Елена Григорьева
Проект «Вода — бесценный дар природы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вода, у тебя нет цвета, нет вкуса, нет запаха, тебя невозможно описать, люди тобою наслаждаются, при этом не ведая, что ты есть такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни - ты есть сама жизнь». Антуан де Сент-Экзюпери
Актуальность проекта :
Одна из главнейших задач государства – рациональное использование природных ресурсов. Ресурсосбережение, отказ от потребительского подхода к природе – главные направления стратегии выживания человечества. Вода – источник жизни всего живого на земле. Последние годы ученые обращают внимание на экологическую проблему: загрязнены океаны, моря, реки. Гибнут их обитатели. Отношение к воде у детей не всегда бережливое, ребенок может не закрыть кран с водой, загрязнять водоемы. Для того чтобы дети со всей полнотой поняли, какое значение вода имеет для всего живого на земле и почему ее необходимо беречь, было решено провести исследовательский проект «Вода- бесценный дар природы». В дошкольном возрасте закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому и встает задача взрослых – научить детей бережно относиться к природным ресурсам, а именно воде. Жизнь без воды не возможна. Проект разработан в силу экологической культуры дошкольников.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Аннотация проекта :
Проект нацелен на формирование у детей позитивного отношения к природе, окружающему миру, формирование основ культуры рационального природопользования. Материалы данной работы помогут совместить воспитание, обучение и игру. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Проект представляет собой работу по двум направлениям: работа с детьми, работа с родителями.
Основополагающий вопрос:
Можно ли прожить без воды?
Проблемный вопрос:
Если бы не было воды, то как бы с вами жили мы?
Вопрос учебной темы:
Что дети дошкольного возраста знают о воде и ее свойствах?
Гипотеза:
Если развивать у детей мироощущение единства человека с природой, то на смену потребительскому взгляду на мир, приходит культура бережного отношения человека к природе.
Дидактическая цель проекта :
Расширить знания детей об одном из компонентов природы - воде, без которой невозможна жизнь на планете Земля.
Методические задачи:
• Закрепить знания детей о свойствах воды, о том где берут воду, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома.
• Уточнить и расширить знания детей о том, какое большое значение имеет вода для всего живого на Земле, что чистая вода- это бесценный дар природы.
• Познакомить с круговоротом воды в природе, познакомить с тем, как вода изменяет Землю.
• Дать представление об источниках загрязнения воды, его последствиях, формировать привычку бережно и разумно использовать воду.
• Воспитывать в детях отношение к воде, как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.
• Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата.
• Закрепить правила поведения у воды и на воде.
Участники проекта : дети 5-6 лет, воспитатели, родители.
Срок реализации: 2 месяца.
Планируемый результат:
В результате реализации проекта хочется добиться понимания детьми важности экологических проблем в жизни человека, получить положительный, эмоциональный отклик от общения детей с природой. Чтобы каждый ребенок почувствовал, что от него самого, от его действий зависит состояние окружающей среды, повысить познавательный интерес к миру природы, ее охране и защите. Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности. Сформировать у детей осознанное отношение к воде, поведению детей вблизи водоемов «Вода друг- вода враг». Хочется видеть заинтересованность родителей в экологическом воспитании детей.
Этапы проекта :
1. Подготовительный:
постановка целей и задач, диагностика знаний детей по данной теме, изучение и подбор методической литературы по данной теме, подбор художественной литературы, иллюстраций, музыки, пополнить развивающую среду.
2. Основной:
работа с детьми и родителями, занятия, исследовательская деятельность (опыты с водой, наблюдения в природе, трудовая деятельность, чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихи, загадки, беседы о стихии мира- воде (слушание музыки со звуками воды, изодеятельность, игры.
3. Заключительный:
анализ работы, диагностика уровня знаний, оценка результата, выставка детских работ, оформление с детьми схемы круговорота воды в природе, оформление стенда по правилам поведения детей у воды и на воде.
Основной этап проекта.
Направление деятельности Содержание деятельности
Беседы, рассказы.
«Что мы знаем о воде?»
«Для чего нужна вода?»
«Морская и пресная вода».
«Кому нужна вода?».
«Берегите воду».
«Правила поведения у воды и на льду».
Познавательная деятельность.
НОД «Вода, какая она».
НОД «Свойства воды».
НОД «Превращения воды».
НОД «Волшебница вода».
НОД «Вода в жизни людей».
НОД «Вода в жизни растений».
НОД «Вода в жизни животных».
НОД «Путешествие с капелькой».
Художественно–эстетическая деятельность.
Рисование «Путешествие капельки»
Лепка «Рыбки в аквариуме»
Рисование «Обитатели морей и океанов»
Рисование «На морском дне»
Аппликация «Дождик, дождик пуще…»
Пластилинография «Снежинки»
Рисование плаката «Берегите воду»
Игровая деятельность. Дидактические игры:
«На воде и под водой».
«де в природе живет вода».
«Разрезные картинки».
«Небо. Земля. Вода».
Подвижные игры:
«Море волнуется».
«Караси и щука».
«Ручеек».
Чтение художественной литературы.
«Сказка про капельку».
«Умная сказка оводе».
Сказки Ирины Урядовой: «Сказка о воде»; «Жила была река».
К. Паустовский «Поэзия дождя».
М. Пришвин «Живительный дождик»;«Сытые пузыри».
Б. Заходер «Что случилось с рекой».
«Глупый зайчик и ручеек».
Стихи и загадки.
Консультации для родителей. «Эксперимент в детском саду».
«Занимательные опыты для дошкольников».
Познавательно-исследовательская деятельность.
Задача. Форма деятельности.
«Вода не имеет цвета, запаха». Подвести детей к пониманию того, что вода не имеет цвета (но ее можно покрасить) и запаха. Групповая.
«Теплая и холодная». Уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры. Групповая.
«Вода не имеет вкуса». Доказать, что вода не имеет вкуса. Групповая.
«Вода- это жидкость». Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
«3 состояния воды» Подвести детей к пониманию связи между температурой и состоянием воды. Групповая.
«Вода может превращаться в лед, а лед в воду». Подвести детей к пониманию того, когда вода превращается в лед, а лед в воду». Групповая.
«Таяние снега». Доказать, что лед легче воды.
Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла. Групповая.
«Пар- это тоже вода». Показать детям, как вода превращается в пар, а пар затем в воду. Групповая.
«Что бывает с паром при охлаждении?» Показать, что в помещении пар охлаждаясь, превращается в капельки воды, на улице (на морозе) становится инеем. Групповая.
«Можно ли пить талую воду?» Показать, что самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. Групповая.
«Ходит капелька по кругу». Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе. Групповая.
«Животворное свойство воды».Показать важное свойство воды- давать жизнь всему живому. Вода необходима для роста растений. Групповая.
«Вода- растворитель разных веществ».Подвести детей к пониманию, что есть вещества растворимые и нерастворимые. Групповая.
«Тонет не тонет». Доказать, что плавучесть предметов зависит от их
формы и тяжести. Групповая.
«Отражение».Показать способность воды отражать окружающие предметы. Групповая.
«От куда берется вода?».Познакомить с процессом конденсации. Групповая.
«Игра в прятки» Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность: смекалку: усидчивость. Групповая.
Информационные ресурсы:
1. Аксенова. Войди в природу другом. Творческий центр Москва, 2008г- 128с.
2. Горькова Л. Г, Кочергина А. В, Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М. : ВАКО. - 2005г.
3. Дьяченко В. Ю, Гусенко О. В, Швецова И. А, Мирошниченко Г. М. Естествознание, изобразительное искусство, художественный труд: тематическое планирование занятий. Волгоград. Учитель, 2007г- 271 с.
4. Журавлева Л. С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. - М. : Мозаика- Синтез, 2006г- 144с.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7- 2004г. с-17.
6. Журнал «Дошкольное воспитание» № 7- 2005г. с- 2-15, с- 37-45.
7. Журнал «Дошкольное воспитание» № 3- 2002г. с-26- 38-47.
8. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Педагогическое общество России. Москва 2005.- 80с.
9. Интернет ресурсы.