Лариса Камерер
Проект «Веселый карандаш»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников с речевыми нарушениями»
В. А. сухомлинский: |
«Истоки способностей и дарований детей на
кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» |
Гипотеза:
Если повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими речевые нарушения, при подготовке руки к освоению письма в школе, то снизится риск дезадаптации в новых социальных условиях.
Публикация «Проект „Веселый карандаш“» размещена в разделах
Интеграция областей
Речевое развитие, Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическая культура.
Паспорт проекта:
Тип проекта: развивающий, обучающий
По характеру контактов: открытый
По срокам реализации: долгосрочный
Участники проекта: дети 5-7 лет старше- подготовительной группы детского сада, воспитатели группы, родители, логопед, музыкальный руководитель
Аннотация проекта
У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим, в системе по их обучению и воспитанию предусматривается воспитательно-коррекционная работа в данном направлении.
Основные преимущества метода поэтапного освоения разнородных движений:
совершенствование двигательных ручных умений и навыков;
развитие фонематического слуха, произвольного внимания, творческого воображения, наглядно-образного и логического мышления;
формирование пространственных ориентаций на листе бумаги и в окружающем пространстве;
конкретизация знаний о структурных единицах языка;
приобретение умения слушать, понимать и выполнять словесные инструкции педагога.
Цель проекта:
Совершенствовать тонкую моторику пальцев и координацию движений рук через пальчиковые игры, работу с карандашом при выполнении графических заданий.
Задачи проекта:
Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента;
Научить безотрывному плавному обведению предмета по контуру и штриховать его, используя различные виды штриховки (горизонтальная, вертикальная, по диагонали и т. д.)
Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.
Формирование и совершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
Научить детей ориентироваться в пространстве и на плоскости;
Развивать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.
Планируемые результаты: хорошо развитая мелкая и общая моторика, совершенное владение пишущим предметом, развитые психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей;
Этапы проекта:
1.Организационно-подготовительный (июнь - август).
анализ предстоящей деятельности июнь педагоги
подбор методической литературы,
выбор средств, методов и приёмов,
разработка перспективного плана. Июнь-июль
Ориентировка детей в пространстве,
развитие крупных движений. Июль -август Воспитатели, муз. Руководитель,
родители
2. Основной (сентябрь-апрель).
Ориентировка детей в пространстве и
на листе бумаги, уточнение предлогов
ЗА, НА, ПОД, ПЕРЕД,ВОЗЛЕ, ОКОЛО.
Развитие крупных движений (ритмопластика,
физ-ра, логодекламация) Сентябрь -май Педагоги, родители
Муз. Руководитель, воспитатели,
логопед
коррекционно-развивающие занятия
(фронтальные занятия у логопеда,
занятия по развитию речи и обучению грамоте) Воспитатели, учитель -логопед
Развитие мелкой моторики
(художественно-эстетические занятия,
пальчиковая гимнастика, массаж и само-массаж рук) Воспитатели, родители,
учитель-логопед
Работа с простым карандашом в тетради
«Готовим руку к письму» Гаврина С. Е.
из серии Школа для дошколят Учитель логопед, воспитатели
Работа в тетради в клеточку (печатание букв,
графический диктант на слух) Учитель-логопед. родители
3. Заключительный (май).
Анализ достижений поставленной цели и полученных результатов.
• Праздник письма.
Работа с родителями:
• Консультации родителей (индивидуально, логопедический уголок, книжки –раздвижки, собрания)
• Участие родителей в выставках, совместные поделки с детьми.
• Выполнение домашних заданий по грамматике, лексике, написанию букв, графических рисунков
Система графических упражнений
В течение всего периода обучения дети штрихуют различные предметы горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями.
На первом этапе осваивают зарисовку фигур по точкам, обводят рисунки не отрывая карандаша от тетради, учатся писать прямые и наклонные линии. Прописывают фигуры состоящие из прямых и наклонных линиях
На втором этапе дети овладевают зрительным диктантом. Сначала дорисовывание недостающих элементов в предмете, затем рисование по клеткам точно такого же рисунка
На третьем этапе дети овладевают зарисовкой наиболее сложных фигур, включающих круги и овалы, осваивают написание палочек с петлей. Закрепляются ранее полученные навыки. Продолжаются упражнения в штриховке фигур. На более позднем этапе вводятся слуховые графические диктанты не более 5 раз.
Этап Кол-во занятий Содержание Образец упражнений
1 5—6 Зарисовка фигур, состоящих из прямых
вертикальных и горизонтальных линий
2 5—6 Письмо наклонных линий
3 18—20 Зарисовка кругов и овалов
Написание букв происходит согласно изучению звуков по программе. Прежде чем приступить к написанию букв можно выложить их из палочек.
Занятие следует начинать с пальчиковой гимнастики или массажа рук.