Ирина Зимирева
Проект «В стране красивой речи» для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая информация о проекте
Вид проекта : долгосрочный
Срок реализации проекта : 1 год
Возраст детей : 5-6 лет
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, логопед, родители (законные представители)
Пояснительная записка:
Публикация «Проект „В стране красивой речи“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Дошкольное образование - первый, самый ответственный уровень в системе общего образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве ребенок особенно чувствителен к усвоению речи.
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку ребенок входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время, наличие перечисленных умений является показателем нормального развития детей.
Именно поэтому актуальность выбранной темы неоспорима.
Настоящий проект организован в группе, 10 из 30 детей которых имеют речевые нарушения. Для реализации проекта было принято решение привлечь и других специалистов ДОУ: логопеда и музыкального руководителя.
Цель: развитие речевых навыков детей в ходе совместной деятельности воспитателя, логопеда и музыкального руководителя.
Задачи:
Образовательные:
• учить согласовывать прилагательные с существительными;
• учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов;
• учить составлять описательные загадки;
• закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;
• упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже;
• учить детей правильному произношению всех звуков родного языка;
• вырабатывать чёткое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом;
• формировать нормальный темп речи;
• формировать правильное произношение слов в соответствии с нормами орфоэпии русского литературного языка.
Развивающие:
• развивать артикуляционный аппарат.
• способствовать развитию правильного речевого дыхания.
• способствовать развитию силы голоса;
• развивать фонематический слух;
• развивать мимическую мускулатуру;
• развивать чувство ритма;
• развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
• воспитывать умение пользоваться голосом в соответствии с условиями общения;
• воспитывать интонационную выразительность речи;
• воспитывать положительную самооценку и эмоциональную устойчивость;
• воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Предполагаемый результат работы над темой:
- у детей улучшится произношение гласных и согласных звуков;
- дети научаться различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;
- дети научаться подбирать слова, похожие по звучанию, вычленять из ряда слов те, в которых есть заданный звук;
- дети научаться определять на слух громкость звучания голоса в речи, тембр голоса;
- дети научаться говорить в нормальном темпе, не замедляясь и не торопясь;
- дети научаться согласовывать прилагательные с существительными;
- дети научаться образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов;
- дети научаться составлять описательные загадки;
- дети научаться пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам;
- дети научаться употреблять нужные слова в определенном падеже.
План реализации проекта :
Этапы Мероприятия Сроки
1 Подготовительный:
1. Изучение методической литературы и опыта коллег по теме проекта, работа с интернет – источниками.
2. Обогащение предметно – пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта :
- оформление картотек: артикуляционной гимнастики, игр по развитию речевого дыхания, игр по развитию звуковой культуры речи, игр на развитие словарного запаса, игр на развитие связной речи, чистоговорок и скороговорок ;
- изготовление игр для развития речевого дыхания: «Футбол», «Прожорливое яблоко», «Есть у нас огород»;
- изготовление дыхательных тренажеров: «Пчелка Майя», «Лягушонок Кваки»;
- оформление речевого центра «В мире красивой речи». сентябрь
2 Основной.
Работа с воспитанниками:
Массаж лица и губ
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: а, о, и
Игры на развитие словаря: «Какой? Какая? Какое?», «Назови ласково»
Игры на развитие ЗКР: «Замени звук», «Какого звука не хватает?»
Игры на развитие связной речи : «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?»
Игры на развитие речевого дыхания: «Отгадай, что за фрукт», «Отгадай, что за овощ»
Логоритмические упражнения: «Осень», «Осенью», «Помидор», «Капустка», «Репка», «Ягоды»
Взаимодействие с музыкальным руководителем: Сентябрь
Самомассаж губ и языка
Артикуляционная гимнстика
Чистоговорки на звуки: м, мь, д
Игры на развитие словаря: «Узнай по описанию»
Игры на развитие ЗКР: «Измени слово», «Третий лишний»
Игры на развитие связной речи : «Какая картинка не нужна?», «Составь два рассказа», «Что изменилось?»
Игры на развитие речевого дыхания: «Приятный запах», «Разноцветные листочки»
Логоритмические упражнения: «Яблоки», «Компот», «Сливы», «Сад-огород»
Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Запретное движение» Октябрь
Самомассаж губ и языка
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: в, вь, н, нь, к, кь
Игры на развитие словаря: «Съедобные – ядовитые», «Улетели птицы»
Игры на развитие ЗКР: «Чудесный художник», «Кто больше?»
Игры на развитие связной речи : «Почемучкины вопросы», «Потому что…», «Распространи предложение»
Игры на развитие речевого дыхания: «Фокус», «Подуем в трубочку»
Логоритмические упражнения: «Птичий двор», «Индюк», «Это я», «Тарелка», «Помощник»
Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Кривое зеркало» Ноябрь
Массаж лица и губ
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: х, хь, с, сь, з, зь
Игры на развитие словаря: «Кто где живет?», «Закончи предложение»
Игры на развитие ЗКР: «Услышишь — хлопни», «Нужное слово»
Игры на развитие связной речи : «Если бы.», «Составь рассказ», «Пойми меня»
Игры на развитие речевого дыхания: «Лестница», «Фокус с предметами»
Логоритмические упражнения: «Здравствуй, зимушка-зима!», «Варим суп», «Здравствуйте!», «Каша», «Я перчатку надеваю», «Платье»
Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Барабанщики» Декабрь
Самомассаж губ и языка
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: ж, ч, г, гь
Игры на развитие словаря: «Кто что делает», «Мой. Моя. Мое. Мои»
Игры на развитие ЗКР: «Назови картинку и найди первый звук», «Ловушка»
Игры на развитие связной речи : «Нарисуй сказку», «Пословицы, поговорки», «А я бы…»
Игры на развитие речевого дыхания: «Кто дольше?», «Загадай желание»
Логоритмические упражнения: «Новые кроссовки», «Тапки», «Синичка»
Упражнение с пробками
Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Инопланетянин У» Январь
Массаж лица и губ
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: й, п, пь,
Игры на развитие словаря: «Какое блюдо?», «Назови одним словом»
Игры на развитие ЗКР: «Цепочка слов», «Эхо»
Игры на развитие связной речи : «Закончи сам», «Придумай рекламу книге (платью и т. д.)», «Продавец и покупатель»
Игры на развитие речевого дыхания: «Вьюга воет»,
«Лети, самолетик!»
Логоритмические упражнения: «Снегири», «Снежинки», «Гости», «Повстречались», «Кот на печку пошёл»
Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Передай ритм», «Музыкальные стульчики» Февраль
Самомассаж губ и языка
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: л, ль, р, рь
Игры на развитие словаря: «Зоопарк», «Найди рифму»
Игры на развитие ЗКР: «Загадки «поющих» звуков, «Какой звук чаще звучит?»
Игры на развитие связной речи : «Опиши-угадай», «Опиши игрушку», «Черный ящик»
Игры на развитие речевого дыхания: «Фокус», «Подуем в трубочку»
Логоритмические упражнения: «Зайка», «Есть у каждого свой дом», «Белочка», «Хобот слоненка», «Мы идем та-та-та…»
Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Хитрая шляпа» Март
Массаж лица и губ
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: ш, щ, ц
Игры на развитие словаря: «Спортсмены», «Чем (кем) был раньше?
Игры на развитие ЗКР: «Громко-шепотом», «Лодочка и пароход»
Игры на развитие связной речи : «Отгадай-ка», «Как ты узнал?», «Верно ли это?»
Игры на развитие речевого дыхания: «Лети, одуванчик!», «Надувайся, шар!»
Логоритмические упражнения: «Едет поезд», «Пароходик», «Грузовик», «Молоточки», «Новый дом»
Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Говорящий коврик», «Волшебный сундучок» Апрель
Самомассаж губ и языка
Артикуляционная гимнастика
Чистоговорки на звуки: т, ть, б
Игры на развитие словаря: «Мой. Моя. Мое. Мои»
«Найди рифму»
Игры на развитие ЗКР: «Третий лишний», «Эхо»
Игры на развитие связной речи : «Чего на свете не бывает», «Объясни, что такое»
Игры на развитие речевого дыхания: «Вертушка»
«Птички (бабочки)»
Логоритмические упражнения: «Мебель», «Много мебели в квартире», «Радуются взрослые и дети», «Что делать после дождика?»
Взаимодействие с музыкальным руководителем: «Конкурс певцов», «Придумай песенку» Май
Работа с родителями:
Помощь в изготовлении пособий для развития речевого дыхания.
Анкета «Развитие речи детей моего ребенка»
Консультация «Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях»
Консультация «Чистоговорки — что это и для чего они нужны»
Консультация «Речь как средство общения»
Семинар-практикум для родителей
«Развитие связной речи детей 5–6 лет в детском саду и дома» В течение срока реализации проекта
Сентябрь
Ноябрь
Декабрь
Февраль
Апрель
Заключительный этап.
Продукт: Квест - игра «В мире звуков».
Отчёт по теме проекта на итоговом педсовете.
Список использованной литературы
1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду. М. : Просвещение, 2001г.
2. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 5-6 лет. – М. : Изд-во «Ювента», 2012.
3. Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно: Учеб. -метод. пособие по развитию речи детей 3–7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2004.
4. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб. : ИД “Литера”, 2013.
5. Светлова И. Е. Звук / Ил. А. Проскурякова. – М. : Изд-во Эксмо, 2015.
6. Сохина Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. Москва «Просвещение» 2004г.
7. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
8. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. Москва ТС Сфера 2004г.
9. Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. М. Издательство «Совершенство», 2001г.