Галина Корохова
Познавательно-исследовательский проект «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Буратино»
Познавательно-исследовательский проект
«ВОЛШЕБНЫЙ ПЕСОК»
Разработали:
Воспитатели: Зиннурова Л. И.
Корохова Г. Ю.
Моисеенко Л. Л.
г. Мегион
2017 г.
Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА 4
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 7
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 7
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 8
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 8
ЭТАПЫ РАБОТЫ 9
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 9
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА 10
РЕЗУЛЬТАТ 15
Предполагаемые трудности, негативные эффекты, связанные с реализацией проекта 16
ЛИТЕРАТУРА 17
ПРИЛОЖЕНИЯ 18
Что нужно для игры в песок?
А нужно в сущности так мало:
Любовь, желание, доброта,
Чтоб вера в детство не пропала.
Простейший тазик на столе
Не интересен нам пока.
В него вольётся дивной сказкой горсть золотистого песка.
Предметов маленький набор возьмём в игру…
Подобно Богу
Мы создадим наш мир чудес,
Пройдя познания дорогу.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Песок состоит из мельчайших крупинок – символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Как правило, первые контакты детей друг с другом – в песочнице. Это традиционные игры с песком. Ребёнок копает, лепит, рисует на песке, создаёт на нём отпечатки, что-то говорит, играет… В игре он познаёт себя и окружающий мир.
Игры с песком - одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаём ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Именно в играх с песком создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект ребёнка». Тактильные ощущения мы получаем через кожу: «горячее – холодное», «сухое – мокрое», «твёрдое – мягкое», «гладкое – острое». Кинестетические ощущения получаются во время движения. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию; взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.
АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА
В ФГОС ДО учтены такие важные термины как индивидуальные особенности ребёнка, возрастные особенности ребёнка, интегральные качества компетенции ребёнка, которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок.
Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
В современной педагогике и психологии в данное время активно применяется песочная терапия. Ведь песок это природный материал, обладающий собственной энергетикой, имеющий множество преимуществ перед другими материалами такими как глина, пластилин.
Согласно ФГОС мы обязаны использовать здоровьесберегающие технологии, а использование песочной терапии даёт множество позитивных показателей в развитии и формировании всесторонней личности ребёнка дошкольного возраста.
Песочная терапия наиболее эффективно используется при коррекции эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера – это сфера человека, отвечающая за взаимосвязь эмоций и воли.
Именно ФГОС ДО способствует поддержанию разнообразия детства и направлен на позитивное становление ребенка и учёт индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения образовательной программы дошкольного образования.
Посещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жить и развиваться, активно участвуя в специфически детских видах деятельности: игровой, коммуникативной, продуктивной, двигательной, познавательно-исследовательской.
Задача педагога – не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. Поэтому очень важно организовывать занятия по ознакомлению детей со свойствами песка таким образом, чтобы не только преподносить им готовые знания, но и помогать им, добывать эти знания самим с помощью игровых методов, экспериментирования и исследования. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый шаг был путешествием к истокам чудес в природе. Не секрет, что дети раннего возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.
Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Ещё Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.
Психологи считают, что все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать с глубокими изменениями в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка.
Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы. Поэтому проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных проблем психологии и педагогики.
Итак, центральная психическая функция дошкольников - эмоциональная. С одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Если эта магистральная линия развития - линия развития эмоций - нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка. Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах деятельности. Все вышесказанное объясняет актуальность выбранной темы.
Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для психического развития ребенка, становления его как личности остается одним из актуальных и обсуждаемых в психолого-педагогической литературе. Связано это с открытием новых возможностей работы со сказкой, которая открывается для читателей и исследователей не только как культурологический феномен, но и как феномен психологический, как форма духовного опыта человечества. Эти положения отразились в современном методологическом направлении работы со сказкой, получившем название сказкотерапия.
Сказкотерапия – «метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром» (Т. Д. Зинкевич- Евстигнеева). Сказка, ее восприятие, проживание ее нравственного урока является условием формирования гармоничной личности ребенка и, в то же время, она может выступать инструментом воздействия на эмоциональную сферу ребенка, напрямую связанную с воображением.
Таким образом, в сказке и через восприятие сказочного мира можно создать необходимые условия для развития эмоциональной сферы дошкольника.
Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, ваши нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление).
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
Все вышеизложенные факторы в совокупности натолкнули на идею создания познавательно-исследовательского проекта «Волшебный песок» и способствовали формулированию целей и задач реализации проекта :
ЦЕЛЬ: Развитие познавательно-исследовательской активности, любознательности и коммуникативных навыков ребёнка в процессе экспериментирования с «волшебным» песком.
ЗАДАЧИ:
1. Формировать познавательно-исследовательские функции (восприятие, внимание, память, мышление, анализ, развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику.
2. Вызывать эмоционально – положительное состояние, удовольствие от игр и совместной деятельности с другими детьми, обогащать чувственный опыт ребёнка, активизировать словарь детей.
3. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом по правилам игры в песочнице.
4. Повысить уровень компетентности родителей в вопросах организации и проведения занятий с «волшебным» песком.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - 1 неделя
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА - дети от 3 - 4 лет, педагоги, родители воспитанников.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Мини-песочница,
подставки для лепки,
«волшебный» песок,
вода в детских лейках;
мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки, киндеры;
природный материал: камешки, ракушки;
различные пластмассовые ё мкости: баночки, ложечки, крышечки от пластиковых бутылок и т. д. ;
различные песочные наборы (ведёрки с совочками и формочками);
лупа для рассматривания;
песочные часы;
фартуки, салфетки для рук.
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Музыкальное сопровождение,
использование ИКТ (просмотр организованной деятельности с детьми по данной теме,
выставка игрушек для игр с песком,
выставка методической и художественной литературы.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Конвенция о правах ребенка;
Закон РФ "Об образовании";
Концепция дошкольного воспитания;
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10;
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования —под редакцией Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков произойдёт более интенсивно и гармонично.
Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой.
Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.
Родители активно включатся в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
1этап - подготовительный
(Изучение методической литературы, интернет-ресурсов; сбор информации; подбор художественной литературы; составление календарного плана на неделю, в котором будет отражена совместная деятельность детей и педагогов, взаимодействие с родителями; подбор и разработка содержания занятий и мероприятий по проекту, группировка и обработка найденного материала; наполнение центра экспериментирования специальным оборудованием; предварительная работа с детьми.)
2 этап – организационный
( практическая работа: с детьми - экспериментирование, исследование, беседы; с родителями - консультации, занятия, домашние задания)
3 этап - заключительный
(обобщение результатов работы, систематизация материала; презентация проекта на Педагогическом Совете, на родительском собрании)
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Доверительное общение, внимательное отношение к каждому ребёнку,
диалог с каждым, пониженный тон голоса, убеждающий характер высказываний
ситуативные разговоры, беседы
наблюдения
экспериментирование
показ
игры с песком
игры-коммуникации
подвижные игры
дидактические игры-упражнения
опыты с водой и песком
проблемные ситуации
художественное слово (стихотворное вступление, загадки, присказки, стихи)
музыкальное сопровождение
игровая мотивация (сказочные герои)
игровая форма
поощрение, похвала
рефлексия
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Проект рассчитан на 1 неделю.
Так как дети малы, значительное место в планировании заняла совместная деятельность детей с воспитателем. Воспитатель направляет детей, удивляет, создавая атмосферу интриги и поиска решения задач.
Планирование работы
Дни недели Совместная деятельность Самостоятельная деятельность детей Взаимодей-ствие с семьями
1 половина дня 2 половина дня
Понедельник Утро: ситуативный разговор «Петушок и уточка».
Цель: найти ведущее отличие птиц (уточка плавает и ныряет).
Подвижная игра «Солнышко и дождик».
Цель: учить
осознанно действовать в соответствии с текстом игры.
Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный). Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, влажный – сохраняет форму).
Игра «Норки для мышки» (Приложение 6)
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений
Содержание:
Ребёнок вместе с воспитателем копает небольшие ямки — норки руками или совочком. Затем воспитатель озвучивает игрушку, например, мышку-норушку: пищит, хвалит малыша за такой замечательный домик.
Полив песка в мини-песочнице из леечек.
Рыхление совочками.
Цель: освоение способов обращения с леечкой и совочками.
Работа с песком. Тактильно-кинестетическое упражнение
"Отпечатки наших рук".
(Приложение 6)
Лепка из формочек бабочек, жучков, гусеничек.
Обыгрывание сюжета, использование мелких игрушек. Консультации для родителей: «Играем с водой и песком» (Приложение 5)
Подобрать стихотворные вступления к занятиям с песком. (Приложение 3)
Вторник Утро: чтение рассказа В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок».
Цель: способствовать к размышлению над сюжетом рассказа.
Дидактическая игра «Тайничок». (Приложение 6)
Цель: учить закапывать в песок предметы и откапывать их.
Проведение опытов с песком. (Полить сухой песок водой). Пересыпание сухого песка из бутылочки.
Цель: формирование бытового навыка: пересыпание сыпучих веществ из ёмкости в ёмкость.
Дидактические игры-упражнения: «Узоры на песке» (Приложение 6)
Игры с ситом (Приложение 6)
Цель: развитие тактильных ощущений. Знакомство со свойствами песка.
Содержание.
Воспитатель показывает, как просеивать песок сквозь ситечко.
Игра станет интереснее, если, просеивая песок, ребёнок найдёт небольшие игрушечные фигурки (например, из «Киндер- сюрприза»)
Переливание воды из разных ёмкостей или через воронку
Цель: дать представление о свойствах воды - «льётся», О «мокром», о «сухом». (Приложение 6)
Содержание.
Воспитатель зовёт детей к тазу с водой, даёт каждому по баночке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льётся, сделайте то же самое, налейте воды друг другу».
Наблюдение за песком: Игра «Волшебные секреты». (Приложение 6)
Практикум «Как организовать поисково – познавательную деятельность детей». (Приложение 5)
Демонстрация коллекции игрушек: «Сказочные герои». (киндеры)
Предложить родителям найти в интернете «Правила поведении в песочнице»
(Приложение 2)
Предложить вечером полить водой имеющийся дома песок. Цель: помочь детям в практическом освоении знаний свойств песка.
Среда Утро: Чтение стихотворения Марины Ершовой «Песочница». (Приложение 8)
Цель: вызвать эмоциональный отклик от знакомой обстановки.
Беседа об аккуратном обращении с песком.
Цель: учить детей избегать ситуаций попадания песка в лицо себе и товарищам.
Проблемная ситуация: «Поможем кукле Маше - ей попал песок в лицо».
Цель: формирование представлений о нежелательном попадании песка в глаза человеку.
Игра - упражнение «Маленькие волшебники – мы создаём мир» (Приложение 6)
Игра «Во саду ли, в огороде» (Приложение 6)
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, моторики.
Содержание:
По взмаху волшебной палочки одна часть песочницы превращается во фруктовый сад, другая — в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что, где растёт. Взрослый просит ребёнка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Игры в мини-песочнице с формочками, мелкими игрушками и совочками.
(Приложение 3)
Цель: Закрепление представлений о свойствах песка.
Игра "Откопай разгадку". (Приложение 6) Консультация для родителей «Игры с песком в развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста». (Приложение 5)
Предложить родителям подобрать стихи об игре в песок.
(Приложение 8)
Четверг Утро. Беседа о том, как вести себя в песочнице.
Цель: способствовать к размышлению при ответах на вопросы.
Чтение стихотворения А. Густышкина «Правила моей страны».
(Приложение 2)
Цель: способствовать запоминанию правил игры в песочнице.
Игры - опыты с водой.
Цель: показать, что вода прозрачная, но её можно покрасить в любой цвет или сделать грязной, что на вкус она отличается от сока, молока и других жидкостей.
Игра «Что я закопала в песок?» (Приложение 6) Цель: развитие внимания, памяти, наблюдательности.
Содержание. Воспитатель показывает 2-3 игрушки, спрашивает у детей по очереди, как называются эти игрушки. Затем предлагает всем повернуться спиной к песочнице и одну из них закапывает в песок. По сигналу: «Готово!», «Можно!», дети поворачиваются и отгадывают, какая зарыта в песок. Отвечает тот ребёнок, которого назвал воспитатель. Игрушка выкапывается. Если ребёнок правильно назвал, ему все хлопают в ладоши.
Игра повторяется, постепенно увеличивается количество игрушек.
Эту игру можно разнообразить: не все отворачиваются, а только отгадывающий. Все смотрят и слушают ответы.
Постройка из песка домика для зайчика. Цель: дать представление о сухом и влажном песке: сухой - сыплется, влажный - лепится.
Игра «Детские секретики» (Приложение 6)
Цель: научить детей делать свои секретики и находить чужие, развивать мышление, воображение.
Содержание:
Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках. Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, Игру можно усложнить: ребёнок прячет, взрослый отыскивает.
Взрослый отыскивает.
Подбор родителями материала и создание картотеки «Игры с песком» (Приложение 6)
Пятница Подвижная игра «У медведя во бору»
Цель: учить
осознанно действовать в соответствии с текстом игры.
Дидактическая игра
(Приложение 6) «Собери грибы»
«Ты корзину в лес бери,
Там грибы мне собери.
Удивишься ты, мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг!»
Рыжики, волнушки
Найди-ка на опушке!»
Поочерёдно ребёнок запускает руку в песок и ищет грибы. Количество грибов меняется с каждой игрой.
Игра «Печём угощения для друзей». (Приложение 6)
Цель: Закрепить свойства песка, развивать моторику, координацию движений.
Игра «Отыщем клад» (Приложение 6)
В мини-песочнице представить себя настоящим кладоискателем! На небольшой площади закопать несколько монеток. Предложить детям ситечко, и, просеивая песок, они найдут «сокровища пиратов».
Игра с песком: «Пирожки для куклы Кати».
(Приложение 3)
Цель: закрепить знание свойств песка: сухой песок пропускаем через трубочки: сыплется, шуршит. Из мокрого песка можно испечь пирожки для куклы Кати. В центре песка игры «Песочные фантазии» совместно с родителями. Цель: создание благоприятных условий для совместной деятельности детей и родителей; закрепление навыков строительства песочных построек.
РЕЗУЛЬТАТ
Недельный опыт работы показал, что использование игр с песком даё т положительные результаты:
• У детей значительно возрос интерес к таким занятиям.
• Дети чувствуют себя эмоционально комфортно, раскрепощённо.
• Неоднократно наблюдалось, как возбуждённые дети - в играх с песком - успокаивались, сосредоточивались, становились значительно добрее, усидчивее, самостоятельней.
• Педагоги получают возможность увидеть внутренний мир ребёнка в данный момент. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться; умение осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком, водой; обогащается чувственный опыт ребёнка, активизируется словарь детей; воспитывается аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом по правилам игры в песочнице.
• Родители активно включаются в практическую, экспериментальную и игровую деятельность с детьми.
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.
Предполагаемые трудности, негативные эффекты, связанные с реализацией проекта
Предполагаемые трудности и непредвиденные эффекты Возможности преодоления
Недостаточность собственных средств МБДОУ «Буратино» для финансирования проекта Привлечение дополнительных источников финансирования (участие в грантах, поиск спонсоров и др.)
Недостаточная активность родителей в реализации проекта Использование дополнительных способов стимулирования, различных форм и методов работы с родителями.