Наталья Георгиевна Грачева
Проект «Волшебные магниты»
▼ Скачать + Заказать документы
Организация деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
по осуществлению исследовательского проекта
«Волшебные магниты».
Концепция проекта.
Изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в различных источниках
по теме «Волшебные магниты».
Тип проекта: познавательно – исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели группы.
По характеру: внутри ДОУ.
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: краткосрочный.
Публикация «Проект „Волшебные магниты“» размещена в разделах
Срок реализации: две недели (десять дней).
ЦЕЛЬ:
Развитие у детей старшего дошкольного возраста умений и навыков исследовательской деятельности через ознакомление со свойствами магнита.
ЗАДАЧИ:
1. Активизация интереса детей к исследованию свойств магнита, применению их в жизни человека. (использование в медицине, технике, быту и в группе).
2. Развитие связной разговорной речи детей, активизация речи новыми словами (магнит, притягивает, отталкивает, магнитное поле).
3. Совершенствование злементарных, доступных возрасту разных методов познания, способов экспериментирования, развитие диалектического мышления (способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей).
4. Развитие у детей умения ставить цель, отбирать необходимые средства для ее достижения, определять последовательность действий, прогнозировать результат, оценивать и корректировать свои действия.
5. Развитие мыслительных и интеллектуальных способностей и возможностей.
6. Воспитание бережного отношения к миру через развитие основ экологической культуры.
Ресурсная база проекта.
Информационные ресурсы
- информация из научной литературы (Энциклопедии)
- информация из интернета
- литература ДОУ
- презентация «Магниты рядом с нами»
Материально – технические ресурсы
- ИКТ для проведения НОД
- оборудование для «Научной лаборатории»
-экспонаты для мини - музея «Волшебный магнит»: магниты разной величины, игрушки и игры на магнитах, магниты на холодильник и т. д.
Программно – методические ресурсы
- примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Истоки», научн. рук. Л. А. Парамонова
- Савенков А. И., «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Москва. Педагогический университет «Первое сентября» 2007 год.
- О. В. Дыбина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников)
- О. В. Дыбина «Из чего сделаны материалы» (игры – занятия для дошкольников)
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н., «Детское экспериментирование»/ Педагогическое общество России. Москва 2003 год.
-интернет ресурсы
Приложение № 1.
Картотека опытов.
Опыты № 1.
«Магнит притягивает металлические предметы»
Материал: магнит, различные предметы из разных материалов: из металла - гвоздь, шуруп, гайка, скрепки, шпильки, ножницы, пинцет, расческа;
стеклянный шарик, ластик, пластмассовый конструктор, бумага, лоскуток ткани, камни, ракушки, крупные семена растений, мелкие игрушки и др.
Ход. Разложить все приготовленные предметы на столе. С помощью магнита проверить, какие предметы поддаются действию магнита.
Вывод: магнит притягивает только металлические предметы.
Опыты № 2.
«Полюса магнита»
Материал: магнит с разными полюсами, металлическая игрушка – машинка, или пластмассовая с прикрепленной к ней канцелярской кнопкой.
Ход. Поднести к машине магнит одной стороной – машина будет двигаться вперед. Поднести магнит другой стороной - машина будет двигаться назад.
Вывод: магнит обладает полюсами. Если полюса совпадают, предметы притягиваются, если не совпадают – предметы отталкиваются.
Опыт № 3.
«Как достать иголку со дна банки, не замочив рук?»
Материал: банка с водой, иголка, чайная ложка, магнит.
Ход. Опустить иголку в банку с водой. Взять магнит, поднести его к банке у самого дна. Иголка под воздействием магнитной силы прилипнет через стенку банки к магниту. Осторожно поднимать магнит по стенке банки к ее краю. Достать иголку.
Вывод: Магнит взаимодействует с металлическими предметами через воду.
Опыт № 4.
«Как найти металлические предметы в песке?»
Материал: емкость с песком, металлические предметы (детали металлического конструктора, гвоздики, скрепки, шурупы, болтики, магнит.
Ход. В емкость с песком поместить металлические предметы и хорошенько перемешать. Взять магнит, поводить им над поверхностью песка. Все металлические предметы, как по волшебству, появляются над поверхностью песка и прилипают к магниту.
Вывод: магнит взаимодействует с металлическими предметами через песок.
Опыт № 5.
«Фокус со скрепкой и листом картона»
Материал: лист картона, канцелярская скрепка, магнит.
Ход. На лист картона поместить канцелярскую скрепку. Поместить магнит под лист картона и водить им по поверхности листа. Скрепка будет двигаться вместе с магнитом.
Вывод: магнит взаимодействует с металлическими предметами через лист картона.
Опыт № 6.
«Фокус со скрепками»
Материал: канцелярские скрепки, магнит.
Ход. Поднести магнит к одной канцелярской скрепке. Она прилипнет к магниту. Подносить магнит к скрепкам по одной. Получится цепочка из скрепок, которые держатся друг за друга с помощью магнитного поля.
Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.
Опыт № 7.
«Самый простой компас»
Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
Со мной пойдешь, дорогу обратно найдешь.
(Компас).
Материал: Емкости с водой, растительным маслом, резиновые перчатки, ватные диски, намагниченные иголки.
Ход.
«Наша планета Земля – огромный магнит и на этом основана работа компаса».
Одеть перчатки, ватным диском смазать намагниченную иголку растительным маслом и аккуратно положить ее на поверхность воды в емкость на столе. Иголка начнет разворачиваться и остановится в определенном направлении – на север.
Вывод: намагниченная иголка всегда разворачивается на север.
Опыт № 8.
«Волшебная рукавичка»
Материал: две рукавички, в одной из которой лежит магнит, предметы из металла - гвоздь, шуруп, гайка, скрепки, шпильки, детали металлического конструктора.
Ход. Одеть две рукавички на руки. Водить над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит. К рукавичке с магнитом притянуться все предметы.
Вывод: металлические предметы притягиваются только к магниту
Опыт 9.
«Магнитные картины».
Материал: магниты, листы картона разного цвета, металлические опилки, канцелярские стакан, скрепки.
Ход. Помещаем под лист картона магнит. С небольшой высоты высыпаем на лист картона металлические опилки. Получаем «магнитные» рисунки, которые располагаются больше у полюсов и расходятся в виде кругов посередине. Дети выясняют, что сочетанием нескольких магнитов можно «нарисовать» интересную «магнитную» картину.
Вывод: магнитные силы можно увидеть с помощью железных опилок.
Опыт № 10.
«Летающий самолет».
Материал: два бумажных самолета, к одному из которых с помощью скотча прикреплена канцелярская скрепка, магнит, «Волшебная рукавичка», внутри которой спрятан магнит.
Ход. Подносим к самолету, в котором нет скрепки «Волшебную рукавичку». Ничего не происходит. Затем подносим рукавичку к самолету, в котором есть скрепка. Самолет прилипает к рукавичке и начинает «летать».
Почему так происходит? Дети высказывают предположения. Одно из предположений верное – внутри самолета спрятан какой-то железный предмет, а в рукавичке – магнит. Также дети объясняют, почему не полетел первый самолет.
Вывод: магнитные силы проходят через бумагу и шерстяную рукавичку и притягивают металлическую скрепку.
Опыт № 11.
«Достань опасные предметы из манки».
Материал: емкость с манкой, магнит, различные острые железные предметы (скрепки, крепежи, гвозди, шурупы).
Ход.
- Ребята, у меня в чашке хранились различные острые железные предметы, но я совсем об этом забыла и насыпала туда манку. Как достать эти предметы, не поранив руки?
После выслушивания всех предположений детей, выбираем правильное - проводим магнитом возле манки и все железные предметы притягиваются к
магниту.
Вывод: магнитные силы проходят через манку.
Опыт «12.
«Электромагнит».
Материал: батарейки, провод, железные предметы (скрепки,
гвозди, шурупы и т. д.)
Ход. Вот мы сегодня с вами попробуем изготовить электромагнит, пусть не такой мощный, какой мы свами видели. Для этого нам понадобится батарейка, железный гвоздь, проволока в изоляции. Намотаем проволоку на гвоздь, а концы присоединим к батарейке. Теперь попробуем поднести к нашему электромагниту железные предметы и посмотрим, что получится.
Вывод: электромагнит притягивает железные предметы.
Приложение № 2.
Стихотворения
«Магнит»
С мамочкой мы мастерицы:
Занимаемся шитьем.
То иголочками, то спицей
Целый день одежду шьем.
А вчера совсем случайно
Потеряли мы иглу.
Целый день ее искали
И придумали игру.
Если мы возьмем магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник!
Мы с природою дружны,
О ней мы все узнать должны.
Различные объекты изучаем,
Исследуем и необычное в природе замечаем
Все мы с магнитами любим играть,
Бабочки наши умеют летать,
А гномики к домику могут шагать.
Магнитный конструктор мы собираем
И с нами сегодня играть приглашаем.
Эксперименты мы проводили,
Силы магнитные определили.
Проходят они сквозь стекло и бумагу,
Картон и пластмасса для них не преграда.
Смекалку и знания ты применяй,
Опыт скорее наш разгадай.
Приложение № 3.
НОД. Познание окружающего мира.
«Откуда к нам пришел магнит?» .
Задачи:
Формирование у детей представления о том, как магнит появился, где он используется. Расширение представлений о свойствах магнита. Развитие любознательности,
Материал, инструменты, оборудование.
Перчатки со спрятанным в них магнитом, канцелярские скрепки.
Компьютернаяпрезентации «Что такое МАГНИТ», ноутбук, экран.
Воздушный шарик, кусочки бумаги.
Бейджики с изображением предметов из разных материалов.
Магниты, металлические предметы на каждого ребенка.
Содержание занятия.
Воспитатель обращает внимание детей на перчатки, лежащие на окне в раздевалке, примеряет варежки, проводит руками над столом и замечает, что скрепки, лежащие на столе, притянулись к рукам.
Предлагает детям обсудить сложившуюся ситуацию.
Дети рассматривают и обследуют перчатки, высказывают свои предположения.
Вместе с воспитателем дети приходят к выводу, что причина в магните, зашитом в варежку.
- Что же такое магнит?
Рассказ сопровождается показом презентации «Что такое МАГНИТ».
- Весь мир, от гигантских туманностей до элементарных частиц, магнитен. Великое множество магнитных полей пересекаются во вселенной и на Земле в том числе. Магниты вокруг нас: электробритва и микрофон, магнитофон и компьютер, холодильник и банка с гвоздями. Сами мы – тоже магниты. Земля – гигантский голубой магнит. Солнце – жёлтый плазменный шар – ещё более грандиозный магнит. Галактики и туманности – непостижимые по размерам магниты. Магниты занимают важное место в развитии технической мысли человечества. Природные магниты – это кусочки магнитного железняка, магнетита. С древних времён было замечено его свойство «любить» железо. Первые упоминания о магнитах встречаются в Центральной Америке, Азии и Китае. О магнитах знали в Древней Греции и Древнем Риме. Слово «магнит» происходит от названия провинции Магнезия в Древней Греции. В этой провинции много магнита добывали из горы, в которую часто попадали молнии. Этим, кстати, славится и гора Магнитная на Урале. И состоит она почти целиком из магнетита. И в Азии, и в Европе магнитный камень использовали для ориентирования в роли компаса. Магнитная сила привлекала не только мореходов, но и строителей, мечтавших создать храм, где статуя могла бы парить в воздухе благодаря огромному магнитному своду. Люди использовали вначале природные постоянные магниты. Затем появились магниты рукотворные. Учёные заметили, что многие железные колонны, стоявшие вертикально, приобретали свойства магнитов. Тоже происходило и с гигантскими стальными корпусами кораблей, которые намагничивались за счёт магнитного поля Земли. Первые искусственные магниты получали путём натирания. При этом вещества, которые легко намагничивались, так же легко и размагничивались и наоборот.
- Дима приготовил для вас небольшой фокус.
Ребенок демонстрирует опыт: натирает надутый шарик о свои волосы, подносит его к мелким кусочкам бумаги – бумага прилипает к шару.
Дети делают вывод, шарик стал искусственным магнитом, у него появилось свойство магнита – притягивать и удерживать предметы.
- Оля тоже приготовила для вас интересную информацию. Вместе с мамой они нашли в интернете легенду «Как появился магнит», сейчас Оля нам расскажет эту легенду.
Легенда о появлении магнита.
В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Сейчас мы поиграем, я буду «магнитом», а вы – «предметы из разных материалов». Выберете себе бейджик, на котором изображен предмет, которым вы будете. Я буду называтьматериал, из которого вы сделаны. В зависимости от этого вы будете или «притягиваются» ко мне, магниту, или «отталкиваются».
Дети с воспитателем подходят к столу, где на подносе лежат разные виды магнитов и рассматривают их. Обращают внимание на то, что у некоторых магнитов концы окрашены в синий и красный цвета и подписаны буквами Nи S. Воспитатель объясняет, что это северный и южный полюса. Учёные условились, что линии магнитного поля выходят из северного конца магнита и входят в южный конец магнита. У каждого магнита два полюса. Невозможно найти магнит с одним полюсом.
Воспитатель предлагает детям провести опыт. Каждый ребенок берет магнит и один металлический предмет, пробует поднести его сначала к одному концу магнита, а потом к другому. К одному концу предмет будет притягиваться, а от другого отталкиваться.