Елена Фоминых
Образовательный проект «Во саду ли, в огороде»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект «Во саду ли, в огороде…»
Воспитатель: Фоминых Елена Витальевна
Актуальность темы заключается в том, что дети, живущие в городе, имеют недостаточные представления о садово-огородных растениях, об условиях их произрастания, о тех трудовых операциях, которые необходимо осуществить, чтобы вырастить урожай. Из бесед с детьми группы сформировался круг вопросов, которые их интересуют: как из семени вырастает растение; что необходимо, чтобы вырастить овощи; как называется садово — огородный инвентарь.
Темочки:
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Полученные сведения обозначили проблему. Это подтвердило и диагностическое обследование: 30 % детей затрудняются назвать все овощные культуры; 65% детей затрудняются назвать характерные признаки овощных культур; 20% семей не имеют своей дачи и огорода; 35% детей никогда не видели процесса выращивания овощей; 40% детей не знают, что необходимо, чтобы вырастить урожай.
По причине недостатка знаний и словарного запаса по данной теме дети испытывают сложности в рассказывании о садовых и огородных растениях. Возникшую проблему я наметила решить через реализацию образовательного проекта.
Мною была выдвинула гипотеза: Вовлечение детей и проектную деятельность по изучению садово-огородных растений и расширению представлений о их выращивании, позволит сформировать представления о растительном мире, будет способствовать развитию их познавательных интересов, коммуникативных навыков и переносу полученных знаний и другие виды детской деятельности.
Цель проекта: формирование представлений о растительном мире на примере произрастания садово-огородных растений в ходе реализации проекта «Во саду ли, в огороде…»
Для решения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:1. Расширять и систематизировать знания детей о садовых и овощных культурах;
2. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Во саду ли, в огороде…»;
3. Формировать практические действия по уходу за растениями огорода детского сада;
4. Развивать у детей наблюдательность, формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между способом ухода и развитием растений;
5. Воспитывать бережное отношение к живой природе.
Реализация проекта осуществлялась через интеграцию образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое и художественно – эстетическое развитие.
Тип проекта: творческий.
Планируя работу по принципу триединства, были определены участники проекта — это дети, воспитатели и родители.
По продолжительности проект являлся долгосрочным, реализация всех трех этапов проекта составила 6 месяцев.
При реализации проекта, предполагала получить следующие результаты:
1. У детей будет сформировано целостное восприятие о садовых и огородных растениях.
2. У детей будут сформированы необходимые умения по уходу за растениями огорода (посадка, полив, прополка, сбор урожая).
3. Дети смогут отражать в своей речи полученные, в процессе наблюдений, впечатления.
4. Предметная среда группы обогатится новыми дидактическими играми и пособиями.
5. Родители станут активными участниками образовательного процесса.
Перед началом работы мною были продуманы риски и пути их преодоления:
Риски
Низкая заинтересованность родителей в участии по реализации проекта.
Пути преодоления
Через беседы, консультации, родительское собрание - познакомить родителей с целью и задачами проекта.
Реализация проекта предполагалась в три этапа:
Первый этап - подготовительный
Второй этап — практический
Третий этап — обобщающий
Подготовительный этап включал разработку комплексно тематического планирования по выбранной теме, включавшего организацию непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей и взаимодействие с семьями воспитанников.
Важным фактором в реализации проекта является развивающая среда. При активном участии родителей, совместно с детьми была создана предметно — развивающая среда группы, которая позволила детям чувствовать себя непринужденно и естественно. В группе появился «мини - огород» на подоконнике, были изготовлены фотоальбомы «Наблюдения за растениями», подобран иллюстративный материал по теме.
При взаимодействии с родителями были изготовлены дидактические игры и пособия. Работа, проделанная по созданию предметно — развивающей среды, позволила создать атмосферу, стимулирующую общение, независимость и самостоятельность детей в их проявлениях.
Работа в ходе практического этапа была предусмотрена организация образовательного процесса с учетом интеграции образовательных областей. В рамках тематической недели «Овощи — фрукты» были проведены интегрированные НОД, такие как «Витамины с грядки» в котором интегрировалось содержание образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», применялись элементы арттерапии.
Коммуникативная деятельность детей включала в себя развивающие образовательные ситуации с использованием соответствующих дидактических игр, наглядного материала. При составлении детьми рассказов об овощах и работе на огороде, применялся метод моделирования с опорой на мнемотаблицы.
Содержание проекта реализовывалось и в игровой деятельности, детям были предложены новые игры: «Угадай по описанию», «Скажи ласково», «Какую пользу приношу?», «Вершки и корешки».
Ежедневно в летний период были организованы наблюдения детей за ростом растений, за их состоянием в разное время дня, при разных погодных условиях. Большое внимание уделяли формированию простейших трудовых навыков по уходу за растениями огорода: посадка, полив, прополка, рыхление, сбор урожая.
Активными участниками проекта были родители, они не только помогли в организации предметной среды, но и активно откликнулись на предложение создать детские портфолио «Я огородник».
На третьем этапе реализации проекта, для детей было проведено итоговое развлечение «Осенины», организованное совместно с музыкальным руководителем. Диагностика реализации содержания проекта показала:
• 95% сформированность на данном возрастном этапе представлений о садовых и огородных растениях,
• 95% детей называют все овощные культуры их характерные признаки,
• 90% детей ориентируются в процессе выращивания овощей.
• 85% детей сформированы представления об условиях роста растений.
В результате целенаправленной работы удалось сформировать познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности, повысить уровень коммуникативных навыков, способствовать использованию ранее полученных знаний в других видах детской деятельности.
Список литературы:
1. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений, Н. Е. Веракса, АЛ. Веракса - М. :Мозаика—Синтез, 2008.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ, Л. С. Киселева, ТА. Данилова, Т. СЛагода, МБ. Зуйкова - М. :АРКТИ, 2005.
3. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 3-е изд., испр. и доп., ОА. Соломенникова -М. :МОЗАИКА-СИНТЕ3^009.
4. Экологические проекты в детском саду, 0-М. Маеленникова, А. А. Филиппенко- Волгоград :УчительД011.
5. Юный эколог. Система работы во второй младшей группе детского сада. Для работы с детьми 3-4 лет. * С. Н. Николаева - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗДОЮ.