Мария Зайцева
Проект «Волшебные стеклышки»
▼ Скачать + Заказать документы
(детское исследование)
Тема детского проекта "Волшебные стеклышки"
Руководитель: воспитатель Зайцева Мария Владимировна –
В стекле увеличительном,
В стекле увеличительном
Все маленькое кажется
Огромным и значительным.
Что в то стекло вмещается -
В большое превращается,
А то, что не вмещается,
В размерах сокращается.
Всегда, мой друг, на все вокруг
Смотри с увеличением,
И каждый день твой станет вдруг
Огромным приключением!
Ерошин Алексей
Публикация «Проект „Волшебные стеклышки“» размещена в разделах
Вокруг нас множество предметов, некоторые из них сделаны из стекла. Я знаю, что стекло хрупкое, но вещи из него они необходимы людям для красоты, удобства и для помощи. Я решил изучить, как стекла используют люди.
Тема моей работы- «Волшебные стеклышки»
Цель моего исследования - Изучить разные виды увеличительных стёкол.
Я решил узнать, как появилось стекло, где оно используется, какие предметы можно сделать из стекла.
Гипотеза: Я думаю, что среди множества стекол, есть такие, которые изменяют величину предметов.
Мне стало интересно, как люди придумали делать стекло. Есть такая история. Это было очень давно. Однажды путешественники готовили себе пищу на берегу реки. Разожгли костер на песке. Чтобы горшочки не упали, подпирали их кусочками извести, которые оказались рядом. А когда песок, известь и золы перемешались на сильном огне, получилось что то похожее на стекло.
Есть и другая версия – когда взорвался вулкан, из него вырвалась лава, которая потом застыла и превратилась в вещество, похожее на стекло.
Основной состав стекла довольно простой – кварцевый песок, сода и известь.
Однако стекло не получится, если все его компоненты просто смешать. Потому стекло выплавляют в специальных печах. Но кварцевый песок плавится при очень высокой температуре – 1700 градусов! Здесь-то и нужна сода. Ведь с ее помощью температуру плавления песка уменьшают вдвое.
Следующее важное вещество в составе – это известь. Ее добавляют, чтобы стекло не боялось воды. Ведь оконное «стекло» только из песка и соды растворилось бы от любого дождя! А в стакан невозможно было бы налить чай…. Но стекло бывает не только бесцветным и прозрачным. Если добавить к расплавленной массе оксиды (это такие химические соединения) разных металлов, то стекло получится цветным. Например, с помощью оксида железа его делают красным, оксида никеля – фиолетовым или коричневым, оксида урана – желтым. Медь или хром придают ему зеленый цвет разных оттенков.
Больше всего меня заинтересовало увеличительное стекло. Это удивительный и очень полезный предмет. Невидимое становится видимым. Маленький мир можно рассмотреть ближе. Увеличительное стекло открывает тайны мира.
Сейчас я вам раскрою тайну маленькой капельки. Для начала мы перенесемся на 30 тысяч лет назад в племя кроманьонцев. Они проснулись рано утром, на рассвете. Потянулись. Вышли на полянку, и вдруг что-то блеснуло. Наклонился каждый близко-близко и увидел. капельку воды на листе. Да такая она была красивая, что захотелось ее рассмотреть поближе. И вот что удивительно. Прожилочки, когда на них смотришь сквозь капельку воды, становились больше и были лучше видны. Так человек понял, что прозрачная капелька может увеличивать предметы.
А намного позднее один мореплаватель заметил, что в изогнутом стекле предметы увеличиваются. Он заметил это явление, когда наблюдал за рыбой в круглом сосуде. Шар, наполненный водой, увеличивает изображение. Так люди задумались, как можно сделать увеличительное стекло.
Случайная капелька у стеклодува получилась выпуклой. Человек понял, что выпуклое стекло увеличивает предметы. Еще в 17 веке ученые придумывали приборы, которые могли увеличить предметы.
Я ношу очки. У Моих очков есть также увеличительные стекла. Однажды окулист проверяла мне зрение. Врач подбирала для очков разные стекла. Я выбрал те, в которых четко видел все картинки в таблице. Я понял, что стёкла увеличивают предметы по-разному.
Мне стало интересно узнать про увеличительные стекла. Самый простой увеличительный прибор – это лупа. Она состоит из двух выпуклых линз, которые вставлены в оправу. Они увеличивают предмет в 10 – 50 раз. Лупу очень часто люди используют, что бы рассмотреть лучше мелкие предметы: чешуйки у бабочки, вышивку, прочитать изображение на карте. Лупа нужна, полицейскому, чтобы рассмотреть отпечатки пальцев, мастеру, который чинит часы, доктору, чтобы вытащить занозу из пальца. С помощью лупы можно разжечь костёр. Увеличительное стекло собирает лучи и они становятся очень горячими. Это очень опасно. Может произойти пожар в лесу или дома.
Прошло много лет и ученые изобрели подзорную трубу и бинокль. История создания бинокля насчитывает уже несколько столетий. Название прибора «бинокль» с латинского языка означает «два глаза». Итальянец Галилео Галилей стал именно тем человеком, который в 1609 году изобрел оптический прибор с двумя линзами (рассеивающей и собирательной, положив тем самым начало истории биноклей. Первый созданный им бинокль обладал небольшим увеличением, наши современники пользуются такими в театрах (театральный бинокль). Последующие опыты, продолженные в 1610 году, дали возможность ученому создать более мощные оптические приборы, способные увеличить объект в 20, 30 и более раз. В данных приборах имеются две линзы, одна из которых способна собирать лучи света, формируя изображение (объектив, другая же их рассеивает (окуляр)
В XVII столетии появились первые оптические приборы – подзорные трубы, благодаря которым стало возможно. Одним глазом было не очень комфортно смотреть за обстановкой. Эти приборы нужны морякам, военным, зрителям в театре. Путешественники могут наблюдать в бинокль за жизнью диких животных
Для рассматривания очень маленьких организмов, которые нельзя увидеть просто глазом, изобрели микроскоп. В микроскопе можно рассмотреть микробы, бактерии и вирусы. Этот прибор нужен врачам исследовать кровь, биологам, чтобы исследовать очень мелких насекомых. У микроскопа две линзы 1 выпуклая, а другая вогнутая. Одна собирает лучи, а другая – рассеивает их.
Астрономы и космонавты не смогут обойтись без телескопа. В телескоп можно наблюдать за звёздами, другими планетами, как падают метеориты, изучать жизнь на других планетах.
Созданием многих из этих приборов создал Галилео Галилей, Робинсон.
Я узнал много про увеличительные стекла и решил проверить, полученные знания. Провести опыты.
Опыт 1. Я взял вазу круглой формы. Наполнил ее наполовину водой и опустил в нее ложку. Часть ложки, которая находилась в воде - увеличилась, а остальная осталась такой же.
Вывод: Значит, вода в круглом сосуде обладает способностью увеличивать предметы.
Опыт 2.Я взял лупу и рассмотрел коллекцию минералов (приложени12).
Вывод: Я хорошо рассмотрел, собранные в коллекции минералы.
Опыт 3.Взяв бинокль, я решил увидеть номер и марку машины, которая стояла вдалеке (приложение 13).
Вывод: Я хорошо видел номер машины и её марку.
Вывод.
Я считаю, что разные стёкла необходимы людям.
Они нужны для красоты, для удобства и для помощи.
Я думаю, что учёные придумали разные виды стёкол, чтобы с помощью них больше узнать интересного и нужного в окружающем мире.
Я продолжу свое исследование, когда вырасту. Я хочу изобрести прибор, который помогает видеть сквозь стену. Он поможет спасателям найти людей под завалами, если произойдет землетрясение или какой то взрыв.