Елена Бритвина
Проект «Синичкин день» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ
«СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Воспитатели: Бритвина Е. Д., Будник О. Ю.
Цель проекта: Формирование знаний детей об особенностях жизни птиц нашего края, о роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта:
1. Расширить, систематизировать и закрепить представление детей о птицах;
2. Сформировать представление о перелётных и зимующих птицах;
3. Познакомить детей с повадками, внешним видом, питанием птиц
Публикация «Проект „Синичкин день“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Синичкин день, 12 ноября
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2024
4. Активизировать внимание и память детей, развивать умение логически мыслить, наблюдательность, самостоятельность, творческое мышление;
5. Формировать у детей основы экологической культуры, приобщать родителей к экологически направленной деятельности, осознание необходимости.
Вид проекта:
Краткосрочный с11 по 22 ноября.
Участники проекта: Дети дошкольного возраста 3-4 лет, воспитатели, родители.
Актуальность проекта.
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает
особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит
формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно
разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней,
научить беречь окружающий мир.
Птицы и животные окружают ребенка всю его жизнь. Поэтому
знакомству с ними необходимо уделять большое значение.
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно
важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится
значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный
корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут
пережить зиму и погибают.
Уже с маленького возраста мы, как должны воспитывать интерес у детей
к нашим меньшим собратьям - птицам, желание узнавать новые факты их
жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами,
можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том,
чем кормить птиц зимой. Какие птицы остаются с нами зимовать. У малышей
слишком маленький жизненный опыт и кто, если не мы научит их
правильному и бережному отношению к птицам.
Ожидаемые результаты:
• сформированные элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе скворечник -гнёзда);
• уточнение и обогащение представлений детей о птицах (воробей, ворона, галка, голубь, снегирь, синица, добывание ими корма;
• поощрять и поддерживать самостоятельные наблюдения за птицами;
• появление у детей бережного отношения к птицам;
План мероприятий
1. Беседа «Пернатые друзья», «Каких птиц мы встречаем на нашем участке»
2. Чтение художественной литературы (Е. Чарушина, В. Бианки и др.)
3. Гимнастический комплекс «Мы птички»
4. Изготовление и развешивание кормушек (дети – родители – воспитатели)
5. Рисование «Ветка рябины для птиц»
6. Лепка «Ветка рябины»
7. Наблюдение какие птицы прилетают к нам на участок.
8. Подкормка птиц на участке детского сада (совместно с родителями)
9. Аппликация. Коллективная работа «Птичья столовая».
Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный (1-я неделя)
• Обсуждение цели и задач;
• Создание необходимых условий для реализации проекта (подобрать художественную литературу для чтения детям, составить план мероприятий, разработать конспект);
• Подготовка художественных материалов для продуктивной деятельности.
2 этап: Основной (2-я неделя)
• Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о птицах.
• изготовление скворечников, кормушек для птиц.
Продукты проекта:
для детей
- изготовление и установка кормушек на территории детского сада;
- выставка рисунков и поделок по теме проекта;
для педагогов
– методические разработки по теме проекта;
- подбор наглядного материала, дидактических игр;
- подбор художественной литературы.
- выставка художественных работ и поделок, выполненных детьми.
Консультация для родителей
О том, что птицы - друзья и помощники человека, мы знаем уже давно. У наших садов, полей, лесов, всего зеленого мира немало врагов. Это – разного рода гусеницы, бабочки, жуки, короеды, тли, черепашки, долгоносики. Их – не одна тысяча видов. Они сосут и грызут листья, пожирают бутоны и цветы, съедают траву, разрушают даже самую толстую и твёрдую кору деревьев. Питаясь листочками, корнями, цветками, плодами, делая лабиринты в коре и древесине, они наносят вред растениям, портят плоды, губят урожай. Кто же выступает на защиту зелёного царства? Конечно же, птицы. Например, целыми днями старательные синицы заняты поисками пищи. Они истребляют огромное количество вредителей. Во время выкармливания птенцов синицы приносят им в гнездо пищу от 300 до 600 раз в течение дня. Причём за один раз они доставляют несколько насекомых. Также птицы принимают активное участие в посадке будущих деревьев и кустарников. Летая по лесным опушкам, вырубкам и гарям, дрозды рассеивают семена рябины, чем приносят немалую пользу. Тем более, всхожесть семян значительно увеличивается под воздействием желудочного сока дрозда. Распространению черёмухи, малины, ежевики, шиповника, брусники, костяники, лесной вишни способствуют стаи дроздов, свиристелей, славок, горихвосток, и других птиц. Расселению дубов «помогают» сойки. Осенью они запасают желуди на зиму, пряча их под опавшими листьями, пнями. Весной забытые сойкой желуди прорастают, и появляются молодые деревья. Безусловно, без помощи птиц человеку не обойтись. Как не обойтись и птицам без нашей помощи. Зима. Трудно приходится птицам. Им страшен не холод, а голод. Снежные метели, гололед, обильный снегопад затрудняют добычу пищи. Птицы за короткий день просто не успевают утолить голод. В морозную ночь голодные, ослабленные птицы легко замерзают или становятся добычей хищников. И сидят по карнизам домов, распушив свои перышки, воробьи; ближе к жилищу человека подбираются и снегири, и синички, и чижи. Потому что иначе им не выжить. Люди давно уже придумали, как помочь зимой птицам. «Покорми птиц зимою - они послужат тебе весною» - говорит русская пословица. Птицы умеют быть благодарными. Если зимой повесить на садовом участке кормушки и подкармливать птиц, летом они отблагодарят вас. В нашей местности зимующие птицы это, ворона, дятел, синица, воробей, голубь и другие. Прикармливая птичек зимою, мы помогаем им лучше пережить это трудное время. Тем самым скромная птичья столовая сделает полезное дело, привлекая птиц в наши сады и парки. На Руси много есть праздников. Одним из них - «Синичкин день», который по народному календарю выпадает на 14 ноября и считается началом настоящей (не календарной) зимы. В этот день прилетают зимующие птицы. А гостям всегда рады. И встречает их синичка. Чем кормят птиц зимой: Снегирь- семена деревьев, ягоды рябины, калины; Дятел- желуди, семена деревьев; Воробей- хлебные крошки, пшено, ягоды; Сорока- зерно; Синица- сало, пшено, зерно; Ворона- всеядна.
Беседа "Каких птиц мы встречаем на участке".
Задачи:
1. развивать диалогическую речь детей, побуждать к участию в беседе,
2. продолжать учить отвечать на вопросы;
3. активизировать в речи прилагательные;
4. познакомить с понятиям "городские птицы", с птицами которые зимуют рядом с человеком.
Ход беседы.
Педагог читает загадку:
Маленький мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает.
- О какой птице идет речь в этой загадке? (О воробье). (На доске иллюстрации "Городские зимующие птицы).
- Кто это? Где живут эти птицы? Как мы их называем? (Городские). Найдите среди птиц воробья. -Посмотрите и расскажите воробей какой? Как мы его ласково называем?
- Посмотрите среди городских птиц, какая самая большая? (Ворона). Расскажите, ворона какая?
- Скажите, а как эту птицу зовут? (Голубь). Как мы ласково зовем голубей, когда хотим их покормить?
- Посмотрите, а эту птицу вы видели на улице? Как е зовут? (Галка).
- Молодцы ребята! Все эти птицы живут рядом с нами. И даже зимой, когда холодно, они остаются с нами зимовать. Скажите, вы встречали этих птиц на улице, у себя во дворе, на нашем участке? (Рассказы детей).
Комплекс утренней гимнастики «Птицы»
I. Вводная часть.
1. Ходьба.
2. Ходьба с высоким подниманием колен.
3. Ходьба обычная, на носках.
4. Ходьба обычная.
5. Ходьба на наружной стороне стопы.
6. Ходьба приставным шагом вперед.
7. Легкий бег
8. Бег врассыпную
9. Ходьба в колонне друг за другом.
10. Бег в колонне по одному. Построение в круг
II. Основная часть.
Общеразвивающие упражнения.
1. "Совушка". И. п. - о. с. выполнение упражнения: на счет 1 - руки через стороны вверх, на счет 2 - и. п. - повторить 8 раз.
2. "Кукушка". И. п. - стоя на коленях, согнутые руки в стороны. Выполнение упражнения: на счет 1 - согнутые руки вперед, туловище слегка вперед, на счет 2 - и. п. - повторить 8 раз.
3. "Дятел". и. п. - сед с прямыми ногами, руки в упоре сзади. Выполнение упражнения: на счет 1 - 2 - руки с сомкнутыми ладонями к носкам ног, на счет 3 - 4 - и. п. - повторить 8 раз.
4. "Воробей". И. п. - сед ноги врозь, колени согнуты, руки в стороны. Выполнение упражнения: на счет 1 - 2 – руки вокруг ног под коленями (изнутри, захватить носки ног и смотреть вверх, на счет 3 - 4 - и. п. – повторить 8 раз.
5. "Птички спят". И. п. - лежа на спине, опора на руки. Выполнение упражнения: на счет 1 - 2 - согнуть колени, обхватить их руками, приблизить колени ко лбу, на счет 3 - 4 - и. п. - повторить 6 раз.
6. "Птички проснулись". и. п. - лежа на животе, руки в стороны. Выполнение упражнения: на счет 1 - 2 - верхнюю часть туловища, руки. ноги приподнять вверх, на счет 3 - 4 - и. п. - повторить 4 раза.
7. "Птички ищут зернышки". И. п. - ноги вместе, руки опущены. Выполнение упражнения: на счет 1 - 4 - прыжки на двух ногах, руки - ноги в стороны. на счет 5 - 8 - ходьба на месте - повторить 4 раза.
8. "Подуем на перышки" - дыхательное упражнение - повторить 2 раза.
III. Заключительная часть.
Спокойная ходьба по залу.
Рисование " Ветка рябины для птиц ".
Задачи:
• вызвать у детей эмоциональное отношение к птицам;
• формировать представление о том, что птицы нуждаются зимой в помощи человека;
• учить рисовать рябину ватными палочками.
Материал: краски, ватные палочки, кисти, бумага.
Лепка «Ветка рябины»
Задачи:
• формировать представление о том, чем питаются птицы зимой;
• вызвать у детей эмоциональное отношение к птицам;
• учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска,;
• формировать интерес к работе с пластилином;
• развивать мелкую моторику.
Наблюдение "Какие птицы прилетают на участок?"
Задачи:
• Уточнить названия птиц, которые кормятся на кормушке и летают вблизи участка;
• Учить детей различать птиц по 2-3 характерным признакам.
Ход наблюдения.
Педагог вместе с детьми рассматривает птиц. Дети отмечают, какие птицы к ним прилетели. Воспитатель вместе с детьми описывает внешний вид птиц. Воробьи маленькие, серенькие или серо-коричневые, летают стайкой. Ворона крупная, серо-черная, летает одна. Голуби крупнее воробьев, серо-голубые.
Педагог обращает внимание
: -Ребята, не все птицы прилетают к нам на кормушку. Поищите глазами других птиц, которые летают вокруг и наблюдают за кормушкой. Посмотрите, как вороны ведут свои наблюдения. Где они сидят? (На заборе, на дереве, на крышах зданий).
Аппликация. Коллективная работа «Птичья столовая».
Задачи:
• обобщить знания детей о зимующих птицах;
• закрепить умение выполнять аппликацию с использованием различных материалов: картон, вата, семена;
• развивать эстетические чувства, творческие способности;
• развивать мелкую моторику пальцев рук;
• воспитывать заботливое отношение к птицам.
Итог проекта:
- Коллективная аппликация: «Птичья столовая».
- Совместная деятельность родителей и детей, изготовление кормушки
своими руками.
Результаты по итогам проекта показали, что удалось выполнить поставленные задачи
: • расширили, систематизировали и закрепили представления детей о зимующих птицах;
• сформировали представление о перелётных и зимующих птицах;
• познакомили детей с повадками, внешним видом, питанием птиц, узнали как приспособились к жизни в суровых условиях зимы.
Работа над данным проектом оказалась актуальна, т. к. понравилась и
детям и родителям. Родители воспитанников, с интересом, заботой и
ответственностью подошли к вопросам воспитания, развития детей.
Благодаря сотрудничеству и совместному творчеству воспитателей, детей и родителей, удалось достичь намеченной цели.