Мария Бубякина
Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов
▼ Скачать + Заказать документы
Проект вариативной программы. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Чэчир»
с. Намцы МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»
Публикация «Проект вариативной программы, Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Проекты, проектная деятельность
- Орнамент и узоры
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
«Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров»
Воспитатель:
Бубякина М. И.
с. Намцы 2011-2013г. г.
Введение
Одна из сегодняшних проблем, с которой сегодня всем приходится сталкиваться – это как воспринимать окружающий мир. И все это невозможно без знания об истории и культуры своего народа и мира в целом. Знание это предмет эстетического развития, которому в детских садах на занятиях изобразительного искусства отводится довольно мало времени.
Дошкольники – фантазеры и особую роль в их развитии играет воображение, которые являются центральным новообразованием в дошкольном возрасте.
У многих шестилеток психологи диагностируют низкий уровень воображения. В первую очередь потому, что вся их энергия и силы посвящены несвойственной им учебной деятельности, в которой дошкольному воображению нет места.
Решая проблему создания условий на занятиях для развития творческого воображения дошкольников, я решила использовать развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров.
И поэтому эта тема на сегодня актуальна как никогда.
Актуальной проблемой является применение различных методов и приемов изобразительного искусства с использованием якутских орнаментов и узоров на занятиях, так и в повседневной жизни ребенка в детском саду и дома.
Объектом исследования будет развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через изобразительное искусство.
Предметом исследования является использование якутских орнаментов и узоров в процессе обучения дошкольников по программе дополнительного образования.
В связи свыше указанными объектом и предметом исследовании мы выдвигаем следующую гипотезу: дошкольники в процессе изучения художественного творчества предков, каковым является дошедшие до нас и изученные ранние образцы якутских орнаментов и узоров, смогут яснее и глубже представить все их многообразие и богатство, научатся уважать и любить национальные традиции и культуру якутского народа, если:
- изучать историю и развитие якутских орнаментов и узоров;
- практически приобщить детей к особенностям технологий якутских орнаментов и узоров;
- разработать методическую рекомендацию.
Новизна
Развитие воображения детей в изобразительном искусстве, используя всех орнаментов и узоров.
Цель вариативной программы :
На основе всестороннего исследования развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров разработать методическую рекомендацию обучения дошкольников в условиях учебных занятиях.
Задачи исследования:
- исследование значения орнаментов и узоров в жизни якутского народа;
- изучение техники обработки и изготовление изделий;
- выявление значения разновидности швов, орнаментов и узоров применяемых в шитье;
- создать для развития творческих возможностей детей предметно-развивающее образовательное пространство, для максимального раскрытия интеллектуального, художественно-творческого потенциала каждого ребенка.
Для решения поставленных задач были применены следующие методы исследования:
- изучение и анализ культурологической, педагогической, методической литературы по теме исследования;
-изучение якутских орнаментов и узоров;
- наблюдение за учебно-воспитательном процессом на занятиях кружка;
- беседы;
- анализ творческих работ воспитанников.
Методологической основой нашему исследованию послужили труды психологов и педагогов по проблеме развития творческих способностей, творческого мышления и воображения личности С. А. Рубенштейна, Ю. Б. Гатанова как психологического процесса. Труды исследователей якутского художественно-прикладного искусства. Теоретические основы исследования составили психологическая теория развития воображения А. Я. Дудецкий, Л. С,Выготский и другие, педагогические исследования в области дошкольной педагогики Н. Н. Поддяков, Е. Ровцова, О. М. Дьятченко и другие. Следует отметить также недостаточность методической литературы по теме нашего исследования. В этой связи данное вариативная программа применительно к методике обучения дошкольников в развитии творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров отличается определенной научной новизной и теоретической значимостью. А также имеют практическую значимость в качестве методического пособия для использования на кружковых занятиях.
Календарно-тематическое планирование занятий по программе
«Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров»
I неделя II неделя III неделя IV неделя
Сентябрь «Грибы в корзине»
Цель: развитие воображения, мышления, художественный вкус.
«Отонноотоххо оноойук туолар»
Цель: развивать у детей замысел, воображение, использовать различные приемы рисования. «Сказа про теплые холодные краски»
Цель: познакомить с разнообразием красок и их оттенков. Учить различать холодные теплые тона. «Саахымат ойуу»
Цель: составлять композицию узора, развивать у детей воображение.
октябрь «Мой родной край»
Цель: развивать у детей наблюдательность.
«Дары осени»
Цель: развитие изобразительных навыков, художественный вкус. «Составить узоры в полосе и картинку из треугольников»
Цель: составлять композицию узора, развивать у детей воображение и мышление. «Букет для воспитателей»
Цель: развивать у детей воображение, использовать знакомые приемы рисования красками.
Ноябрь «Рисунок по песне»
Цель: развитие воображения, мышления и художественный вкус. «Утвари наших предков»
Цель: воспитывать уважение и интерес к труду мастеров, создавшие красивые вещи. Замечать разное построение орнаментов и узоров. Учить аккуратно, рисовать орнаменты и узоры. «Нарисуй кого ты хочешь увидеть по телевизору»
Цель: развивать воображение, закрепить умение передавать прямоугольную форму. «Зимний пейзаж»
Цель: умение рисовать по знанию окружающей действительности, развивать пространственное воображение.
Декабрь «Силуэты фигур»
Цель: развивать у детей воображение, замысел, изображать фигурки.
«Здравствуй Новый год»
Цель: учить детей передавать впечатления Новогоднего праздника, развивать воображение, замысел, использовать яркие цвета. «З что мы любим Новый год»
Цель: развивать воображение, фантазию, внимание. Учить передавать впечатления, использовать яркие цвета. «Праздничный салют»
Цель: создавать у детей радостное настроение, желание рисовать яркие огни салюта.
Январь «Сказочная птица»
Цель: развивать у детей воображение, закреплять умение передавать образ сказочной птицы, замечать ее характерные особенности. «Волшебный мешочек»
Цель: развивать тактильную память, воображение, познакомить с приемом фантазирования.
«Украсим платье узорами»
Цель: развитие графических навыков, образного мышления и воображения. «Театр теней»
Цель: развитие воображения образного мышления, художественный вкус.
Февраль «Поиграем в фотографов»
Цель: развивать у детей воображение, вызвать у детей эмоциональное отношение к образу, учиться передавать различное выражение лица персонажа.
«Узор на чепраке»
Цель: развивать у детей чувство цвета, умение сравнивать по цвету, украшать орнаментом чепрак. «Сказка Таал-Таал эмээхсин»
Цель: развитие воображения, самостоятельно выбирать эпизод для рисования. «Удивительные перчатки»
Цель: развитие воображения, внимания, дать выразительность и оригинальность перчатки.
Март «Моя любимая сказка»
Цель: развивать у детей фантазию и воображение, передавать характер сказочных образов самостоятельно выбирать эпизод. «Весенний ковер»
Цель: развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит весенних цветов. «Загадки и отгадки»
Цель: развивать у детей воображение, вырезать силуэт предмета. «Весенний пейзаж»
Цель: создать композицию, передать весеннее настроение, развивать воображение.
Апрель «Необычная картинка»
Цель: развитие воображения художественный вкус и пространственную ориентировку. «Мое настроение»
Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы, активность мышления и речи. «Волшебные пуговицы»
Цель: развитие мелкой моторики, воображение и мышление. «Весна идет»
Цель: создать композицию, передать весеннее настроение и развивать воображение.
Май «Подснежники»
Цель: развитие творческих способностей, воображение. «Птицы прилетели»
Цель: развитие мелкой моторики, развить творческие способности, передать весеннее настроение. «Кукла в национальном костюме»
Цель: развитие воображение, передавать колорит, уметь составлять композицию узора. «Веселая прогулка»
Цель: познакомить с картинкой, развивать воображение с помощью приема «вхождение в картину».
Июнь «На что похоже Солнце»
Цель: развивать воображение, активность внимания, развитие речи, мышления. «Мыльные пузыри»
Цель: развитие коммуникативных навыков, воображение, активизация мышления и речи. «Говорящие рисунки»
Цель: развитие мелкой моторики, воображения, активизация мышления, графические навыки. «В природе этого нет»
Цель: развивать воображение активизация внимания, мышления и речи.
Список использованной литературы :
1. Светлана Гин по методу Триз;
2. Швайко Г. С «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»;
3. Т. С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»; Леонова О. В. «Рисуем нитью ажурные картинки»;
4. Мохначевская А. В. программа «Рисование в детском саду»;
5. Казакова Р. Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками» 2008 г;
6. Развитие творческих способностей через изобразительное искусство с использованием якутских орнаментов и узоров.