Светлана Салахова
Экологический проект «Во саду ли, в огороде» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Во саду, ли в огороде…»
(экологический проект)
Тип проекта : познавательно - исследовательский, групповой.
Продолжительность: долгосрочный (май - сентябрь).
Участники проекта : воспитатели, дети подготовительной к школе группы, родители.
Аннотация проекта.
Публикация «Экологический проект „Во саду ли, в огороде“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Данный проект направлен на обогащение жизненного опыта детей, на становление первоначальных основ экологической культуры : накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В ходе проекта дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства, видимые составные части предметов и объектов; и кроме того получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
Актуальность:
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу – задача и долг родителей и педагогов. Сделать это необходимо, как можно раньше, уже с первых шагов ребенка по родной земле.
Метод проекта помогает выйти на взаимодействие с родителями. Совместное сотрудничество помогает формировать бережное отношение детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют и о которых им рассказывают взрослые.
И одними из них являются сад и огород, которые имеются и у семей наших воспитанников.
Чтобы удовлетворить детскую любознательность, познавательную активность, помочь самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы возникла идея данного проекта.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос: А есть ли большой мир в маленьком семечке?
Проблемные вопросы:
• Для чего мы посадили овощи на огороде?
• Почему нужно поливать растения на огороде?
• Как нам помогает солнышко выращивать овощи?
• Как ты думаешь, зачем на огород прилетают насекомые?
Учебные вопросы:
• Какие овощи ты знаешь?
• Какого цвета огурец?
• Какой помидор по форме, а морковь?
• Какой по вкусу горошек? А лук?
• Зачем нужна лейка? Грабли? Лопата?
• Что такое огород?
• Что такое грядка?
• Что мы делали сегодня на огороде?
• Что помогало нам выращивать овощи?
• Что мы вырастили на нашем огороде?
• Какие овощи спрятались в земле?
• Кто прилетал на наш огород?
• Кто охранял наш огород от вороны?
• Как пахнет морковь, петрушка?
• Из чего мы делаем салат? Из чего мы варим суп?
Проектная идея : на созданной территории огорода детского сада получить урожай, выращенный самими воспитанниками.
При разработке проекта учтены следующие принципы:
Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
Принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.) которые взаимодействуют и обогащают друг друга.
Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрос-лого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия.
Принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать раз-личные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду.
Принцип деятельностный подход.
Гипотеза: реализация проекта позволит повысить уровень познавательного интереса дошкольников, расширит их кругозор, привьет навыки труда в природе.
Цель:
Удовлетворение познавательного интереса дошкольников к исследователь-ской деятельности в процессе выращивания растений.
Задачи:
1. Расширять представления воспитанников о деятельности, проводимой на
огороде.
2. Закреплять знания об особенностях строения и условиях роста овощных
культур.
3. Вызвать желание активно участвовать в трудовой деятельности по выращи-
ванию растений.
4. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятель-
ность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат:
1. У дошкольников сформировано представление о деятельности людей, про-
водимой на огороде.
2. Появились знания о строении овощных растений и условиях их роста.
3. Сформировалось бережное отношение к природе.
4. Повысилась заинтересованность родителей к совместной проектной
деятельности.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Деятельность
педагога Деятельность
детей Взаимодействие
с семьей
Формулировка пробле-мы.
Формулировка цели и задач.
Подбор и изучение ме-тодической литературы.
Подбор художественной литературы.
Выявление уровня зна-ний детей о процессе по-садки и выращивания овощных культур.
Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.
Проведение бесед об овощных культурах, особенностях их выра-щивания
Составление перспек-тивного плана меро-приятий.
Знакомство родителей с темой и планом работы. Выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.
Подготовка участка к посадкам (субботник на огороде)
Проведение родитель-ского собрания «Уча-стие в проекте «Во саду ли, в огороде».
Предложить родителям конкурс по созданию проекта.
Для внедрения проекта проводится сбор мате-риала и посадочных культур.
Подготовка участка к посадкам (привоз земли, перекопка грядок).
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП
Деятельность
педагога Деятельность
детей Взаимодействие
с семьёй
Подбор методической и художественной литера-туры: поговорки, стихи, сказки, загадки об ово-щах и т. д.
Подбор материала и оборудования для опытно - экспериментальной деятельности
Создание «Огород на окне»
Организация выставок, конкурсов: выставка детских рисунков «От семечки к ростку» кон-курс «Угадай название овоща» и др.
Оформление рекоменда-ций для родителей по организации наблюде-ний за растениями. Изготовление указате-лей с названиями рас-тений.
Изготовление чучела хозяйка огорода.
Опыты в лаборатории для растений
Создание альбома «Дневник наблюдений»
Посадка овощных культур с соблюдением сроков и погодных условий.
Уход за растениями. Наблюдение за их рос-том и развитием, за формированием и со-зреванием плодов. Участие в эстетическом оформлении «огорода».
Подбор информации для детей «Это интересно».
Чтение сказок, стихов про овощи.
Просмотр мультфиль-мов по теме проекта.
Придумывание и иллю-стрирование сказки со-вместно с детьми.
Совместная деятельность воспитателя и детей.
Вид деятельности Мероприятия
Коммуникативная 1. Беседы: «В мире растений», «Все начинается с семеч-ка», «Посев семян», «Первые всходы», «Значение ово-щей в жизни человека», Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений», «Что нам осень принесла», «Растения сада и огорода».
2. Индивидуальные беседы на темы из личного опыта: «Что растет у нас на огороде», «Что сначала, что потом».
3. Презентации о том, как выращивают овощи на огороде.
3. Беседы и наблюдение: «Какой вырос у нас урожай»
4. Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок.
5. Сочинение стихотворений, сказок об овощах.
6. Составление рассказов об овощах и фруктах по схеме-модели.
7. Рассматривание иллюстраций, картинок, альбомов по теме.
8. Составление рассказа «Лето на даче», «Как я помогаю на огороде», разучивание пословиц, поговорок о труде их драматизация.
Игровая
Дидактические игры: «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть?», «Вершки и корешки», «Посади и собери урожай», «Овощи в погреб», «Что нужно для компота и борща», «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус», «Найди, о чем расскажу», «Опиши, мы отгадаем», «Что сначала, что потом», «Собери урожай», «Придумай другое слово», «Овощи – Фрукты», «Сад - огород».
Сюжетно-ролевая игра «На даче», «Магазин»
Подвижные игры
Художественная литература Э. Успенского «Огород»
Е. Стеквашов «Дождик»
Э. Островская «Картошка»
У. Раш «Наш сад»
А. Прокофьев «Огород»
Я. Тайц «Послушный дождик»
Ю. Тувим «Овощи»
У. Рашид «Наш сад»
А. Максакова «Посадила в огороде»
Русские народные сказки «Репка», «Вершки и корешки»
Белорусская сказка «Пых»
Д. Родари «Приключения Чиполлино», «Большая мор-ковка».
Н. Носов «Огурцы», В. Коркин «Что растет на грядке».
Пословицы и поговорки о семени:
- До поры до времени не сеют семени.
- Пришло время сева, не глазей ни вправо, ни влево.
- Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.
- Сей в срок – будет прок!
- Хорошо зерно в землю спать уложишь – хорошо и разбудишь, сыт будешь.
- Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
Познавательно-исследовательская
Опытно-экспериментальная деятельность:
Посадка лука, овощных культур, цветов.
Рассматривание овощных семян через лупу (укропа, салата, помидор, моркови, свеклы, репы и др.)
«Строение растений» «Размножение, рост, развитие растений» «Условия, необходимые для жизни растений» :
Земля ( выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цве-та, сыпется и т. д.).
Вода и растения (выявить насколько вода необходима для роста растений).
Солнце и растения (определить роль солнца в жизни растений).
Человек и растения (выявить насколько растения нуждаются в уходе человека).
Музыкальная
Слушание и разучивание песенок об овощах, разучива-ние частушек.
Игры-драматизации: «Репка», «Огород», «Хозяйка с базара пришла», «Федорин огород».
Продуктивная Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла», «Наш лучок», «Осенний натюрморт», «Ожившая сказка».
Лепка «Что нам осень подарила».
Конструирование из бумаги «Корзинка для овощей и
фруктов», «Заборчик для нашего огорода», Лего –
«Пугало для огорода».
Аппликация «Овощи на тарелке».
Пластилинография «Дары осени на витрине».
Обведение и штриховка трафаретов по теме «Овощи, фрукты».
Трудовая
1. Посев семян. 2. Уход за рассадой в «Огороде на окне». 3. Посадка овощных культур, уход за растениями.
4. Высадка рассады.
5. Прополка сорняков.
6. Рыхление почвы, полив.
7. Cбор урожая на огороде.
8. Наблюдение за трудом взрослых на огороде (в саду).
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
При реализации проекта «Во саду ли, в огороде» были получены сле-дующие результаты:
1. У дошкольников закрепились знания о трудовой деятельности людей по
выращиванию овощных культур.
2. Воспитанники научились ухаживать за растениями и познакомились с
процессом выращивания овощей.
3. У детей появились знания о пользе овощей и необходимости их выращи-
вания.
4. У детей появилось желание трудиться, они стали более уважительно отно-
ситься к труду овощеводов.
5. Родители стали активными участниками проекта.
6. У детей сложилось более осознанное отношение и любовь к природе.
Продукт проектной деятельности :
1 Сбор урожая на огороде.
2. Выставка совместного творчества родителей и детей «Овощная фантазия».
3. Изготовление лэпбука «Овощи», «Насекомые» совместно с родителями.
4. Сборник «Овощных сказок на новый лад».
5. Фотогалерея «Маленькие огородники».
6. Итоговое мероприятие «Осенняя ярмарка».
7. Подготовка презентации проекта совместно с детьми «Во саду ли, в огороде…»