Ирина Зиновьева
Проект во второй группе раннего возраста «Мы — маленькие волшебники»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Мир детей – это удивительный мир, дети самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. Им интересно абсолютно все: почему идет дождик, почему дует ветер, почему светит солнце. В доступной форме объяснить маленькому ребенку суть природных явлений и закономерностей, рассказать о причинах и следствиях происходящего - задача не из простых. Конечно, можно постараться рассказать или показать, а можно провести эксперимент. Огромную роль в этом направлении играет познавательно - исследовательская деятельность дошкольников. Дети очень любят экспериментировать.
Публикация «Проект во второй группе раннего возраста „Мы — маленькие волшебники“» размещена в разделах
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?» Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют
Дошкольники - прирожденные исследователи. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, рвут бумагу, разбирают игрушки, играют с песком, водой и снегом. Исследовательское поведение для маленького ребенка – главный источник получения представлений о мире. Доказано, что лучше всех усваиваются те знания, которые он приобрёл в практической деятельности. В экспериментальной деятельности существует больше возможностей для самопознания и самоопределения ребенка, для личностного роста и раскрытия его индивидуальности.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста нами выбрано проведение элементарных опытов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Мы, взрослые, должны активно помогать ему в этом.
Паспорт проекта
Вид проекта : информационно-исследовательский, групповой.
Количество участников проекта : дети второй группы раннего возраста «Матрешки», воспитатели, родители.
По времени проведения: долгосрочный (сентябрь 2021 – май 2022).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель проекта :
развивать культурные практики проявления интереса детей младшего дошкольного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Задачи проекта :
1. Развивать интерес детей к миру природы через исследовательскую деятельность.
2. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха, глины, почвы, света, бумаги.
3. Развивать мышление, речь, кругозор, любознательность через знакомство с объектами и явлениями природы.
4. Развивать умение понимать простейшие взаимосвязи в живой и неживой природе, делать простейшие обобщения.
5. Формировать бережное отношение к природе
Условия реализации проекта :
1. Создание интереса у детей к миру природы через исследовательскую деятельность.
2. Участие родителей в реализации проекта;
3. Подбор игр, стихотворений, пословиц, бесед о семье;
Предполагаемый результат проекта :
Дети получат:
• проявление устойчивого познавательного интереса к исследовательской деятельности.
• Формирование представлений:
- о природных явлениях (радуга, дождь, град, иней, ветер, снег);
- о природных материалах (песок, глина, почва)
- о материалах, созданных людьми (бумага, ткань, стекло)
- об условиях жизни и роста растений (условия, необходимые для
жизни – земля, вода, воздух).
• Создание картотеки опытов для младшего дошкольного с объектами и
явлениями природы.
• Оформление фотовыставки «Мы – маленькие волшебники»;
• Пополнение центра экспериментирования (лупы, зеркала, емкости).
Родители - активные и заинтересованные участники проекта, ориентированные на развитие у ребенка потребности к познанию, общению с взрослыми и сверстниками, через совместную проектную деятельность.
Организация деятельности над проектом.
1. Деятельность педагогов.
• Подготовка методических и дидактических материалов, игр.
• Чтение художественной литературы.
• Индивидуальные и групповые беседы.
2. Деятельность детей.
• Участие в беседах, занятиях.
• Самостоятельная художественная деятельность, выставка рисунков.
• Заучивание стихов, пословиц и поговорок о семье.
• Участие в сюжетно-ролевых играх.
3. Деятельность родителей.
• Участие во всех мероприятиях, организуемых в группе.
• Изготовление семейного древа.
• Рассматривание детьми вместе с родителями исторического материала (фотографий) о своих родственниках.
Основные этапы реализации проекта :
• Этап 1 – Подготовительный
• Этап 2 – Основной
• Этап 3 – Заключительный
1 этап: Подготовительный
формулирование проблемы;
определение актуальности, цели и задач;
подбор методической и художественной литературы;
подбор опытов по данному возрасту; подбор оборудования для проведения опытов.
подбор литературы, фотографий, иллюстраций, стихотворений, рассказов, загадок;
создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;
привлечение родителей для оказания разнообразной помощи педагогу.
2 этап: Основной (реализация проекта)
организация предметно-развивающей среды,
проведение опытов, экспериментов в группе и на прогулке,
индивидуальная работа с детьми,
самостоятельная экспериментальная деятельность,
подвижные игры,
чтение художественной литературы,
беседы,
продуктивная деятельность детей.
3 этап: Заключительный
Оформление картотеки опытов.
Оформление фотовыставки «Мы – маленькие волшебники»;
Распределение деятельности по центрам активности
Центр театрализованной деятельности: изготовление персонажей к теневому театру «Сказка о глупом мышонке».
Центр опытно-экспериментальной деятельности: подготовка всех материалов, необходимых для исследовательской деятельности (мыльные пузыри, бумага разных видов, бумажные кораблики, воздушные шарики, ёмкости для воды, соломинки, экран для теневого театра).
Предполагаемые результаты реализации проекта
• проявился устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
• возросли умения осознанно выбирать предметы и материалы для самостоятельной деятельности; проявилась инициатива и творчество в решении поставленных задач, способность к взаимопомощи;
• активизировалась заинтересованность родителей в принятии участия, в реализации проекта. проведена рекомендация для родителей: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»;
• оформлена картотека опытов для практической деятельности;
• организована выставка поделок из бумаги, изготовленных родителями с детьми.
Перечень использованной литературы:
1. А. Дитрих, Г. Юрман «Почемучка».
2. Ван. Клив Дж. «200 экспериментов»
3. Дыбина О. В., и др. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /О. В. Дыбина (отв. ред.).-М. :ТЦ «Сфера», 2001.
4. Л. Л. Сикорук «Физика для малышей».
5. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду. М., 1999.
6. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.
7. Перельман Я. И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.
8. «Проектирование и организация культурных практик в дошкольном детстве»/ авт. М. В Корепанова - доктор пед. наук, профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного образования, декан факультета дошкольного и начального образования Волгоградского государственного социально-педагогического университета.
9. Рыжова Н. Н. А. Рыжова Волшебница- вода. М., Линка- Пресс, 1997г
10. Смирнов Ю. И. Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998
11. Что такое? Кто такой? М., 1996.
Приложения
Технологическая карта проекта
Социально-коммуникативное развитие
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– практики игрового взаимодействия,
– познания мира и самопознания,
– коммуникативные практики Игры: «Узнай, кто позвал?», «Бывает – не бывает».
Д/ упражнение: «Найди и принеси бумажный предмет».
Игровые упражнения: «Преврати круг в солнышко, яблоко, мяч, колесо и т. д.»
Проблемные ситуации:
«Игрушка потерялась в песке, надо её найти, копая совком и не рассыпая песок» «Как и почему вода льётся?»
Беседа – упражнение «Вкус и свойства пищи».
Д/и «Догони свою тень»
Познавательное развитие
Культурные практики
Виды Содержание
– Интеграция к. п. :
– познания мира и самопознания,
– свободные практики детской деятельности,
– коммуникативные практики,
– идентификации и взаимодействия ребёнка с окружающим социумом. Опытно-экспериментальная деятельность:
«Надувание мыльных пузырей», «Морской бой», «Запираем воздух в шарик», «Движение воздуха», «Снег и лёд – вода, изменившая своё состояние под воздействием температуры», «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода», «Пар тоже вода», «Вода без формы», «Вода бывает холодной, теплой, горячей», «Как убедиться, что вода прозрачная» «Бумага и вода», «Сравнение бумаги», «Может ли бумага быть опасной» «Лёгкий – тяжёлый» Игры с воздушным шариком и соломинкой.
Игры-экспериментирования:
«Умный нос», «Язычок-помощник»
Игра-опыт «Цветные льдинки»
Игра – опыт со снежинками
Исследование:
«Что в коробке?», «Что в пакете?» «Прокати шарик» Эксперимент «Послушный ветерок»
Речевое развитие
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– коммуникативные практики,
– познания мира и самопознания Беседы:
«Волшебный воздух» «Что ты знаешь о себе» «Зачем нужна вода?» «Что бывает из бумаги» «О значении света»
Чтение:
стихотворение «Воздух» Пермяк Е. «Про нос и язык». Бойко Т. «Солнышко» Сказка «В гостях у солнышка» Козлов С. «Солнечный зайчик и медвежонок» К. Ушинский «Солнце и радуга»
Эвристические беседы:
«На что похожа ложка, тарелка, кусочек хлеба, салфетка?» «В какой пище есть вода?»
Художественно-эстетическое развитие
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– познания мира и – самопознания,
– свободные практики детской деятельности Теневой театр
«Сказка о глупом мышонке» «Раскрасим радугу» «Волшебная кисточка» «Обведём ладошку и украсим её».
Конструирование. Тема: ««Будка для собачки» (из бумаги).
Продуктивная деятельность. «Белый медведь» (из ладошки).
Лепка «Воздушный шарик».
Физическое развитие
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– здорового образа жизни,
– практики игрового взаимодействия Пальчиковая гимнастика «Умелые руки», «Собачка и кошка».
Подвижные игры:
«Совушка,«Пузырь»,«Самолёты», «Мы – капельки!», «Беги туда, куда дует ветерок» Дыхательная гимнастика «Ветер», «Подуй на цветок», «Прогони шмеля»
Гимнастика для глаз «Капля раз, капля два.».
Игры с бумажными самолётиками, султанчиками и вертушками.
Физкультминутка «Радуга-дуга».
Игра м/ п: «Холодно-жарко».
Взаимодействие с родителями
Культурные практики
Виды Содержание
Интеграция к. п. :
– познания мира и самопознания,
– коммуникативные практики Ознакомление родителей с целью проекта и видами совместной деятельности для его успешной реализации.
Организация совместной с детьми деятельность в домашних условиях:
проводят дома с детьми простые опыты. изготавливают поделки из бумаги.
Организация беседы с родителями «Что нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».
Рекомендовать родителям ознакомиться с методическим материалом: «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника».
Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования новой познавательной литературой.
План реализации проектной деятельности
Сентябрь
1. Презентация «Ходит капелька по кругу».
- Дать детям элементарные знания о круговороте воды в: природе
2. Опыт: «Надувание мыльных пузырей».
- Формировать знания о том, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
3. Опыт: «Как вытолкнуть воду?».
- Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы
4. Опыт: «Свойства воды».
- Формировать представления о физических свойствах воды (прозрачная, без запаха, без вкуса).
Октябрь
1. Опыт: «Твёрдая вода».
- Определить, посредством эксперимента, может ли вода иметь твёрдое состояние
2. Опыт: «Какие предметы могут плавать».
- Закрепить знания о свойствах воды: льётся, можно процедить через сачок. Почему некоторые предметы могут утонуть, а некоторые остаются на поверхности воды.
3. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».
-Исследовать поверхность природного материала методом отпечатков
4. Опыт: «Сила магнита».
- Познакомить детей с действием магнита
Ноябрь
1. Опыт: «Каждому камню свой дом».
- Классификация камней по природным особенностям.
2. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».
Установить, какие материалы имеют природное происхождение
3. Опыт: «Бумага и вода».
- Продолжать формировать знания о свойствах бумаги (какая бумага может быстрее размокать в воде).
4. Опыт: «Бумага».
- Закреплять знания о свойствах бумаги.
Декабрь
1. Опыт: «О значении света».
- Познакомить со значением света и его источниками (солнце, фонарик, свеча).
2. Опыт: «Тонет – не тонет».
- Показать, что от веса предмета зависит, какие предметы утонут, а какие всплывут. Объяснить, что вода выталкивает более легкие предметы.
3. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».
- Выяснить состав песка, используя лупу.
4. Опыт: «Почему тает снежинка».
- Показать на примере опыта, как снежинка превращается в воду.
Январь
1. Опыт: «Снег».
- Показать на примере опыта, как сделать искусственный снег в домашних условиях.
2. Опыт: «Иней».
- Показать детям, как можно сделать иней, если на улице не идёт снег
3. Опыт: «Радуга».
- Показать детям, как можно сделать радугу в комнате.
Февраль
1. Опыт: «Естественная лупа».
- Показать детям, как можно сделать лупу в естественных условиях (комната).
2. Опыт: «Исследование свойств почвы».
- Узнать состав почвы, используя лупу.
3. Опыт: «Исследование свойств почвы».
-Сравнить, как примятая и разрыхлённая почва взаимодействует с водой.
4. Опыт: «Времена года».
- Продолжать выявлять свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.
Март
1. Опыт: «Исследование свойств почвы».
- Узнать состав почвы
2. Опыт: «Исследование свойств почвы».
- Сравнить глинистую и песчаную почву.
3. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».
- Исследовать взаимодействие природных материалов с водой
4. Опыт: «Исследование свойств природных материалов».
- Исследовать взаимодействие песка и глины с водой.
Апрель
1. Опыт: «Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить»
- Познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
2. Опыт: «Что за прелесть эта деревяшка"
- познакомить детей со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением.
3. Опыт: «Волшебные горошины»
- Познакомить, посредством эксперимента, с силой движения воздуха.
4. Опыт: «Живая и неживая природа»
- Закрепить признаки живой и неживой природы.
Май
1. Опыт: «Фасоль и камушек – кто вы?
- Выявить признаки живой и неживой природы, посредством эксперимента.
2. Опыт: «Дыхание»
-Проверить посредством эксперимента дышат ли фасоль и камушек.
3. Опыт: «Тёплый воздух вверху, холодный внизу»
- Определить, посредством эксперимента, где находится тёплый и холодный воздух.
4. Опыт: «Надувающиеся воздушные шары».
- Показать на примере опыта, как воздушные шары могут надуваться сами.