется песок, и где в природе его можно найти.
2. Знакомство с правилами безопасности при проведении экспериментов
Цель: Формировать умение соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.
3. Эксперимент: Как образуется песок?
Два камня потереть друг об друга, рассмотреть песчинки.
Цель: Познакомить с составом и свойством природного песка. Развивать умение обследовать объект.
Вывод: песчинки образуются от трения и ударов камней друг об друга.
Вторник
1. Эксперименты, опыты с песком.
Эксперимент - Из чего состоит песок?
С помощью лупы рассмотреть песок. Из чего он состоит? (из зернышек – песчинок) Как они выглядят? (желтые, полупрозрачные, маленькие и т. п.) Похожи ли песчинки друг на друга? Чем похожи и чем отличаются?
Цель:Выяснить состав песка. Какого цвета и на что похож песок?
Вывод: Песок состоит из песчинок, в сухом состоянии песчинки, не прилипают друг к другу.
2. Эксперимент - Легкие ли песчинки?
С помощью насоса создадим в банке сильный поток воздуха – искусственный ветер. Что происходит? (песчинки двигаются, сдуваются, разлетаются)
Цель:Формировать представления о свойствах песка.
Вывод: песчинки легко сдуваются, они легкие.
3. Эксперимент - Куда исчезла вода?
В посуду с песком наливаем немного воды. Куда исчезла вода? (впиталась) Как впитывается вода быстро или медленно? (быстро) Потрогаем, каким стал песок? (влажным, мокрым)
Цель:Исследовать взаимодействие песка с водой.
Вывод: вода в песок впитывается быстро, и он становится сырым.
4. Эксперимент – Какой песок сыпется легко сухой или сырой?
Возьмем немного песка и насыплем его на поднос. Легко ли сыпется песок? (легко) А теперь попробуем насыпать мокрый. Сыпется? (нет)
Цель:Способствовать расширению знания о свойствах сухого и мокрого песка.
Вывод: сухой песок рыхлый, легко сыпется, но не держит форму, мокрый не сыпется, но держит форму.
5. Эксперимент - Лепим из песка. Попробуем лепить из песка. Мокрый песок хорошо лепится.
Цель:Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
Вывод: Сырой песок сохраняет форму.
6. Эксперимент - Окрашивание песка.
Можно ли песок выкрасить в какой - ни будь цвет? Для этого эксперимента потребуется песок, мел и тёрка. Немного песка кладём в миску, трём на тёрке мел одного цвета и перемешиваем – песок становится цветом мелка.
Вывод: песок окрашивается
Среда
Рисование песком.
Цель:Развивать воображение, творчество, мелкую моторику.
Четверг
Создание лэпбука, разучивание стихотворения
Создание условий для развития познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в ходе экспериментальной деятельности дошкольников.
Пятница
Оформление индивидуальной выставки рисунков «Песчаные шедевры»
Популяризация предлагаемой темы, вовлечь в совместную деятельность детей, родителей.
Используемая литература
Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 - 2003 г.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 – 2000 г.
Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой» М. 2005 г.
Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду» М. : Карапуз, 2001 г.
Интернет ресурсы
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/24/proekt-pesok-i-glina
http://detsad-kitty.ru/metod/drugoe/54383-proekt-po-poznavatelno-issledovatelskoj.html
http://uchkopilka.ru/vne-deyat/proekty/item/7501-mini-proekt-volshebnyj-mir-peska-20151103
http://dohcolonoc.ru/conspect/4462-konspekt-otkrytogo-zanyatiya-osobennosti-peska.html
http://www.yandex.ru/yandsearch?clid=9582&text=Картинки%20о%20песке&l10n=ru