Резеда Кулуева
Проект «Весёлые кармашки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-творческий проект
по формированию элементарных математических представлений
Тема: «Веселые кармашки»
Автор проекта :
Воспитатель
МАДОУ № 274
Кулуева Р. С.
Познавательно-творческий проект по формированию элементарных
математических представлений средней группы
Тема: «Веселые кармашки»
Публикация «Проект „Весёлые кармашки“ в средней группе» размещена в разделах
Актуальность. На всех этапах развития дошкольников проблема математического развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашего проекта считается актуальной и необходимой, т. к. математическое развитие младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности. Формирование математического развития один из важнейших разделов программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети могут в любом виде продуктивной деятельности – рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В связи с этим возникла проблема: как обеспечить ознакомление детей с основными математическими объектами. С этой целью и был написан проект, участвуя в котором дети не только знакомятся с геометрическими фигурами, цифрами, пространственными понятиями, но и развивают свои творческие способности.
Цель проекта. Создание развивающей среды, в которой дети смогут получить большое разнообразие сенсорных впечатлений для развития математических и творческих способностей детей в процессе реализации проекта «Веселые кармашки».
Задачи:
Содействовать становлению познавательного интереса у детей способствовать развитию у детей правильных сенсорных эталонов, всех органов чувств и восприятия
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»
Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике, овале, трапеции, прямоугольнике, а также шаре, кубе; учить различать геометрические фигуры с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов.
Совершенствовать умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг к другу.
Учить считать до 5 и обратно (на основе наглядности, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку;
Развивать умения определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении, определять положение предметов относительно себя.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, образное мышление, формировать коммуникативные навыки.
Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.
Побуждать взрослых включаться в совместную деятельность с детьми.
Ожидаемые результаты:
Дети успешно:
освоят геометрические фигуры, цветовые различия, пространственные понятия, счет до 5;
научатся сравнивать и выделять между фигурами сходство и отличие;
обогатят словарь математическими терминами;
научатся использовать полученные знания в практической деятельности (при создании наглядных образов, в конструктивной деятельности);
Родители:
смогут овладеть необходимыми приемами работы с детьми, которые позволят им решать вопросы развития у детей пространственного мышления и воображения ребенка, для его способности видеть мир в целостных образах.
Вид проекта : краткосрочный, творческий, групповой.
Срок реализации проекта : краткосрочный, 1 месяц (09.01.2019 г. -08.02.2019 г.);
Участники проекта : дети средней группы, родители воспитанников средней группы, педагоги.
Возраст детей: 4-5 лет.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Продукты проектной деятельности для детей:
-коллективная работа: Книжки-самоделки о геометрических фигурах.
-оформление лэпбука: «Веселые кармашки»
-выставка работ семейного творчества: «Забавные фигуры».
Для воспитателей:
- конспект ООД на тему «Веселые кармашки»;
-картотека дидактических игр «ФЭМП»;
Для родителей:
-консультация на тему «Развитие математических способностей у дошкольников»
-буклет на тему «Весёлая математика дома»
Этапы проекта :
1 этап - подготовительный:
-выбор темы, постановка целей и задач;
-разработка проекта на тему «Веселые кармашки».
-подбор дидактических игр, игр на мелкую и крупную моторику для детей на закрепление полученных образов, сенсорных эталонов, ощущений.
-подбор дидактических игр, материалов для бесед, иллюстративного материала для работы с детьми, методических рекомендаций для родителей;
- привлечение внимания родителей к проекту.
-изучение познавательной и методической литературы;
-информация интернет – ресурсов;
-подбор и изготовление оборудования для игровой деятельности.
-создание условий для реализации проекта;
-взаимодействие с семьёй. Совместное обсуждение по выполнению проекта.
2 этап - основной:
-беседы с детьми о геометрических фигурах, цвете, счете, пространственных понятиях;
-чтение художественной литературы: сказки: «Колобок», «Три медведя», «Три поросёнка», рассказ Сутеева В. Г. «Три котенка».
-отгадывание загадок (счет, цвет, форма);
-целевая прогулка вокруг детского сада на тему «На что похожи»;
-рассматривание иллюстраций «На что похожи геометрические фигуры»;
-разучивание пальчиковых игр;
-разучивание гимнастики для глаз «Часы»;
-дидактические игры: «Найди свой домик», «Помоги домашним животным», «Найди пару», «Собери узор по образцу», «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Волшебная корзинка», «Мастер игрушек», «Обведи по точкам», блоки Дьенеша, палочки Кюзинера.
-работа с родителями.
Работа с родителями:
-консультации для родителей «Развитие математических способностей у дошкольников»
- индивидуальные рекомендации «Весёлая математика дома»;
-оформление выставки семейного творчества «Забавные фигуры»
-привлечение родителей к созданию лэпбука «Занимательная математика»
3 этап - заключительный:
-презентация опыта для сотрудников детского сада;
-оформление проектной деятельности;
-подведение итогов и выводов по теме проектной деятельности;
-оформление альбомов;
-выставка творческих работ детей.
Формы и методы работы:
Методы:
наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ способа действий, показ образца;
словесный: вопросы, побуждающие к мыслительной деятельности, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка (поощрение, порицание, одобрение; похвала, разъяснение.
наглядно – практический: игровые действия, внезапное появление объектов, выполнение воспитателем игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, создание игровой ситуации, упражнение, тренировка, моделирование.
Приё мы:
практические: изготовление альбомов; дидактических игр;
наглядные: рассматривание альбомов, книг и иллюстраций об основных математических понятиях, целевая прогулка.
словесные: беседы-диалоги, стихов, чтение художественной литературы;
здоровьесберегающие: динамические паузы, гимнастика для глаз, подвижные игры.
План проектной деятельности
по формированию элементарных математических представлений
для детей средней группы
Тема: «Веселые кармашки»
№ п/п Задачи С детьми С родителями Сроки
1 Изучение внутренней среды 1. Диагностика математических способностей детей
2. Беседы на тему «Любишь ли ты математику?», «Какие игры тебе нравятся»
1. Родительское собрание «Роль игр с математическим содержанием в развитии детей средней группы».
2. Анкетирование родителей январь
2 1. Учить узнавать предметы по характерным признакам
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве и во времени 1. Д/и «Волшебный мешочек»
2. Д/и «Узнай по описанию»
1. Д/и «Встань там, где я скажу»
2. Д/и «Когда это бывает?» Оформление папки- передвижки «Веселые кармашки»,
лэпбука «Занимательная математика». январь
3 1. Упражнять в счете в прямом и обратном порядке
2. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени
1. Д/и «Живые цифры»
2. Д/и «Наоборот»
1. Д/и «Пройди к флажку»
2. Д/и «Найди куклу»
Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий январь
4 1. Продолжать развивать способность концентрировать внимание
2. Развивать логическое мышление
1. Д/и «Чего не стало?»
2. Д/и «Что где находится?»
3. Д/и «Отгадай, где это?»
1. Д/и «Сложи узор»
2. Игры с палочками Х. Кюизенера
3. «Головоломка Пифагора» Продолжать пополнять развивающую среду. январь
5 1. Закрепление знаний о геометрических фигурах
2. Продолжать развивать логическое мышление
1. Коллективная работа «Геометрия вокруг»
2. Д/и «Бусы»
1. Д/и «Исправь ошибку»
2. Развивающая игра «Сложи квадрат» Продолжать оформление лэпбуков январь
6 1. Закрепление счета
2. Развивать внимание
3. Развивать логическое мышление, воображение, конструкторские способности Д/и «Кто знает, пусть дальше считает»
Д/и «Угадай, что изменилось»
1. Игра «Колумбово яйцо»
2. Игра «Помещения для животных»
3. Д/и «Составь узор»
Оформить буклет «Веселая математика дома» январь
7 1. Упражнять в счете, закреплять умение проводить вычисления
2. Развивать умение ориентироваться в пространстве
3. Развивать логическое мышление 1. Д/и «Считай – не ошибись!»
2. Д/и «Помоги Незнайке»
1. Д/и «Где звенит колокольчик?»
Игра «Кубики для всех» Совместная деятельность с детьми и родителями по изготовлению игр и пособий январь
8 1. Закреплять умение ориентироваться в пространстве и времени
2. Развивать логическое мышление 1. Д/и «Пройди к флажку»
2. Д/и «Когда это бывает?»
1. Игра «Танграм»
2. Шашки Проведение консультации «Развитие математических способностей у дошкольников»
февраль
9 1. Закрепить весь пройденный материал
2. Оценка результатов работы педагога 1. ООД «Веселые кармашки»
1. Презентация проекта Организация выставки «Забавные фигуры» февраль
Интеграция образовательных областей
Социально – коммуникативное развитие
Выставки творческих работ воспитанников в раздевальной комнате.
Создание семьями воспитанников фигур из палочек, полосок и другого подходящего материала.
Познавательное развитие
Ддидактические игры: «Колумбово яйцо, «Танграм», «Большие и маленькие», «Найди лишнюю фигуру», «Волшебная корзина», «Построим фигуру», «Четвёртый лишний», «На что похоже»; «Магнитная мозаика», головоломка «Геометрические фигуры», лото «Цвета и фигуры», выкладывание геометрических фигур из палочек и др.
Настольно-печатные игры: «Геометрическое лото»; «Подбери по цвету и форме», «Цвета и форма», «Чья тень» и др.
Сюжетно-ролевые игры: «Самолеты», «Магазин игрушек», «Детский сад» и др.
Речевое развитие Отгадывание загадок по теме, заучивание стихов о геометрических фигурах, цифрах, чтение художественной литературы.
Художественно – эстетическое развитие
Раскрашивание готовой формы; дид. игра «Обведи по контуру», «Нарисуй по точкам»;
Аппликации из геометрических фигур: «Пирамидка», «Божьи коровки», «Моя фантазия».
Коллективная работа. Книжка-самоделка «Геометрия вокруг»
Рисование палочками на манной крупе по образцу.
Физическое развитие
Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, гимнастики для глаз.
Подвижные игры: «Найди свой домик», «Попади в корзину», «Кто быстрее», «Найди пару».
Результативность проекта :
В совместной работе дети активно и дружно работали, доводили начатое дело до конца, в разных видах продуктивной и познавательной деятельности, тем самым развивая в себе коммуникативные, познавательные способности.
У детей улучшилась мелкая моторика рук, координация движений.
Были получены системные знания о геометрических фигурах, цвете, пространстве, счете до 5 и обратном счете.
Были разучены и освоены новые физкультминутки, подвижные и дидактические игры.
Результаты проекта показали повышение уровня знаний детей о названиях геометрических фигур, форме, цвете, цифрах. Закрепили количественный и порядковый счет, цифры (в пределах 5).
Дети учились вести диалог со взрослыми и сверстниками; адекватно реагировать в конфликтных ситуациях.
В течение осуществления проекта был подобран методический материал, пособия;
оформлен «Математический уголок». Материалы уголка постоянно пополняются, изменяются;
подобран дидактический материал для рассматривания с детьми - тематические альбомы «Такие разные фигуры»;
изготовлен игровой материал: дидактические игры «Лисичкины задачки», «Математические паззлы (разрезные картинки)», «Соседи»; «Подбери пару», «Собери бусы», «Найди предмет такой же формы», «Мастер игрушек», «По порядку становись», «Геометрическая мозаика», «Помоги построить домик», «Обведи по точкам» и др.
в детском саду проведены выставка семейного творчества «Забавные фигурки».
выпущены буклеты и консультации по теме проекта.
проведены беседы, которые вызывают интерес у детей и родителей.
проведена целевая прогулка вокруг детского сада «На что похожи».
проведена ООД «Веселые кармашки».
Приложение 1.
Гимнастика для глаз.
Всю неделю по - порядку,
Глазки делают зарядку.
В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.
Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.
Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).
- В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.
Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)
- По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.
Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)
- В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.
Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)
- Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.
Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)
- В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.
Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)
- Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!
Пальчиковая гимнастика.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы.
Вышли пальчики гулять. Сжимаем и разжимаем кулак.
Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем по - очереди пальцы в кулак.
В домик спрятались опять. Спрятать кулаки за спину.
Дружба.
Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично
Девочки и мальчики. Соединить в замок.
Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками.
1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.
1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.
Мы закончили считать. Руки вниз, встряхнуть руками.
Игра "Часы "
Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени. Перебираем
Посмотреть, который час. пальчиками "бежим" от коленок до макушки.
Вдруг часы сказали: "Бом!", Один хлопок над головой. Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: Три хлопка.
"Бом, бом бом!»
Мышь скатилась кувырком.
Покупал баран баранки.
На базаре Выставляют кулак.
Спозаранок Ставят ладонь на ребро.
Накупил Показывают ладонь.
Баран Показать рога
Баранок Большой палец и указательный делают круг
Для барашков Пальцы левой руки «играют»
Для овечек Пальцы правой руки «играют»
Десять маковых колечек Показывают 10 пальцев
Девять сушек, Показывают соответствующее
Восемь плюшек Количество пальцев,
Семь лепешек,
Шесть ватрушек,
Пять коржей,
Четыре пышки,
Три пирожных,
Две коврижки
И один калач купил
Про себя не позабыл Руки к груди, отрицательное движение головой.