Татьяна Буянкина
Проект «Весна идет» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Весна идет».
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, специалисты ДОУ и др.
Идея проекта : выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Структура проекта : проект разбивается на две промежуточные темы «Изменения в природе» и «Человек весной».
Периоды Промежуточные темы проекта «Весна идет» Тематика раскрытия темы
12-21 марта Изменения в природе Чередование времен года, месяцев, их характеристики. Характеристики живой и неживой природы в весенний период. Растительный мир весной. Животный мир весной и т. д.
22-31 марта Человек весной Человек – частть природы. Причинно-следственные связи: сезон- погодные явления-поведение человека, его одежда, обувь, труд людей и т. д.
Итоговый продукт проекта : «Чудо – дерево весны» - дерево как арт объект, украшенный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини эссе о весне, рисунки о весенних цветах, поделки, фотосюжеты и т. д.)
Итоговое мероприятие: презентация «Чудо-дерево весны»
1. Формулирование проблемы проекта.
Проект можно начать с обычной беседы о приближении весны и ненавязчиво сформулировать проблему, связанную непосредственно с конечным продуктом проекта «Чудо – деревом весны».
Воспитатель: А что можно придумать такое, чтобы весна поскорее наступила? Чтобы распустились листья на деревьях, выросли цветы, стало тепло и радостно.
Я предлагаю создать «Чудо – дерево весны», не простое дерево, а необычное и интересное. А вот как его создать, нужно хорошо подумать. Давайте поразмышляем, что мы можем увидеть на дереве весной? ( Ответы детей: птицы, вернувшиеся из теплых стран, скворечник, гнезда, набухшие почки, маленькие зеленые листочки и т. д.) А что необычного и интересного может появиться на чудо – дереве весны? (рисунки о весне, наши поделки, наши маленькие рассказы, фотографии о весенних событиях и т. д.)
Все предложения воспитателя и детей можно зарисовать в виде предполагаемой модели «Чудо-дерева» и, таким образом, данный рисунок будет своеобразным планом всей деятельности проекта.
Виды деятельности в проекте «Весна идет»
Тема : «Изменения в природе»
Познавательное развитие.
Познавательно – исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) :
- конструирование и з бумаги «Скворцы прилетели»;
- изготовление из природного материала поделок «Птичьи гнезда».
ФЭМП:
- составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.);
- составление математического букета «Подснежники» (на стеблях написаны выражения, на цветах – цифры);
- дидактические игры : «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные картинки, пазлы с весенней тематикой и т. п.
Формирование целостной картины мира:
- наблюдение за неживой природой, растительным и животным мирпом (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелетные птицы, выхродят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.).
- беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:
Каким бывает снег весной? Как называется явление весной, когда тает большое количество льда, снега? Как вы думаете куда потом девается вода? Как изменилась жизнь животных? Какие птицы ворзвращаются к нам весной? Что они будут делать? И т. д.
- просмотр видео и фото-сюжетов о весне;
- дидактические игры «Когда это бывает», «Тайна времени» (последовательность весенних месяцев, времён года)4
- совместное с родителями мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег» и т. д.
- оформление фото-коллажа «Все рады весне» и т. п.
Социально-коммуникативное развитие.
- фантазии, рассказы, сказки и мини-эссе на темы: Солнце просыпается и …», «Пришла весна», «прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», и т. п.
- «Подбери слово» ( к прилагательному существительные: весенний-ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п. ,
- «Где спрятался звук?» (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С» : ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с);
- «Чей хвост?» ( образование однокоренных слов: у медведя-медвежий, у лисы – лисий, у зайца- заячий, у волка – волчий, у собаки- собачий, у кошки- кошачий, у коня – конский и т. п.)
- «Один и много» (Ручей-ручьи, дождь- дожди, солнце – солнце, скворец-скворцы, гнездо-гнезда, сосулька-сосульки, проталина-проталины, лист-листья, капель-капель, насекомое-насекомые, дерево-деревья и т. д. Речевые логические задачи- «Можно ли взять лягушку домой?», «Надо ли ловить бабочек». Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Весна идет». Примерные вопросы:
- Почему весной все хорошо растет?
-С чем можно сравнить весну?
-Какими словами можно сказать о весне?
- Дидактические игры: «Бывает не бывает», «Врмеена года», «Угадай дерево по листочку», «Угадай по описанию», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает не летает».
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную полянку».
- Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра – импровизация «Звери и птицы встречают весну».
- Организация в центре природы проращивания семян гороха, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт.
Речевое развитие.
- заучивание стихотворений: А. Плещеев «Уж тает снег», А. Шевченко «Весна мастерица», С. Городецкий «Весенняя песенка».
- чтение и обсуждение: Ф. Тютчев «Зима не даром злиться…», Н. Сладков «Весенние радости. Апрель», В. Сухомлинский «Весенний ветер», песенки, заклички, небылицы, загадки о весне, приметы весны.
Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
- Рассматривание картин: В. Бакшеев «Голубая весна», С. Герасимов «Последний снег», «Лед прошел», А. Саврвсов «Грачи прилетели».
- предметное рисование «Подснежники»;
-Сюжетное рисование «Мы увидели грачей».
Лепка:
- Коллективная композиция «Грачи прилетели» с использованием пластического способа лепки и дополнительных материалов (зернышки, бусинки, ветки деревьев)
Аппликация:
- создание предметной композиции «Первые листочки».
Физическое развитие.
- подвижные игры: с мячом «Когда это бывает?», с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц».
-ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер».
- беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной?» (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лижи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей?».
Тема: «Человек весной».
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность:
- составление предметов демисезонной одежды и обуви из геометрических фигур и разрезных деталей;
- упражнение «Посчитай» : воспитатель показывает картинки, а дети считают:
-Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
-Одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток.
-Один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов.
-дидактические игры:
- «Разложи по возрастанию или убыванию» (от широкого шарфа до самого узкого, от короткого пальто до самого длинного и т. п.)
-«Разложи по группам и сосчитай» (составление множдеств по признаку. Например: весенние коллекции обуви, одежды, головных уборов).
Формирование целостной картины мира:
-моделирование куртки из деталей (капюшон, манжет, рукав, воротник, карман, молния, петля);
- игры на классификацию: одежда, обувь, головные уборы, детские и взрослые; зимние, летние, демисезонные;ситцевые, шелковые, шерстяные, кожаные, фетровые, меховая, спортивные и т. п.
- изготовление плаката «Человек часть природы»;
Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе) : объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой – синим;
- логические цепочки – детям предлагается кустановить взаимосвязи:
-Зима – мало солнечных дней-короткий день-длинная ночь-как себя чувствует человек? (хочется спать, хочется тапла и т. д.)
-Весна – солнце ярче и чаще светит- день прибывает-поют птицы-как себя чувствует человек? (хочется больше гулять, хочетсярадоваться вместе с природой и т. д.)
Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение. -Зиам-снег-морозно-какая одежда у человека? ( зимняя: шубы, теплые шапки и шарфы, рукавицы и т. д.).
-Весна – солнце припекает-бегут ручьи-какая одежда у человека? ( демисезонная: куртки, пальто, плащи, легкие шарфы и т. д.)
Вывод: время года влияет на выбор одежды.
-Весна- сошел снег-прогрелась земля-появляется растительность- какие виды труда человека характерны для этого сезона? (труд на огороде, в полях: подготовка земли к посадке растений, вспахивание, уборка мусора, посадка семян, рассады овощей, цветов и ягод и т. д.)
- просмотр фото-сюжетов о сельскохозяйственных профессиях (тракторист, агроном, овощевод, животновод и т. д.)
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
- Речевые игры по теме «Одежда, обувь» :
«Кто подберет больше слов» (дети отвечают на вопросы воспитателя, правильные ответы подтверждаются показом соответствующих картинок) :
-Что можно связать?
-Что можно завязать?
-Что можно надеть?
-Что можно обуть?
-Что можно застегнуть?
Упражнение «Скажи наоборот»
-Чистая -… (грязная»
-Мять-(гладить)
-Новый-(старый)
-Надевать-(снимать)
-Белая-(черная)
«Лови и отвечай» (воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы, дети отвечают и бросают обратно) :
-Где продают одежду?
-Кто работает в магазине?
-Где шьют одежду?
-Что делают в магазине?
-Кто покупает одежду?
-Какая одежда бывает?
«Кто чем занимается?» (продолжи предложение)
-ткачиха - … (ткёт ткань)
-портной -… (шьёт одежду, мужчина)
-закройщик-… (делает выкройки для одежды)
-швея-… (шьёт одежду, женщина)
-модельер-… (придумывает модели одежды)
-мастер обуви-… (шьет и ремонтирует обувь)
-сапожник-… (шьет обувь, старин.)
-Проблемные ситуации «Шум в лесу», «Костре в лесу», «Письмо-жалоба березы»
-Беседы «Как нужно одеваться весной?», «Как вести себя в парке, на участке?»,
-составление мини-эссе (с родителями) «Почему все рады весне?»
Образовательная область «Речевое развитие».
-заучивание стихов: А. Шевченко «Гнезда», А. Фет «Уж верба вся пушистая», Я. Аким «Апрель».
-чтение и обсуждение: Ш. Перро «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Золушка», Г. -Х. Андерсен «Новый наряд короля», песенки, прибаутки, небылицы о весне.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие».
Рисование:
-Рассматривание картин: серия картинок «Как дети спасали птичку», С. Герасимов «Ива цветет», А. Рылов «В голубом просторе».
- предметное рисование: «Ива цветет»;
-сюжетное рисование «Как дети спасали птичку»
Лепка:
-лепка по представлению «Кот в сапогах» с использованием консструктивного способа лепки.
Аппликация:
-создание сюжетной композиции «Магазин обуви: весенняя коллекция».
Социальнор-коммуниккативное развитие:
-совместная с родителями, детьми и педагногами организация труда на участке под девизом: «Сделаеи чище наш двор»(уборка старых веток и т. д.)
-дидактические игры: «На какую руку перчатки», «Подбери одежду по зезону», «Бывает не бывает», «Времена года».
-сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды»,»Мастерская по ремонту обуви», «Экскурсия в весенний парк».
-театрализованные игры: «Как звери шубки меняли», инсценеровка «Кот в сапогах».
Физическое развитие:
-эстафеты с бегом:» Вскопаем огород», «Одеваемся на прогулку».
-подвижные игры: с прыжками «Белки на деревьях», с бегом «Зайцы и волк», «Воробьи и ворона», с мячом «Весенние словечки».
-ритмические физкультминутки: «Распускаются цветы», «Весенний дождь».
-беседы, обсуждения: «Моё самочувствие, какое оно?», «Почему нужно беречь природу?», «Опасные явления природы весной».
Форма презентации итогового продукта.
Итогом реализации данного проекта становится совместное оформление «Чудо-дерева весны». Данное оформление можно проводить поступательно: Нарисованы «Подснежники»- развешены у дерева, изготовлены «Птичьи гнезда»- прикреплены к дереву и т. д.