Анна Александровна Белоус
Проект во второй младшей группе «А яичко не простое»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность во 2 младшей группе.
Описание материала: Для ознакомления детей с новым и не изведанным, необходимо предоставлять им возможность действовать с разными предметами и материалами, осязать их, рассматривать и анализировать.
Яйцо – символ жизни.
Публикация «Проект во второй младшей группе „А яичко не простое“» размещена в разделах
С языческих времен яйцо в глазах древних славян символизировало вселенную, солнце, землю, жизнь, плодовитость, возрождение и силу, противостоящую злым духам. Яйцо, с его способностью превращаться в птицу, было полно таинственного смысла. Таинственной силе, заключающейся в яйце, стали приписывать способность переходить на все, к чему оно прикасается.
В первый раз, выгоняя скот на пастбище, клали на пороге хлева яйцо, которое потом отдавали какому-нибудь бедняку с просьбой помолиться о том, чтобы животные были здоровыми. А если погладить яйцом лошадь или корову, приговаривая: «Будь красна и гладка, как пасхальное яичко», - ни одна зараза к животинке не пристанет. Считалось, что, если покатать яйцо по полю, оно станет плодороднее. При строительстве дома в каждый его угол клали по яйцу, чтобы они хранили от пожара и других несчастий.
В христианской символике яйцо является образом Воскресения Христа, пробившего скорлупу смерти и воскресшего из мертвых. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.
Актуальность.
Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети младшего дошкольного возраста не имеют представления об этом празднике.
Необходимо знакомить детей с народными праздниками.
Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».
Как рассказать ребенку 3 лет о Пасхе? Я решила начать знакомство с традициями народа с самого простого – знакомства с яйцом.
тип проекта : творческо-информационный;
срок проведения: 1 неделя;
участники проекта : дети 3-4 лет, педагоги;
интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Цель: Формирование знаний детей о яйце, как о продукте питания и символе зарождения новой жизни. Приобщение детей к культуре русского народа.
Задачи:
• Познакомить детей с устройством яйца;
• Познакомить дошкольников с особенностями празднования Пасхи в России, с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова;
• Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое;
• Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности;
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициям русского народа;
• Привлечь родителей к участию в проекте.
Гипотеза: Если дети узнают больше о яйце, то у них появится интерес к празднику Светлая Пасха и народному творчеству.
Методы исследования
- наблюдение;
- рассказывание;
- исследование.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
- создание развивающей среды;
- подбор информационных ресурсов, художественной литературы;
2. Практический этап.
- исследование «Яйцо вареное и сырое»;
- рассматривание и составление рассказа по картине «Петушок с семьей»;
- инссенировка сказки «Курочка – ряба;
- рассказывание о празднике Светлая Пасха;
- изготовление поделок.
Содержание.
Предварительная работа.
Рассматривание иллюстраций. Сюжетные игры "Птичий двор", "Магазин".
Настольные игры: лото "Птицы", пазлы "Птичий двор".
Чтение потешек, сказки «Курочка Ряба».
Лепка и рисование круглых предметов, украшение яйца, изготовление цыпленка из ватных палочек.
Рассматривание предметов народного творчества.
Подвижные игры " Курочка Хохлатка ", "Петушок по зернышку".
Разучивание песен "Петя-Петушок". Слушание песенок и потешек.
Механизмы реализации проекта.
1. Игровая деятельность:
обогащение атрибутами сюжетно-ролевой игры «Магазин»,
драматизация сказки «Курочка Ряба»,
подвижная игра «Курочка-Хохлатка»;
2. Продуктивная деятельность:
рисование «Цыпленок»,лепка «Цыплята на лугу», украшение яйца, изготовление цыпленка из ватных палочек.
3. Познавательно-речевая деятельность:
составление рассказа по картине «Петушок с семьей», беседа «А яичко не простое…»,
рассказывание «Курочкина сказка»; составление рассказа-описания по своим поделкам;
4. Опыт
строение сырого и вареного яйца;
5. Работа с родителями:
консультация «Детям о Пасхе»,
Заключение
В ходе творческо-информационный деятельности дети узнали много нового о яйце, поняли, откуда появляются цыплята и другие птенцы; получили информацию о народном празднике Пасха, его традициях, а также узнали о пользе яйца для развития детского организма.
Приложение.
• Исследование яйцо вареное или сырое.
Эксперимент №1
Воспитатель роняет с высоты сырое яйцо в таз.
– Что же мы видим? (дети рассматривают разбившееся яйцо)
Дети: Яйцо разбилось и из него выпал желток, белок и скорлупа.
Воспитатель роняет с высоты вареное яйцо в таз.
– Что же мы видим? (дети рассматривают потрескавшееся яйцо)
Дети: Скорлупа у яйца потрескалась.
ВЫВОД: При падении яйцо бьется! Оно очень хрупкое! Надо с яйцом обращаться осторожно!
– Ребята, а вы знаете, как отличить сырое яйцо от вареного, не разбивая скорлупы?
Дети: (ответы) .
Воспитатель: Подходите все к столу.
(Дети вместе с воспитателем подходят к следующему столу.)
Эксперимент №2
Перед нами 2 яйца: одно сырое, другое вареное. Как узнать, какое из них сырое, а какое вареное? А секрет тут вот в чем: яйца необходимо вращать. Если яйцо сырое, оно вращается неуклюже, лениво, т. к. желток и белок внутри болтаются, мешают яйцу раскрутиться. Если яйцо вареное – оно вращается легко и быстро.
Давайте проверим, где вареное, а где сырое яйцо!
(Дети с помощью воспитателя вращают яйца и совместно делают вывод.)
ВЫВОД: Вареное яйцо крутится легко и долго, а сырое медленно.
Воспитатель: А хотите еще секрет узнать?
Подходите к третьему столу.
(Дети подходят к третьему столу.)
Эксперимент №3
Перед вами в банке обычная вода и сырое яйцо. Опустим яйцо с помощью ложки в воду.
– Что случилось с яйцом?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: Значит, сырое яйцо в воде тонет!
Яйцо осторожно достаем и кладем в тарелку.
– А теперь добавим в воду 2 ст. ложки соли и размешаем. Теперь еще раз опустим сырое яйцо в воду.
– Что случилось?
Дети: Не тонет.
Воспитатель: А кто знает, почему?
Дети: (ответы) .
ВЫВОД: В обычной воде сырое яйцо тонет, а в соленой воде удерживается, не тонет, потому что частички соли, которые растворились в воде, поддерживают яйцо.
Воспитатель: Ребята, подходите к четвертому столу, и вы узнаете еще один секрет о яйце.
(Дети подходят к четвертому столу.)
Эксперимент №4
Вот банка с обычной водой, опускаем сырое яйцо, что оно делает – тонет. А в этой банке соленая вода, сейчас я буду подливать в обычную воду соленую.
– Что случилось с яйцом?
Дети: Яйцо не тонет и не всплывает, а «висит» в толще воды, как подводная лодка.
ВЫВОД: в соленой воде яйцо может и «висеть» в воде, как подводная лодка.
– Ребята, а вы помните, мы с вами недавно опускали сырое и вареное яйца в банку с уксусом. Хотите посмотреть, что с ними произошло?
(Дети подходят к пятому столу.)
Эксперимент №5
(Необходимо вынуть сырое, а затем вареное яйца из уксуса, обмыть их в воде.)
– Посмотрите, у сырого яйца скорлупа разрушилась, и получилось забавное яйцо, которое выглядит как желе.
– А у варёного яйца тоже разрушилась скорлупа, и оно сделалось упругим, как резиновый мячик.
– Ребята, наши зубы, как и яичная скорлупа, состоят из кальция – прочного, белого материала. После еды в нашем рту повышается количество кислоты, которая разрушает зубы, (как уксус разрушил скорлупу, поэтому, обязательно нужно чистить зубы утром и вечером.
ВЫВОД: Под воздействием уксусной кислоты разрушается скорлупа, а яйца становятся более упругими.
• Рассматривание и составление рассказа по картине «Петушок с семьей»;
Константин Дмитриевич Ушинский
Петушок с семьей
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. Нос у Пети долотцом, хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
- Курочки-хохлатушки! Хлопотуньи-хозяюшки! Пестренькие-рябенькие, черненькие-беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!
Курочки с цыплятами собрались, разкудахталися; зернышком не поделились, передрались.
Петя-петушок беспорядков не любит - сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: "Ку-ка-ре-ку!"
• Рассказ о празднике Пасха.
Ребята, а вы знаете, что такое пасха?
Да хлеб, кулич, испеченный по особому рецепту.
А когда пекут пасхи, куличи?
В какой праздник?
Ребята, а вы знаете какой главный праздник православной церкви?
«Пасха — самый главный христианский праздник. В это день верующие отмечают воскресение из мёртвых Иисуса. А в какое время года празднуют пасху?
А вы хотите узнать, как отмечают этот праздник?
В этот день ходили люди в гости друг к другу и обменивались яйцами и выпечкой. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» - и три раза поцеловаться в знак прощения и любви к близким».
Воспитатель: «Давайте и мы с вами попробуем подарить пасхальное яйцо».
Воспитатель выбирает двоих желающих, дает одному из них в руки яйцо -писанку и предлагает детям поздороваться по Пасхальному обычаю.
Воспитатель показывает детям крашеные яйца: «Чем отличаются эти яйца?»
Воспитатель: «Правильно, ребята. Одно яйцо окрашено одним цветом, а на другом мы видим узор. Окрашенные краской яйца называют «крашенки», а расписанные тонкими узорами «писанки». Когда художник рисует, то говорят, что он пишет картину или узор.
А теперь узнаем, что такое куличи. Кулич символизирует красное солнышко, и если человек пробует кулич, то он вбирает в себя живительные лучики и становится добрым и сильным.
Пасха всегда приходилась на весну и люди наблюдали за погодой, так складывались народные приметы: Посмотрите на улице, лежит ли еще снег?
Воспитатель: «Народная примета говорит нам: «Если к Пасхе весь снег уже сошел, то год будет урожайным. А если снег еще лежит, то год будет бедным».
Воспитатель: «А теперь посмотрите, идет ли дождик или светит солнышко?»
Воспитатель: «есть и еще примета: если в Пасхальное воскресение стоит ясная солнечная погода, то лето будет жаркое, но сухое. Если пройдет «грибной дождь», то лето будет теплое, но дождливое. А если облачно, но без дождя, то лето будет холодное, но засушливое.
Воспитатель: «Как вы думаете, какое у нас будет лето?»
Воспитатель: «Издавна существовал и обряд «отпущения птиц на волю».
Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.
Воспитатель: «Вот и мы с вами отпустили наших птичек на волю, чтобы весна поскорее пришла, чтобы снег растаял, чтобы цветы зацвели.
Пасха во всем мире является не только церковным, но и одним из самых любимых семейных праздников.
Подготовку к Пасхе начинают с уборки дома, многие собирают вещи для бедных и отдают их тем, кто в этом нуждается. Ведь Пасха – это праздник милосердия и сострадания, и каждый из нас может проявить эти качества помогая своему ближнему. А это, согласитесь, приятно и совсем несложно.
Вы тоже можете на Пасху вместе с родителями складывать вещи, из которых вы выросли и игрушки, в которые не играете, и отдавать их деткам помладше.
В четверг и пятницу хозяйки пекут куличи, а дети украшают их глазурью, посыпают разноцветными сахарными звездочками и горошинками.
• Подвижные игры
Курочка-хохлатка
Воспитатель изображает курицу, дети — цыплят. Один ребенок (постарше) — «кошка». Кошка садится на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит: Вышла курочка-хохлатка, С нею желтые цыплятки, Квохчет курочка: «Ко-ко, не ходите далеко».Приближаясь к кошке, воспитатель говорит: На скамейке у дорожки Улеглась и дремлет кошка… : Кошка глазки открывает И цыпляток догоняет. Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты — «дом», к курице-маме. Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток!» При повторении игры роль кошки поручается другому ребенку.
Петушок, петушок.
Дети вместе с воспитателем ходят на площадке. Воспитатель поет песенку:
петушок, петушок
Золотой гребешок
По двору идёт, курочек зовёт.
Курочек зовё т: «Ко-ко-ко,
Курочки-хохлатки,
Бегите без оглядки.
Петушок вам зёрнышко нашел!»
На слова «бегите без оглядки» дети бегут за воспитателем.
• Потешки про курочек и петушков.
Петушок-петушок,
Расчеши мне гребешок.
Ну, пожалуйста, прошу,
Я кудряшки расчешу.
Петя-Петя-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь!
Баю-баю-баю-бай,
Вместе с Ваней засыпай.
Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошка
Наши уточки с утра:
— Кря-кря-кря!
— Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
— Га-га-га!
— Га-га-га
А индюк среди двора:
— Бал-бал-бал!
— Бал-бал-бал!
Наши гуленьки вверху:
— Грру-грру-у-грру-у!
Наши курочки в окно:
— Ко-ко-ко!
— Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Рано-рано по утру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
Как у наших у ворот
Петух зёрнышки клюёт,
Петух зёрнышки клюёт,
К себе курочек зовё т:
- Вы хохлушечки!
- Вы пеструшечки!
Я нашёл для вас орех,
Разделю орех на всех.
По крупиночке,
По восьминочке.