Елена Вернер
Проект «Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования»
▼ Скачать + Заказать документы
Новизна и педагогическая целесообразность проекта. Проблема, актуальность.
Проблемой является отсутствие опыта, программы, обеспечивающей формирование у детей дошкольного возраста конструкторских навыков (мышления) и пропедевтической работы в области программирования.
Актуальность проекта заключается в следующем:
-Современное общество испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость конструктивного мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (далее ФГОС ДО).
Публикация «Проект „Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс как условие повышения качества образования“» размещена в разделах
Эта технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее - ФГОС ДОО, потому что:
- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей.
(«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»)
- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, развивать кругозор, у дошкольников начиная с младшего возраста и основы инженерного мышления и навыки начального программирования;
- формирует предпосылки умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности у дошкольников способность ориентироваться в окружающем мире, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.
- проект отвечает требованиям направления муниципальной и региональной политики в сфере образования - развитие основ научно-технического творчества детей в условиях модернизации образования.
Проект разработан с опорой на общие педагогические принципы:
• актуальности
• системности
• последовательности
• преемственности
• индивидуальности
• конкретности (возраста детей, их интеллектуальных возможностей)
• направленности (выделение главного, существенного в образовательной работе)
• доступности
• результативности
Новизна проекта в научно-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества у дошкольников, развиваются такие когнитивные способности, как трёхмерное и комбинаторное мышление, оперативное и логическое, а также улучшается память и концентрация.
Цель и задачи проекта
Цель создание условий для повышения качества образовательной деятельности средствами внедрения в образовательный процесс дошкольной организации инновационных средств обучения.
Задачи проекта :
1. Оснастить МБДОУ ЦРР № 28 «Огонек» инновационными средствами обучения : программируемые мини – роботы «Bee-Bot», конструктор «Cuboro», простейшие роботы «Лего конструирование», программируемый «Робомышь», Робототехнический набор «Matatalab».
2. Внедрить инновационные технические средства в процесс воспитания и обучение детей дошкольного возраста.
3. Повышать компетентность педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах использования в образовательном процессе инновационных технических средств обучения с детьми дошкольного возраста.
4. Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков детей дошкольного возраста.
5. Разработать парциальные программы по работе с инновационными средствами обучения детей дошкольного возраста.
Кадровое обеспечение проекта :
В образовательном учреждении работает :
Заведующий – 1
Старший воспитатель – 1
Методист - 1
Учитель-логопед – 1
Учитель – дефектолог – 1
Педагог - психолог – 1
Музыкальный руководитель – 2
Инструктор по физической культуре – 2
Воспитатели – 27
В реализации проекта инновационной площадки примут участие 14 педагогов, из них:
5 педагогов с высшей квалификационной категорией
7 педагогов с первой квалификационной категорией
Старший воспитатель с высшей квалификационной категорией
Педагог- психолог с высшей квалификационной категорией
Материально-техническое обеспечение :
-1 комплект программно-аппаратного комплекса мини роботов Вее- Воt,
-9 конструкторов «Куборо»,
-3 конструктора LEGO education,
-9 конструкторов LEGO DUPLO,
-1 конструктор LEGO DUPLO (STEAM Park,
-1 робо-мышь,
-1 программно-аппаратный комплекс MATATALAB,
- 4 универсальных игровых поля.
Механизмы реализации проекта. Этапы и сроки реализации проекта.
Механизмы реализации проекта
I этап - подготовительный
II этап - практический
III этап – итоговый
Реализация проекта по внедрению инновационных технических средств обучения в образовательный процесс ДО рассчитана на два года и 4 месяца:
с 1сентября 2017 г. по 31 мая 2020года.
И включает в себя несколько этапов: Организационно-подготовительный, основной и аналитический.
На I этапе реализации проекта (организационно-подготовительном) :
изучить имеющийся опыт по данной проблеме;
разработать диагностический инструментарий оценки эффективности реализации данного проекта, позволяющий выявить исходный уровень изучаемых показателей;
разработать диагностический инструментарий для определения профессиональной компетенции педагогов и составить план – график работы в данном направлении;
разработать проекты парциальных Программ по работе с инновационными средствами с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
создать творческую группу из педагогов, прошедших курсы по повышению квалификации и готовых работать с инновационными техническими средствами обучения;
познакомить педагогический коллектив с основными направлениями деятельности;
разработать план работы с родителями по внедрению инновационной деятельности в образовательный процесс с использованием различных форм.
Творческая группа занимается выявлением методических условий работы с инновационными техническими средствами обучения, созданием картотеки игр, пособий, обучением и курированием других педагогов работающих в данном направлении. Педагоги разрабатывают план – график повышения компетенции родителей по внедрению инновационных средств обучения в обучающий процесс, который включает в себя такие формы работы, как:
1. Информационные
2. Аналитические
3. Познавательные
4. Досуговые
На II этапе (основной) предполагается использование инновационных технических средств обучения в совместной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и реализация (апробация) парциальных Программ:
Парциальная Программа «Алгоритмика с «Умной пчелой»» (для детей среднего дошкольного возраста);
Парциальная Программа для детей старшего дошкольного возраста «Будущий инженер» (Создание условий для формирования конструктивного мышления через инновационные средства – конструктор «Куборо»);
Парциальная Программа для детей старшего дошкольного возраста «Роботоленд» (Создание условий для формирования конструктивного мышления через инновационные средства – простейшие роботы).
Педагогический коллектив создает условия для развития интереса к инновационным техническим средствам через конкурсы, турниры, соревнования, проектную деятельность, а так же включение их в традиционные мероприятия и праздники.
Продолжается работа по оснащению ППРС групп различными средствами методического сопровождения образовательного процесса по внедрению инновационных средств : разработка занятий, создание картотеки игр, подготовка наглядного материала, составление тематического планирования на следующий учебный год по направлению деятельности и т. д.
Продолжается работа по повышению компетенции педагогов, они участвуют в различных открытых мероприятиях (различного уровня) для представления своего педагогического опыта инновационной деятельности, а так же активно посещают различные конференции, методические объединения по теме проекта, публикуют свои материалы в различных изданиях (в том числе электронных). На основном этапе предусмотрен промежуточный мониторинг для выявления отклонений от ожидаемого результата с целью своевременной коррекции проектной деятельности.
На втором этапе реализации проекта реализуется план – график работы с родителями (законными представителями) по внедрению инновационных средств обучения в образовательный процесс через различные формы работы.
На III этапе реализации проекта (аналитический, планируется провести итоговый мониторинг, всех участников образовательного процесса, с целью выявления уровня эффективности внедрения инновационных технических средств в образовательный процесс ДОО. Результатом данного этапа предполагается составление отчета о реализации проекта в целом и создание методических рекомендаций по работе с обучающими техническими средствами в работе с детьми дошкольного возраста.
Проведение конференции для педагогов и родителей по вопросам введения инновационной деятельности в образовательный процесс ДОО.
Выпуск печатной продукции (парциальные Программы, картотека игр, карточки – схемы, методически рекомендации по работе с инновационными техническими средствами, статьи, тезисы, методические разработки, доклады) для распространения педагогического опыта по теме проекта.
Ожидаемые эффекты реализации проекта
Повысилось качество образовательной деятельности :
Увеличится количество педагогов, имеющих опыт использования инновационных средств в образовательной деятельности.
Увеличится количество педагогов, использующих в своей работе образовательные программы по инновационному направлению.
Увеличится количество воспитанников, с которыми проводится образовательная деятельность по формированию конструктивного мышления и элементарного программирования дошкольников инновационными средствами (би-боты, конструктор куборо, простейшие роботы).
Повышение у детей познавательного интереса к продуктивной деятельности и развитие конструкторских навыков.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Дети проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями.
Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать.
Увеличение количества родителей воспитанников удовлетворённых качеством образовательной деятельности.
Обогатится ППРС: инновационные средства, методическими материалами (разработка занятий, наглядный материал, игровые поля).
Повысится уровень компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста инновационными средствами обучения.
В ходе реализации проекта будут созданы следующие продукты:
1. Парциальная программа «Алгоритмика с «Умной пчелой»
2. Парциальная программа «Роболенд».
3. Парциальная программа «Будущий инженер»
4. Модель внедрения инновационных средств обучения в
образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
5. Кейс практических и методических наработок, конспектов занятий к программам.
6. Предметно пространственная развивающая среда.
7. Карты педагогического наблюдения за достижениями ребёнка.
8. Анкеты для родителей.
9. Анкеты для педагогов.
10. Карты педагогического наблюдения за достижениями дошкольников.
11. Участие в региональных, федеральных мероприятиях и конкурсах; публикации методических статей на сайтах педагогических сообществ и журналах.
12. Выпуск печатной продукции по теме проекта.
13. Трансляция педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровнях.