Аля Никитина
Проект «Волшебная экология души»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе по теме: «Волшебная экология души».
Разделы:
1. Актуальность проекта
2. Цели и задачи
3. Этапы реализации
4. Ожидаемые результаты
5. Приложение
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта : познавательно- исследовательский, творческий.
По содержанию: ребенок и охрана природы
Участники проекта : дети – воспитатель – родители
По количеству участников: коллективный
Темочки:
По продолжительности реализации проекта : краткосрочный, 1 неделя.
Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».
Гипотеза: если бытовой мусор сортировать на группы, то каждую из них можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающей среды. А может быть мусору можно дать «вторую жизнь»?
Актуальность проблемы
Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких средств, на наш взгляд, может быть экологический проект, одной из немногих технологий, выводящий педагога за стены детского сада в окружающий мир и социальную действительность.
Ежедневно во время прогулки дошкольники принимают участие в уборке территории своего участка и каждый раз у них возникают вопросы: откуда берется столько мусора? Куда отвозят мусор? и т. д. Чтобы ответить на эти недетские вопросы и попытаться решить “мусорную проблему”, мы разработали проект «Волшебная экология души».
Цель проекта :
сформировать у детей знания о разнообразных видах деятельности по защите природы. (В процессе углубления и расширения знаний у детей о бытовых отходах и их свойствах формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе)
Задачи проекта :
Дать детям представление о видах бытовых отходов и их свойствах.
Дать детям представления об опасности бытовых отходов в жизни человека и живых организмов.
Уточнить представления у детей об основных источниках загрязнения земли, воды, воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
Найти способы использования вторичных ресурсов бросового материала.
Развивать экологическую культуру.
Наш девиз:
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души.
Этапы реализации проекта
1этап – подготовительный
Задача этапа: анализ ситуации; определение основных его целей: формирование экологического сознания, экологической культуры, добра и милосердия как базисных качеств личности.
1. Сбор литературных источников, изучение опыта других образовательных учреждений, составление теоретической концепции;
2. Систематизация и оформление дидактических материалов в соответствии с планом проекта;
2 этап - организационный
Задача этапа: создание экологической среды в группе, привлечение родителей к предстоящей творческой работе в инновационном режиме.
1. Провести блок детской деятельности экологической направленности по изучению свойств и качеств материалов: стекло, пластик, металл, бумага, резина.
2. Познакомить детей с проблемой загрязнения окружающей среды бытовым мусором.
3. Формировать навыки экологически грамотного поведения подрастающего поколения.
4. Создать акцию «Спасем планету от радиации».
5. Разработать консультацию для родителей «Прикоснись к природе сердцем»,анкетироване. 6. Подготовка родителей к работе.
3 этап – практическая деятельность
Задачи этапа:
-формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей, а также начала основы экологического образования через проведение следующих форм деятельности:
анкетирование родителей (приложение 1)
-наблюдения и экологические экскурсии по улицам поселка, вблизи детского сада;
-показ презентации, слайд шоу;
-познавательное чтение;
-детская деятельность «Новая жизнь ненужных вещей»
-лаборатория (опыты и эксперименты);
-выпуск экологический стенгазеты «Мы защитники природы»
-экологические, подвижные, дидактические игры;
-проведение выставки «Нетрадиционный музыкальный инструмент».
4 этап – итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагогов - круглый стол «Наши результаты».
4. Ожидаемые результаты
- непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
- повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, края, охране природы;
- благоустройство и украшение участка в детском саду с использованием «бытовых отходов»;
- создание в ходе проекта стенгазет, листовок и фотоальбомов
- создание картотеки «Родная природа»;
- привлечение родителей к посильному участию в деле экологического воспитания детей;
- осознание детьми и взрослыми значимости охраны природы, экологически целесообразного поведения в окружающей среде, не засорять ее.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. Календарный план реализации проекта «Волшебная экология души».
№
Дни недели Наименование познавательно- исследовательской и творческой работы, цель Участники проекта
1 Понедельник Беседа с родителями «Прикоснись к природе сердцем»- взаимодействие родителей в воспитании детей и привитии любви к природе; анкетирование и проведение акции «Спасем планету от радиации»;
д/и «Природа моего края», «Животный мир»- расширить кругозор, любознательность детей;
наблюдение за ветром- отметить как может ветер сильно разбросать мусор, экспериментальная деятельность; с/ р игра «Дворник»- учить уважать труд человека; п/и «Зайцы и волки»- расширить кругозор о лесных животных и их повадках; д/и «Вода, воздух и земля»- о взаимосвязи в природе и о ее пользе; драматизация сказки «Непослушный котенок»- развитие актерского мастерства; чхл «Мусорная фантазия» М. Крюкова. Родители, воспитатель
Дети, воспитатель
2 Вторник Беседа с детьми «Помогите природе»-
помочь детям что полезно и что вредно для матушки природы, о вреде батареек, которые вышли из строя рассматривание картин; н/п игра «Сохраним жизнь природе»; д/и «Чудесный мешочек»- развитие тактильных ощущений, закрепить знание об овощах, фруктах, ягодах, грибах; работа по мнемотаблице «Четвертый лишний»- внимание, память; нетрадиционное рисование манкой и красками «Бережем природу»; театрализация сказки «Непослушный котенок»-продолжить обучать детей актерскому мастерству, опыт «Твердый- мягкий»; д/и «Расскажи о предмете», «Свойства предметов»- расширить кругозор о свойствах резины, металла, пластмассы, развитие способностей к преобразованию. Дети, воспитатель
3 Среда Беседа «Природа- наш второй дом», выставка экологической стенгазеты в группе; д/и «Хорошо-плохо»- о том, какой вред могут приносить предметы, которые встречаются в лесу, «Что лишнее»- внимание, память; С/р. игра «Ветеринарный врач»_ познакомить со сферой деятельности ветеринара, учить оказывать помощь животными; экологическая викторина «Природа вокруг нас»- закрепить знание об окружающей среде, привить любовь к природе; ЧХЛ «Енот, который живет на облаке»- о взаимосвязи в природе. Дети, воспитатель
4 Четверг Рассматривание картин «Достопримечательные места нашего края»-расширить кругозор об озере Кичиере, Зеленом ключе, о реке Илеть, как об источниках здоровья и о других богатствах нашего края, Д/и «Строение веществ»-экспериментирование, Д/и «Природные явления»-продолжить расширять кругозор детей о явлениях природы; д/и «Найди предмет»- учить находить опасные и неопасные предметы; показ презентации «Жалобная книга природы»- воспитывать любовь к природе, мастер-класс «Сезонное дерево»- учить создавать дерево из природного материала; С/р игра «Лесничий». Дети, воспитатель
5 Пятница Н/п игры «По грибы», «Лесная ярмарка», «Лото» память; во время прогулки экспериментальная деятельность «Как ветер разносит мусор»; Д/и «Чем похожи и чем отличаются эти предметы»-обследование предметов из разного материала (пластмасса, металла, резины,); рассматривание картины «Полезные ископаемые»- помочь усвоить детям что природа богата и щедра и нужно сохранять ее и беречь, иллюстрирование картины на тему «Я и природа»- творческая деятельность; Д/и «Что я видел»- узнавать предметы из чего они сделаны, память, мышление, любознательность; эстафета «Спасем природу»;; выставка музыкальных инструментов из бросового материала; подведение итогов по проведению акции «Спасем планету от радиации», поощрение за активное участие. Дети, воспитатель
Воспитатель, родители, дети.
Приложение 2.
Анкета для родителей.
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т. д.)
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем поселке?
Ваши предложения по утилизации отходов в нашем поселке.
Приложение 3.
1. Ознакомление со свойствами бумаги.
Цель: опытным путем установить свойства и качество бумаги. Познакомить детей с видами бумаги.
Рассматривание разных видов бумаги и ее назначение (картон, калька, гофрированная, писчая, оберточная, газетная, для рисования);
Исследование свойств и качеств бумаги (тонкая, толстая, гладкая, шероховатая, непрозрачная, полупрозрачная (калька); мнется, рвется, намокает, сгибается, горит);
Д/и «Вхождение в образ» (Я бумага – описание ребенком вида бумаги и ее назначения).
Опыт. «Изготовление новой бумаги».
1. Дети рвут бумагу на мелкие кусочки и опускают в таз с водой. Накроем таз клеенкой. Пусть бумага размокает.
2. На второй день взбить бумажную массу миксером, добавить в нее белила или цветной краски, немного обойного клея и процедить получившуюся смесь через металлическую сетку с мелкими ячейками.
3. Вода стечет, а оставшуюся бумажную массу равномерно разложить на тканевой салфетке. Накрыть ее еще одной салфеткой и поставить сверху что-нибудь тяжелое. 4. Через два-три дня бумага высохнет. Прогладить ее утюгом.
Д/и «Чем похожи эти предметы» :
2.«Ознакомление со свойствами пластмассы»
Цель: Познакомить детей с пластмассой. Учить детей делать выводы.
Д/и «Чем похожи эти предметы» (все предметы из пластмассы);
Обследование предметов разной формы, цвета, размера из пластмассы (вывод- пластмасса легкая, из нее можно отлить разные предметы);
Опытно-практическая деятельность: пластмасса легкая, не тонет в воде, гнется. Не прозрачная, гладкая и шероховатая, тонкая и толстая, обладает теплопроводностью - в холоде охлаждается, в тепле - нагревается, плавится;
Д/и «Расскажи о предмете» (описание пластмассового предмета).
3. «Ознакомление со свойствами металлических предметов»
Цель: Познакомить с предметами из разных металлов и свойствами металлических предметов их разных видов металлов (черный металл, алюминий, медь, цветной металл – фольга).
Рассматривание металлических предметов;
Рассказ взрослого о разных видах металла;
Опытно-практическая деятельность:
металл - прочный, тяжелый, с блеском, гладкий, тонет (независимо от размера, притягивается магнитом;
4. «Ознакомление со свойствами резины»
Цель: Познакомить со свойствами резины.
Д/и «Из чего сделан предмет» (классификация по материалу);
Обследование предметов из резины (эластичная, гладкая, холодная, режется, тонкая и толстая (шины);
5. Опыт с воздушным шаром
(не пропускает воздух и воду, не тонет в воде, прокалывается)
6. Чудеса из бросового материала. Конкурс мастеров «Лучший нетрадиционный музыкальный инструмент».
7. Акция «Спасем планету от радиации».
Приложение 4.
Игры.
«Что я видел?»
Цель: упражнять детей в узнавании предметов, сделанных из разных материалов; развивать память, внимание, наблюдательность.
Ход. Воспитатель предлагает поиграть в игру и задает вопрос: «Что ты видел из металла (ткани, пластмассы, стекла) по дороге в детский сад?» Выигрывает тот, кто называет больше предметов.
«Расскажи о предмете»
Цель: закрепить представление о материалах, их которых сделаны предметы.
Оборудование: кубик с изображением на гранях видов материалов.
Ход. Каждый ребенок отбрасывает кубик и ловит его, какой материал выпадает, о том он и рассказывает. Остальные игроки контролируют правильность определения свойств и качество материала.
«Что лишнее?»
Цель: научить вычленять общие признаки предметов; закрепить знания о видах материалов; развивать внимательность.
Оборудование: карточки с изображение четырех предметов, три из которых изготавливаются из одного материала, а один из другого.
Ход. Педагог раздает несколько карточек. Дети по очереди определяют лишний предмет, материал которого не соответствует материалу других трех, и объясняет почему.
Усложнение. После того как ребенок определил лишний предмет, задать вопрос: «Что будет, если вазу сделать из ткани?» и т. п.
«Отгадай материал»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов и их названия.
Ход. В гости приходит Незнайка, который забыл название материалов, а знает только их свойство. Он просит помочь. Например, этот материал легко мнется, рвется, размокает в воде. Как он называется?
«Хорошо-плохо»
Цель: активизировать способность определять свойство и качество материалов, устанавливать причинно- следственные связи между признаками материала и его назначения.
Ход. Воспитатель называет материал, дети определяют его положительные и отрицательные признаки.
«Найди друзей»
Цель: закрепить умения подбирать предметы из заданного материала.
Ход. Воспитатель называет предмет, а дети рисуют предметы, сделанные из такого же материала.
«Наоборот»
Цель: закрепить знания о свойствах и качествах материалов, расширить словарь ребенка.
Ход. Дети встают в круг. Воспитатель называет материал и одно свойство или качество. Ребенок в ответ называет другой материал и его противоположное свойство (пластмасса непрозрачная, стекло- прозрачное).
«Что из чего»
Цель: закрепить знание о материалах, из которых сделаны предметы.
Оборудование: мяч.
Ход. Дети становятся в круг, педагог стоит в кругу, бросает мяч ребенку и говорит «стакан», ребенок ловит мяч и отвечает «стекло».