Наталья Антипова
Проект «Волонтерское движение «Мы за здоровую нацию»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
Рост рождаемости детей с ослабленным здоровьем и ухудшение экологии требует формирования привычки здорового образа жизни у дошкольников, необходимость пропаганды здорового образа жизни среди взрослого населения. Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов и содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение знаний в области здоровьесбережения и пропаганде здорового образа жизни всех участников проекта: образовательная деятельность, игры, тренинги, развлечения, работа с родителями и педагогами, различные информационные акции. Проект проведен в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Публикация «Проект „Волонтерское движение „Мы за здоровую нацию“» размещена в разделах
- Волонтер. Волонтерское движение
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность:
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Мы хотим видеть наших воспитанников здоровыми, любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, творческими личностями. В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня, гармоничной личностью с твердой позицией в отношении привычки здорового образа жизни». Ответом на этот вопрос стала наша работа по внедрению волонтерского движения «Мы за здоровую нацию».
. Но, проблема пропаганды здорового образа жизни окончательно не решена. Наблюдение за развитием самостоятельной игровой деятельностью дошкольников показало, что дети часто используют в игре сюжеты с выпивающими, курящими персонажами, следовательно, подражают взрослым.
Анкетирование выявило: родители понимают, что употребление спиртных напитков и курение пагубно влияют на здоровье, но у многих для отказа от вредных привычек недостаточно мотивации и силы воли.
Поэтому возникла необходимость в поиске дополнительных путей и решений данной проблемы. Изучив опыт работы других дошкольных учреждений в области пропаганды здорового образа жизни, остановились на выборе в пользу развития волонтерского движения в нашем детском саду, т. к. это уникальная возможность влиять на формирование личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Цель проекта: профилактика и пропаганда здорового образа жизни среди всех участников проекта: педагогов, родителей и детей старшего дошкольного возраста через волонтерскую деятельность.
Опрос детей на тему: «Что такое здоровье? Как мы можем помочь людям избавиться от вредных привычек?».
Подготовка информационного материала для детей: Мультфильмы – «Тайна едкого дыма», «Валентин и курение»; презентация «Вредно – Полезно», «Виды спорта».
Подготовка к акции на улицах, прилегающих к детскому саду: изготовление агитационных листовок, эмблем, памяток по профилактике вредных привычек.
Содержание проекта
Перед очередным родительским собранием «Наша традиция быть здоровым» педагогами старшей группы было проведено интервьюирование родителей, с целью выявления инициативной группы из числа родителей. Родителям предлагалось ответить на следующие вопросы: «Какая актуальная проблема стоит перед обществом в сфере сохранения здоровья детей?», «Кто является примером для подражания у детей?», «Как, по Вашему мнению, можно помочь людям избавится от вредных привычек?» Родители были активны в своих высказываниях и суждениях по данным вопросам, предлагали свои варианты улучшения ситуации в пропаганде здорового образа жизни. Итогом родительского собрания, стало высказывание одного из родителей о проведении акции «Мы за здоровую нацию». Инструктор по физической культуре предложила создать волонтерскую группу. Родители поддержали инициативу, вступив в ряды волонтерского движения «Мы за здоровую нацию». Педагогами, совместно с инициативной группой родителей, был составлен и утвержден план работы волонтерского отряда по направлениям: дети-волонтеры, родители-волонтеры, совместно: педагоги-дети-родители.
Свою работу дети-волонтеры начали с посещения второй младшей группы нашего детского сада. С малышами маленькие волонтеры провели игру «Вредно – полезно», побеседовали о здоровом питании и пользе режима дня.
В традициях детского сада вовлекать родителей в непосредственную образовательную деятельность (НОД). В продуктивной деятельности на тему: «Путешествие в страну Здоровья» детям предлагалось порассуждать: что было бы, если бы исчезли все вредные привычки, или наоборот вредные привычки были у всех людей? Дети выбрали тематику своего рисунка в зависимости от желания - вести здоровый образ жизни или зависеть от вредных привычек. Все рисунки детей отражали здоровый образ жизни, а символы вредных привычек были зачеркнуты. Родители подключились к совместной продуктивной деятельности. Была организована выставка творческих работ на тему: «Скажи: НЕТ вредным привычкам!». В последствие, рисунки в качестве агитационных плакатов, дети и родители – волонтеры раздавали гражданам на улицах города.
Особое место в работе с родителями по пропаганде ЗОЖ занимают различные тренинги, которые помогают родителям определить, умеют ли они заботиться о своем здоровье. Тренинг «Моё здоровье – в моих руках» был проведен в рамках волонтерской работы родителей на взрослой аудитории по месту их работы. Основная мысль тренинга заключалась в словах: «Самая большая победа – это победа над собой, а самое постыдное – это быть побежденным своими слабостями». Родители-волонтеры вручали своим коллегам информационные материалы: рисунки, памятки, буклеты, изготовленные совместно с детьми, как призыв сделать правильный выбор: «Мы за здоровую нацию!» .
Для повышения значимости здорового образа жизни была проведена викторина для детей и родителей «В здоровом теле – здоровый дух». Целью, которой стало формирование у участников устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, активной жизненной позиции, ответственного отношения к своему здоровью, повышение педагогической культуры родителей по вопросам формирования и распространения опыта здорового образа жизни семьи.
Посещение МКДОУ дс № 23 г. п. Петров Вал стало еще одним успешным шагом в действии детско – родительского волонтерского движения с акцией пропаганды здорового образа жизни. Совместная деятельность детей, воспитателей и родителей при проведении акции включала: подбор материалов по ЗОЖ, выставка рисунков детей, мини – концерт, выступление родителей и педагогов на тему «Мы за здоровый образ жизни», проведение игры - тренинга «Вредные – полезные привычки». Детям понравилось выступление маленьких волонтеров, так как из уст маленького человека любые советы и установки звучат более убедительно и доходчиво.
Итоговым мероприятием акции стало участие всех взрослых и детей в фестивале «Мы за здоровую нацию», с вручением памяток, буклетов, эмблем людям на улицах города под девизом «Здоровый образ жизни – выигрывай каждый».
Участники волонтерского движения «Мы за здоровую нацию» получили много положительных эмоций: радостные глаза детей и взрослых говорили о многом…
Итогом мероприятия стало обобщение и взаимная поддержка, повышение эмоционального тонуса у всех участников.
Заключение
Таким образом, представленный проект волонтерского движения «Мы за здоровую нацию» способствовал воспитанию осознанного отношения к своему здоровью со стороны воспитанников и их родителей, педагогов.
Дети научились планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни; у воспитанников сформировалось отрицательное отношение к вредным привычкам: курению, алкоголю, наркотикам; появилось желание донести свою активную позицию до общественности, участвуя в акциях по пропаганде здорового образа жизни.
Участие дошкольников в волонтёрском движении помогло им освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить- коммуникативную компетентность:
-дети научились вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию;
При этом важно, что у них не только сформировалось негативное отношение к вредным привычкам, но и обеспеченны способы социальной активности, позволяющие перейти от пассивного неодобрения к активным действиям в среде сверстников.
Повысилась компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения. Большинство семей настроено на сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей. Появилась мотивация к отказу от вредных привычек; ответственность за личный пример в формировании мировоззрения своих детей. Ведь в первую очередь, каждый участник нашего волонтерского отряда является личным примером для детей, поддерживает единую линию поведения и выполняет основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.
Таким образом, совместная работа создает фундамент здоровья, включающей в себя положительную мотивацию и знания, умения и навыки здорового образа жизни.
Мы, педагоги, считаем, что организация волонтерского отряда в детском саду- это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка.
Реализация проекта позволила педагогам интегрировать оздоровительную деятельность в образовательный процесс, пополнить предметно — развивающую среду, что в конечном итоге, способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Приложения
Приложение № 1
Анкета «Мое отношение к курению»
1. Пробовал (а) курить:
а) да
б) нет
2. Есть привычка курить:
а) да
б) нет
Если «Да»:
а) 1 сигарета в день;
б) 4-5 сигареты в день;
в) 1 пачка и более сигарет в день.
3. Начал (а) курить потому, что:
а) модно;
б) курили друзья;
в) от нечего делать.
4. Курили в семье:
а) да
б) нет
Курила:
а) мама;
б) папа;
в) оба родителя;
г) другие члены семьи.
5. Родители говорили о вреде курения:
а) всегда;
б) часто;
в) редко;
г) никогда.
6. О вреде курения мне известно:
а) да;
б) нет.
7. Курю в присутствии своего ребенка:
а) да;
б) нет.
8. Курение вредно для организма:
а) убежден;
б) сомневаюсь;
в) убежден (а, что вреда нет.
9. Есть желание бросить курить:
а) да;
б) нет;
в) не задумывался об этом.
10. Хотите, чтобы ваш ребенок попробовал сигарету?
а) да;
б) нет;
11. Ваше отношение к проекту «Жизнь - без дыма сигарет»?
а) поддерживаю;
б) мне безразлично;
в) об этом говорить ещё рано;
в) другое___
СПАСИБО за сотрудничество!
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4