Акифьева Любовь
Проект «Волшебный Городец»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект по художественно – эстетическому развитию в средней группе «Волшебный Городец»
«Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности в детской руке, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Проект „Волшебный Городец“» размещена в разделах
Вид проекта : Познавательно – исследовательский, творческий, продуктивный. Продолжительность: краткосрочный (с 02.03.2020 г. по 17.03.2020 г.). Участники проекта : воспитатель, родители, воспитанники средней группы.
Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей с использованием приёмов Городецкого промысла. Проблема: Выбор темы проекта, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия декоративного искусства на развитие художественно - творческих способностей детей. Включение детей в разные виды художественной деятельности, основанные на материале народного декоративно-прикладного искусства Цель проекта : Создание условий для приобщения детей к народно - декоративному творчеству при помощи городецкой росписи. Побуждать детей к развитию творческих способностей, желание расписывать предмет городецким узором. Задачи: Образовательные:
- Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством городецкой
росписи, народно – прикладным творчеством фольклора (русские народные сказки, песни, стихи, музыка). - Вызвать у детей интерес к народному творчеству.
- Формировать умение детей видеть красоту и своеобразие городецкой росписи. - Совершенствовать умения и навык детей лепить предметы городецкой
росписи, оригинально составлять узоры из элементов городецкой росписи
на предметах (силуэтах). - Дать понятие симметрия узора через экспериментирование с зеркалом.
Воспитательные: - Воспитывать у детей любовь к Родине через народно – прикладное творчество
фольклор, декоративно – прикладное искусство городецкую роспись.
- Воспитывать уважение к работе народных мастеров. Развивающие: - Развитие познавательной активности детей, связную речь. - Развивать у детей чувство цвета, композиционные умения и навыки. - Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память,
координацию движения рук. Активизация словаря: городецкая роспись, узор, элементы узора, подмалёвка, тенёвка, оживка, розан, купавка. Методы реализации проекта : 1. Технология исследовательской деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание лепбука педагогом совместно с воспитанниками);
- опыты с красками (смешивание красок, получая нужный оттенок);
- «погружение» в краски, звуки;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и развивающие ситуации. 2. Здоровье-сберегающие технологии:
- пальчиковая гимнастика;
- физкультминутки;
- гимнастика для глаз;
- музыкально – дыхательные тренинги;
- динамические паузы;
- релаксация;
- сказкотерапия;
- цвето-звукотерапия. 3. Информационно – коммуникативные технологии: - подбор иллюстрированного материала к нод с использованием ИКТ
в работе с детьми;
- подбор дополнительного познавательного материала к занятиям;
- создание презентаций в программе Рower Рoint для повышение эффективности образовательных занятий с детьми. 4. Личностно ориентированные технологии: игры, игровые занятия, НОД, экспериментальная деятельность. 5. Социоигровые технологии: коллективные дела (создание лепбука);
сказкотерапия (былина о Городце).
Ожидаемый результат проекта : 1. Создание в группах необходимых условий по ознакомлению детей с
декоративно – прикладным искусством городецкой росписью :
- выставка репродукций картин «городецкая роспись»; - альбомы «Городецкая роспись»;
- выставка изделий городецкой росписи.
2. Консультация для родителей: «Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста», «Декоративно-прикладное искусство как средство гармоничного развития личности», «История городецкой росписи»,
«Городецкая роспись и резьба по дереву»,
3. Повышение уровня знаний детей о Городце.
4. Создание лепбука педагогом и воспитанниками на тему: «Городецкие мастера». 5. Итоговая НОД «Городецкая роспись». Материал и оборудования: - Репродукция картин, иллюстраций городецкой росписи.
- Изобразительный материал для экспериментов с цветом (гуашь, акварель,
палитра, кисти, баночки с водой).
- Оформление уголка ИЗО городецкими узорами.
- Художественная литература: подбор стихов,
О. Хреновой, Т. Деминой, сказка - былина о Городце,
Реализация проекта :
1. Репродукция картин, иллюстраций «Городецкая роспись»;
2. ИКТ презентации «Сказочные цветы городецкой росписи», «Городецкие узоры», «Предметы быта городецких мастеров».
3. Оформление уголка ИЗО городецкими изделиями;
4. Сотворчество родителей с детьми по теме «Городец». Выполнение проекта : Познавательное развитие: Беседа «Городецкие мастера», «Рассказ об истории городецкой росписи».
НОД: «Мастерская городецкой росписи»,
«Сказочные цветы городецкой росписи»,
«Путешествие к мастерам городецкой росписи»,
«Городецкие узоры». Речевое развитие: НОД: Заучивание стихотворения «Городецкие узоры», составление описательного рассказа. Чтение: «Сказка – быль о Городце». Социально – коммуникативное развитие: Рассматривание изделий городецкой росписи. Рассматривание иллюстраций, изделия городецкой росписи.
Д/ игры: «Выложи узор», «Найди элемент», «Составь узор», «Народные промыслы», «Назови роспись», «Повтори узор», «Декоративно - прикладное лото», «Продолжи узор», «Укрась изделие городецким узором».
Внедрение инновационных технологий в работе с родителями изготовление лепбука.
Художественно – эстетическое развитие: Изобразительная деятельность:
Рисование – «Составление узора на полосе», «Украшение доски городецким узором», «Городецкая матрёшка».
Лепка – «Городецкий конь».
Лепка рельеф – «Украшение разноса городецким узором».
Аппликация – «Укрась полоску узором», «Украшение панно городецким узором». Музыка:
Прослушивание: русские народные песни «Камаринская», «Калинка», «Во кузнице»,«Красно солнышко», «Коробочка».
Танец: Хоровод «Малинка».
Физическое развитие: Подвижные русские народные игры: «Золотые ворота», «Теремок», «Ворон»,
«Гори, гори ясно», «Колокольчики».
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Заключительный этап: 1. Выставка работ детей на тему: «Весёлый городец».
2. Итоговая НОД «Городецкая роспись» 3. Лепбук «Городецкие мастера»
Литература: 1. «Народное искусство в воспитании детей», Москва, 2000г.
2. «Радость творчества. Ознакомление детей с народным
искусством», Москва, 2006г.
3. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским
народным декоративно – прикладным искусством», Москва, 2003г.
4. «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке,
аппликации», Москва, 2008г.
5. Альбом «Весёлый Городец» наглядное методическое пособие, Москва, 2009г.
6. Интернет – ресурсы.