Валентина Гришанова
Проект «Вершки и корешки» (для детей 5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта :
по продолжительности – средней продолжительности;
по составу участников – групповой;
по направленности деятельности участников проекта – познавательно-исследовательский.
Цель проекта :
Расширение представлений об окружающем мире, привитие трудовых навыков посредством совместного создания огорода, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в комнатных условиях.
Актуальность проекта :
Публикация «Проект „Вершки и корешки“ (для детей 5–6 лет)» размещена в разделах
Как известно, самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам. Каждую весну на подоконнике дома у мам и у бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящиках различной формы и окраса, но детям запрещено трогать эти интересные растения, а интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, дети сами бы с удовольствием посадили чудо – растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и возникла идея создать свой чудо – огород, который призван развивать экоценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладываются позитивные чувства к природе и природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. На нашем огородике дети сами смогут посадить и выращивать растения, ухаживать за ними.
Задачи:
Формировать представления о работах, проводимых в весенний и летний периоды в огороде, цветнике.
Расширять представления детей о жизни растений.
Учить наблюдать за посевом и схожестью семян, делать выводы на основе наблюдений.
Участвовать в посильной практической деятельности.
Воспитывать бережное отношение к растениям.
Расширять, обогащать, активизировать словарь детей.
Способствовать развитию восприятия красоты природы и передачи ее в художественно-творческой деятельности.
Решение вопросов начальной профориентации детей дошкольного возраста.
Знакомить детей с профессиями овощевода и садовода.
Способствовать взаимодействию семьи и детского сада.
Этапы реализации проекта :
Этапы проекта Мероприятия
Организационно-подготовительный
Обсуждение цели и задач воспитателя с детьми, родителями, специалистами.
Подбор необходимых материалов для создания огорода.
Выявление знаний детей о жизни растений.
Составление перспективного плана работы.
Подбор и изучение методической литературы.
Подбор семян для посева, земли, контейнеров для посадки, орудий труда для ухода за огородом на подоконнике и в естественных условиях.
Информация для родителей на тему: «Вкусно и полезно».
Опытно- экспериментальная деятельность:
Строение различных растений, рост, развитие, условия необходимые для жизни растений.
Земля.
Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучесть и т. д.
Вода и растения.
Выявить насколько вода необходима для роста.
Солнце (свет) и растения.
Определить роль света и тепла в жизни растений.
Человек и растения.
Выявить насколько растения нуждаются в уходе со стороны человека.
Рефлексивно-диагностический
Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.
Формы работы:
Непосредственно-образовательная деятельность.
Совместная деятельность педагога и детей.
Настольно-дидактические игры: «Вершки-корешки», «Что сначала, что потом».
Работа с родителями.
Результаты.
Практическое занятие «Готовим винегрет».
Практический
Заключительный этап Познавательное развитие:
Рассматривание семян растений, посев, наблюдение за рассадой,
наблюдение за ростом и развитием растения,
беседа с детьми на тему «Насекомые помощники»
НОД «Готовим винегрет»
Речевое развитие:
Составление рассказов на темы:
«Как я сажал лук», «Лето на огороде», «Волшебные грядки».
Разучивание стихов, поговорок, пословиц о труде.
Чтение: стихотворения – С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», «Овощи» С. Маршак, О. Емельянова «Что растет на огороде», «Стихи про винегрет» И. Ревю, «Винегрет» В Борисов, произведения - Дж. Родари «Чиполлино», загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах.
Словесные игры:
«Один-много», «Счет овощей», «Один – много», «Скажи ласково», «Из чего салат».
Художественно-эстетическое развитие:
Аппликация «Блюдо с овощами»; «Корзина с овощами»; «Консервируем овощи».
Лепка: «Натюрморт с овощами», «Вылепи какие хочешь овощи для игры в магазин».
Рисование: «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Овощи на тарелочке» (рисование с натуры, «Насекомые помощники».
Конструктивно - модельная деятельность:
Оформление огорода на окошке.
Оформление огорода в природе.
Музыкально-художественная деятельность:
Пение «Садоводная - огородная»
Социально-коммуникативное развитие:
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника»; «Узнай на ощупь», «Узнай по вкусу».
Сюжетно-ролевые игры:
«На даче», «В магазине семян, овощей», «Поливаю огород», «Заготовки на зиму»
Труд в природе:
Посев семян цветов и овощей (огород на подоконнике); высаживание рассады на участок; составление графика полива огорода, организация дежурства, коллективные индивидуальные трудовые поручения, сбор урожая (перец, кабачки, помидоры, лук, арбузы).
Уход за почвой осенью - посев горчицы.
Формирование основ безопасности:
«Правила работы с инструментами»; «Про панаму не забудь».
«О пользе овощей» (беседа);
Просмотр мультфильма «Немытые овощи есть нельзя» (мультфильм из серии «Смешарики»)
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Вершки и корешки», «Овощи-фрукты», «Хлопай в ладоши (если услышишь овощ,
Эстафеты с бегом:
«Собираем урожай», «Готовим борщ».
Оформление материалов проекта.
Изготовление фото альбома «Наш веселый огород».
Макет «Строение растения».
«Растение и его семена».
Презентация проекта «Вершки и корешки»
Ожидаемые результаты:
Получение знаний детей о жизни растений.
Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.
Развитие познавательного интереса у детей, любознательности, коммуникативных навыков.
Развитие умения правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.
Начальная профориентация детей дошкольного возраста.
Вовлечение родителей в жизнь детского сада.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
В результате проделанной работы дети приобрели знания о жизни и развитии растений (от семени до плода).
Дети познакомились и освоили умение работать простейшими орудиями труда по обработке почвы и уходу за растениями.
У детей развился познавательный интерес, любознательность, желание трудиться и делиться своим опытом.
Ресурсное обеспечение проекта
1. Кадровое обеспечение.
Участники проекта : - старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование);
- дети старшей группы;
- родители воспитанников (совместная деятельность);
- воспитатели группы.
2. Информационное обеспечение.
- видео презентации;
- мультфильмы, фильмы;
- наглядно-дидактические пособия, книги.
3. Материально-техническое обеспечение.
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон.
Риски
1. Несоблюдение сроков реализации проекта.
2. Проблема привлечения родительской общественности.
3. Недостаточность оборудования для работы на огороде.