Юлия Бегун
Проект во второй младшей группе «Формирование сенсорно-математических представлений у детей младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта : «Формирование сенсорно-математических представлений у детей младшего возраста».
Автор проекта : Бегун Юлия Александровна.
Продолжительность: долгосрочный с сентября по май
Тип проекта : Познавательно – исследовательский, игровой.
Участники: дети, педагоги, родители.
Возраст : дети 2-3 лет.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект во второй младшей группе „Формирование сенсорно-математических представлений у детей младшего возраста“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Проекты, проектная деятельность
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Он стремится к активному взаимодействию с окружающей средой. Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности. Для познания окружающего их мира детям приходит на помощь сенсорное воспитание, с помощью которого «строится» фундамент умственного развития, от которых будет зависеть успешность ребенка в школе. Поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни малыша.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Так же сенсорное развитие способствует формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.
Предмет исследования : сенсорно-математические представления детей младшего возраста.
Проблема: У детей, пришедших в детский сад в раннем возрасте, практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения за детьми.
Цель: Формирование и развитие сенсорно-математических представлений (о форме, цвете, величине и количестве предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи:
Для детей
1. Познакомиться и научиться определять 4 основные цвета (жёлтый, синий, зелёный, красный); 5 геометрических форм (куб, кирпич, круг, квадрат, треугольник).
2. Уметь различать понятия: большой – маленький, широкий –узкий, длинный –короткий
3. Научиться простейшим обследованиям предметов (погладить, надавить, пощупать, попробовать и т. д.)
4. Научиться группировать предметы один-много
Для педагога.
1. Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам сенсорного развития детей младшего возраста.
2. Дополнить дидактический материал по сенсорно-математическому развитию детей младшего возраста.
3. Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие сенсорных и математических навыков в условиях игровой деятельности.
4. Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению по данной теме.
5. Развивать познавательные процессы, мелкую моторику, память, внимание и воображение у детей.
6. Учить детей различать форму, цвет, величину предметов и другие их признаки.
Для родителей.
1. Учитывать и закреплять опыт детей, приобретенный в детском саду;
2. Создавать в семье благоприятные условия для сенсорного развития детей
3. Продолжить работу по созданию единого образовательного пространства «Детский сад – семья» с помощью разных форм взаимодействия.
4. Совершенствовать навыки общения с детьми.
Принципы реализации проекта :
Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей).
Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры).
Элемент новизны (внесение новых атрибутов).
Наглядность.
Систематичность и последовательность.
Развивающий характер обучения.
Сознательность и активность в усвоении.
Методы и приё мы:
Организационные.
Мотивирующие.
Словесные (вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности,
указание, пояснение, объяснение, разъяснение).
Игровые.
Наглядные.
Педагогическая оценка (поощрение, одобрение, похвала).
Ожидаемые результаты:
Результаты – продукты:
- для детей :
- составление коллективной работы в гостях у математики;
- для педагогов:
- составление картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорно-математическому развитию детей младшего дошкольного возраста;
- составление картотеки «Художественная литература по сенсорному развитию (считалки, скороговорки, загадки, стихи, математические сказки)»;
- презентация;
- для родителей: портфолио.
Результаты – эффекты.
- для детей :
- сформируются представления о свойствах предметов, их форме, цвете;
- дети научатся играть в дидактические игры;
- сформируются сенсорно - математические эталоны у детей младшего дошкольного возраста.
- для педагогов:
- повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах сенсорно-математического развития детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и упражнений;
- содействие творческому развитию детей;
- создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов и родителей;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
- для родителей:
- родители научатся создавать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и подбирать их;
- развитие навыков взаимодействия с ребенком;
- привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Сроки и этапы реализации:
I этап: информационно-аналитический (подготовительный)
включает:
- знакомство с темой проекта;
- изучение литературы;
- выявление проблемы, цели, задачи;
- составление перспективного плана работы;
- разработка консультаций, тематического пособия для родителей;
- создание условий для эффективного использования игр;
- подбор дидактического материала и игр;
- анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии.
- проведение Мастер-класса для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
II этап: творческий (основной)
включает:
- реализация перспективного плана проекта
- формирование у детей основ познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
III этап: (заключительный)
включает:
- диагностика детей;
- проведение консультации на родительском собрании на тему проекта;
- открытое занятие для педагогов ДОУ;
- выступление с темой и презентацией проекта на педсовете.
Объем и содержание работы:
План реализации проекта :
1-й этап (с 09.09.2019 – 22.10.2019)
Планируемые мероприятия Сроки реализации Ответственный
Составление плана работы и разработка конспектов по областям НОД. сентябрь 2019 г. Воспитатель
Пополнение и подборка материала по теме. октябрь 2019г. Воспитатель, родители
Подбор дидактических игр и упражнений для развития сенсорно-математических представлений. октябрь 2019г. Воспитатель
2-й этап (22.10.2019 – 22.04.2020)
Мероприятия Задачи Ответственный
НОД Тема: Группировка предметов по определенному признаку (на слух) «Найди колокольчик» Помочь детям научиться определять на слух полные и пустые коробочки. Научить детей группировать предметы по определенным признакам. Развивать внимание и слух. Воспитатель
Дидактическая игра «Поручения» Обучать называть и различать овощи и фрукты, выделять их основные качества (цвет, размер) ; развивать слуховое восприятие, совершенствовать речевое общение. Воспитатель
НОД Тема: Группировка предметов по определенному признаку.
«Найди маленькую пирамидку» Помочь детям умению определять, где находится предмет. Научить детей группировать предметы по определенным признакам. Развивать внимание и память. воспитатель
Дидактическая игра «Найди пару» Закрепить знания и представления о геометрических фигурах. Учить детей двигаться по сигналу и останавливаться. Учить находить такую же фигуру по форме и цвету. воспитатель
НОД Тема: Группировка предметов по одному или нескольким визуальным признакам (понимание выражения «такой - же»)
«Найди такой же формы и цвета предмет» Научить детей группировать предметы по определенным признакам. Закрепить умение детей подбирать предметы по одному или нескольким признакам. Воспитывать внимание, память. Воспитатель,
НОД Тема: Подбор единичных предметов во множество по визуальным признакам.
«Волшебный мешочек –возьми одну игрушку …» Научить детей выполнять действия по инструкции. Учить слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества. Воспитывать внимание, память. Воспитатель
Игровое упражнение «Матрешки в гости к нам спешат…» Познакомить с новым качеством предмета – величиной; учить сравнивать матрешек по росту, формированию доброжелательных отношений; закрепить полученные знания о цвете и форме. Воспитатель
НОД Тема: Сравнение предметов по длине.
«Какая дорожка короче» Научить детей сравнивать две полоски путем наложения одной на другую. Учить отвечать на вопросы какая полоска короче? Какая длиннее? Воспитатель
Игровое упражнение «Сделай узор» Учить выкладывать орнамент из геометрических фигур, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы. Воспитатель
НОД Тема: Сравнение предметов по высоте.
«Какой домик выше»
Научить детей сравнивать предметы путем приложения одного к другому. Учить отвечать на вопросы какой домик выше? Какой домик ниже? Воспитатель
«Игры с бельевыми прищепками». Научить детей выбирать нужные цвета. Учить детей слушать инструкцию воспитателя. Развивать мелкую моторику рук. Воспитатель
НОД Тема: Сопоставление понятий «Один – много»
«Что в корзиночке лежит?» Учить сопоставлять понятия «Один – много». Помочь детям усвоить понятия «один – много». Научить показывать группы предметов «Один и много» воспитатель
НОД Тема: Группировка предметов по определенному визуальному признаку (по речевой инструкции)
«Найди ежика» Научить детей выполнять действия по инструкции. Учить слушать инструкции и подбирать единичные предметы во множества. Воспитывать внимание, слух и память. Воспитатель
Игры со счетными палочками «Повтори картинку» Учить выкладывать счетные палочки по образцу, анализировать, располагать предметы в пространстве; развивать восприятие формы. воспитатель
НОД Тема: Понимание пространственных отношений предмета
(относительно себя)
«Играем с полоской» Закреплять умение детей понимать инструкции с предлогами (в, на, за). Учить детей понимать пространственное отношение предмета относительно себя. Учить понимать инструкции с предлогами (в, на, за). воспитатель
НОД Тема: Понимание пространственных отношений предмета в групповой комнате
«Далеко – близко» Помочь научиться, детям понимать, словесные инструкции на положение предмета в пространстве. Научить детей выполнять словесные инструкции. Развивать зрительную память. Формировать слуховое внимание. Воспитатель
Дидактическая игра «Чего не хватает?» Развивать наблюдательность и внимание, продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Воспитатель
Игровое упражнение «Что нам привез Мишутка?» Учить определять форму и размер предмета путем осязательного обследования Воспитатель
Итоговое мероприятие
3-й этап (22.04.2020 – 15.05. 2020)
Планируемые мероприятия Сроки реализации Ответственный
Анализ проделанной работы (проанализировать результаты проделанной работы, на каком уровне была связная речь у детей в начале года и какой стала к концу года). апрель 2020 г. Воспитатель
Подведение итогов (выделить какие методы и формы работы наиболее эффективны). май 2020г. Воспитатель,
Подготовка материалов проекта и презентации. май 2020г. Воспитатель
Раздать родителям на родительском собрании буклеты на тему: «Дидактические игры для развития сенсорных представлений детей младшего дошкольного возраста» май 2020г. Воспитатель, родители
Результаты реализации проекта :
В результате реализации проекта была выявлена положительная динамика мониторинга формирования сенсорно - математических эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
Были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей младшего возраста сформировалась познавательно – речевая активность.
Дети научились играть в дидактические игры.
Составлены картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорно-математическому развитию детей младшего дошкольного возраста.
Составлены картотеки «Художественная литература по сенсорному развитию (считалки, скороговорки, загадки, стихи, математические сказки)».
Родители активно выполнили рекомендации по созданию благоприятных условий для проведения игр дома, а также прослушали консультации по их приобретению и самостоятельному изготовлению.
Родители заинтересовались в дальнейшем развитии своих детей.
Таким образом, в результате реализации проекта были сформированы и развиты сенсорно-математических представления (о форме, цвете, величине и количестве предметов, их свойствах) у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений.
Список литературы
1. Башаева Т. В. «Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук» - Ярославль: Академия развития, 2007.
2. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2005.
3. Евдокимова Е. С. «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника» – М. : ТЦ Сфера, 2008.
4. Пилюгина В. А. «Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста» – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 1996.
5. Немов Р. С. Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2002.
6. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 1985
7. О. Е. Громова «Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста» Методическое пособие г. Москва