Анастасия Александровна Величкина
Проект в старшей группе «Новый год и к нам идёт»
▼ Скачать + Заказать документы
роект в старшей группе «Новый год и к нам идёт».
Тип проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта : краткосрочный (с 13.12 по 28.12 (2 недели).
Участники проекта : воспитатель, дети, родители.
Публикация «Проект в старшей группе „Новый год и к нам идёт“» размещена в разделах
Актуальность темы. Всем давно известно, что новый год для детей – это самый ожидаемый праздник. Искрящийся снежок, переливающаяся разноцветными огоньками ёлочка, волшебный трепет пламени свечей, волнительное ожидание подарков, волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в каждый дом! И сейчас так важно подарить эту сказку нашим детям! Участие детей в проекте позволит им стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, поможет им полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений. Но дети не имеют представления о праздновании Нового года в других странах. У них недостаточно информации об именах соратников Деда Мороза. Поэтому появилась потребность реализовать детский информационный проект, в рамках которого дети узнают об истории появления праздника в России, о Дедах Морозах разных стран.
Цель проекта. Формирование у детей представления о праздновании Нового года в России и других странах.
Задачи:
- расширить знания детей о праздновании Нового года в России;
- познакомить детей с обычаями и традициями встречи Нового года в разных странах мира;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать стремление поздравлять близких с праздником.
Участие родителей в реализации проекта : Создать радостную эмоциональную атмосферу в преддверии новогоднего праздника. Совместное изготовление ёлочных украшений, разучивание песен и стихотворений.
План реализации проекта :
1. Беседы «История возникновения праздника – Новый год», «Где живет Дед Мороз?»
2. Конспект по познавательному развитию «Как встречают новый год в разных странах мира».
3. Составление рассказа по сюжетным картинкам «Как мы встречаем Новый год», «Дед Мороз».
4. Чтение художественной литературы: «Морозко», «Госпожа Метелица», В. Даль «Девочка-Снегурочка», Е. Ракитиной «Приключения Новогодних игрушек», «Двенадцать месяцев» С. Маршак; «Старик – годовик» В. Даль; «Серебряное копытце» П. Бажов; Е. Трутнева «Ёлка» (поэзия); К. Фофанова «Нарядили ёлку» (поэзия); С. Маршак «Песня о ёлке» (поэзия).
5. Дидактические игры: «Украсим новогоднюю ёлочку», «Братья месяцы», «Сделай снеговика», «Что на елке, а что (кто) под елкой?», «Сложи ёлочку».
6. Заучивание стихотворения С. Маршака «Таит месяц молодой» и стихотворений к новогоднему утреннику.
7. Пальчиковые гимнастики «Наряжаем ёлку», «Снежинки», «Ёлочка».
8. Подвижные игры «Два Мороза», «Попади снежком в корзину», «Метель, снежинки, сосульки, льдинки», «Паровозик Дед Мороз», «Зимние забавы».
9. Сюжетно - ролевые игры: «Семья готовится к встрече Нового года», «Магазин новогодних игрушек, подарков», «Мы идём в гости», «Новый год в лесу», «Мастерская Деда Мороза».
10. Разучивание песен: «Дружно встретим Новый год», «Чудо-ёлка».
11. Физкультминутки: «Новый год», «Елка», «Зимой», «Снеговик пропал», «Снежная баба».
12. Консультации для родителей: «Скоро Новый год», «Советы, как сделать каникулы интересными для себя и детей».
13. Беседы с родителями «Украсим группу вместе».
14. Домашнее задание детям (совместное творчество родителей и детей) «Новогодний рисунок (аппликация)» для гирлянды.
15. Художественно-эстетическое творчество, создание гирлянды из варежек, сапожков и снежков, самостоятельное рисование через трафарет и вырезывание детей.
16. Художественно-эстетическое творчество «Елочки», рисование + лепка (разукрашивание шишек зелёной гуашью, украшение ёлочки разноцветными шариками из пластилина).
17. Художественно-эстетическое творчество «Ёлочки», аппликация цветной вермишелью и рисом + рисование (фон разукрашен гуашью).
18. Художественно-эстетическое творчество, коллективная аппликация «Зимний лес».
19. Художественно-эстетическое творчество, коллективная работа, аппликация из риса «Новогодняя ёлка».
20. Совместное украшение новогодними поделками помещения.
Предполагаемый результат: Дети расширят знания о новогоднем празднике. Узнают, как его празднуют не только в нашей стране, но и за её пределами. Развивается мелкая моторика детей, чувство вкуса, видения красоты.
Итог проекта : Новогодний утренник.
Конспект проекта «Новый год и к нам идёт!».
Воспитатель:
Дети отгадайте загадку:
Вьюга по двору гуляет,
В доме елочка сверкает.
Дети водят хоровод.
Что за праздник? (Новый год)
Новый год - один из самых весёлых и любимых праздников нашего народа. Но таким, каким мы его встречаем, он был не всегда.
На самом деле, прошло довольно много времени, прежде чем он стал нашим самым долгожданным праздником. Встречать Новый год люди стали ещё в глубокой древности и происходило это впервые в Месопотамии. В древности люди считали, что в это время бог Мадрук победил силы смерти и разрушения. И поэтому на протяжении нескольких месяцев люди в Месопотамии радовались победе света над тьмой. Они устраивали шествия, карнавалы и маскарады. В это время нельзя было работать, вершить суды и наказывать.
В разных странах и в различное время Новый год праздновался в и марте, и в сентябре, и в декабре. Но потом римский император Юлий Цезарь решил перенести новогодний праздник на 1 января. В Риме в этот день происходили жертвоприношения богу Янусу. С начала нового года наступало благоприятное время для любых крупных начинаний. После того, как на Руси было введено христианство, Новый год здесь начинался или в марте или в праздник святой Пасхи. Затем постановлением Московского собора в 1492 году было утверждено празднование Нового года осенью, 1 сентября, когда было положено собирать с людей дань, пошлины и разнообразные оброки. Чтобы придать торжественности этому дню, накануне сам царь появлялся в Кремле, и каждый человек, даже из простолюдинов, мог обратиться за правдой и милостью к царю.
Далее воспитатель рассказывает историю встречи Нового года в России.
Воспитатель:
Наши окна кистью белой
Ночью он разрисовал.
Снегом полюшко одел он,
Снегом садик закидал.
Разве к снегу,
Не привыкнем,
Разве в шубу спрячем нос?
Мы как выйдем,
Да как крикнем:
— Здравствуй, (Дедушка Мороз)
Воспитатель: Ребята, а скажите, как появился Дед Мороз? (Ответы детей)
Воспитатель: Образ Деда Мороза появился намного раньше, чем празднование Нового года. В русском фольклоре хранитель холодов чаще всего был злым и недружелюбным. После того, как начало года перенесли на зимнее время, морозный владыка получил новую роль — он стал дарить подарки и нести людям всех возрастов праздник.
У современного Деда Мороза есть свой день рождения — 18 ноября и свой дом, который находится в Великом Устюге. Теперь он получает просьбы о подарках по электронной почте и передает свои координаты по спутниковой системе навигации.
Из лесу принцесса,
На праздник пришла.
Бусы надела,
Огнём расцвела. (Ёлка)
Украшенная игрушками и гирляндами елка — главный символ Нового года, без которого сложно представить себе веселый и вкусный праздник. Украшать ели было принято еще в древние времена, когда начало года встречали в день весеннего солнцестояния. Тогда славяне пели возле елочек песни, водили хороводы и плясали. В России хвойная красавица появилась в 1700 году, как несложно догадаться, этот нарядный обычай был введен Петром Первым. Однако лишь к середине 19 века праздничная елка распространилась по стране и стала народной любимицей, олицетворяющей не только Новый год, но и Рождество Христово. В 1920 году большевики запретили наряжать хвойные деревья, причислив этот обычай к религиозным пережиткам. Только в 1936 году ель вернулась на законных правах, а ее верхушку стала украшать символичная пятиконечная звезда.
Воспитатель: Присаживайтесь на волшебный «ковёр-самолёт».
- Внимание, внимание! Только сегодня и только сейчас, вы можете совершить удивительное, волшебное новогоднее путешествие и узнать, как празднуют новый год дети в разных странах мира! Давайте, закроем глаза и скажем волшебные слова:
Шар земной скорей крутись,
Волшебство тот час свершись,
Вправо, влево повернись,
В Италии окажись!
Включить песню «Здравствуй Дедушка Мороз»
Воспитатель: Итальянский Дед Мороз Баббо Натале – спешит к детям в канун Рождества. (показ картинки)
Ещё через трубу дома к детям прилетает на метле волшебница Бефане и хорошим детям кладё т в носочки подарки: сладости и игрушки. А плохим детям, тем, кто озорничал, не слушался маму и папу – угольки. А вы знаете как правильно себя вести? (дети отвечают)
В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Люди стремятся освободить свой дом для всего хорошего, что несет с собой год грядущий. Чем больше выбросить старых вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год. А другая традиция прекрасна: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все прегрешения друзьям.
Воспитатель: Продолжаем путешествие, закрываем глаза и говорим волшебные слова:
Шар земной скорей крутись,
Волшебство тот час свершись,
Вправо, влево повернись,
В Америке окажись!
Включить песню «Здравствуй Дедушка Мороз»
Воспитатель: В Америке Деда Мороза называют Санта Клаусом. (показ картинки). Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязаных чулочках или туфельках. В новый год приезжает к детям верхом на ослике или в упряжке с оленями.
- Ребята, хотя Санта Клаус и похож на нашего Деда Мороза, все же они отличаются. Посмотрите внимательно и скажите, в чем их отличие? (показ картинок Деда Мороза и Санта Клауса).
Дети отвечают:
- Дед Мороз в шубе, а Санта Клаус в куртке и брюках.
- Дед Мороз приезжает вместе со Снегурочкой, а Санта Клаус один.
- Дед Мороз живет в Великом Устюге, а Санта Клаус в Лапландии.
- Дед Мороз ездит в санях, запряженных лошадьми, а Санта Клаус - оленями.
- Дед Мороз кладет подарки под елку, а Санта Клаус в носки и туфельки.
Воспитатель: Продолжаем путешествие, закрываем глаза и говорим волшебные слова:
Шар земной скорей крутись,
Волшебство тот час свершись,
Вправо, влево повернись,
В Швеции окажись!
Включить песню «Здравствуй Дедушка Мороз»
Воспитатель: В Швеции королева света Лючия поздравляет детей и взрослых с Новым годом! (показ картинки). Она приносит сладости детям. А еще заботится о животных. В Новый год приносит животным угощения.
Воспитатель: Нам снова пора в путь, оправляемся дальше.
Шар земной скорей крутись,
Волшебство тот час свершись,
Вправо, влево повернись,
В Японии окажись!
Включить песню «Здравствуй Дедушка Мороз»
Воспитатель: В Японии Деда Мороза называют Одзи-сан. В новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник. Любимая Японская игра детей, на внимание «Нос, нос, рот», давайте поиграем?
Игра «Нос, нос, рот»
Игроки сидят кружком, посредине водящий. Он говорит: нос, нос, нос, рот. При трех первых словах, произнося их, он берется за нос, а при четвертом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие кружком должны делать все, как говорит, а не как делает водящий, и не дать себя сбить. Кто ошибется, выбывает из игры. Один, самый внимательный, остается последним, он и выигрывает.
Воспитатель: Нам пора возвращаться домой.
Шар земной скорей крутись,
Волшебство тот час свершись,
Вправо, влево повернись,
В России окажись!
Включить песню «Здравствуй Дедушка Мороз»
Воспитатель: Наш Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками. Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг. В Новогодний праздник россияне накрывают праздничный стол, зажигают свечи, гирлянды на елочке. И за несколько минут до наступления Нового года слушают поздравление президента России. В 12 часов ночи бой курантов на Спасской башне, праздничный салют, новогодние подарки.
Воспитатель: На этом наше путешествие по странам закончилось. Понравилось? Что нового Вы узнали? Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.
Включить песню «Новый год».
Описание дидактических игр, используемых в работе над проектом.
«Украсим новогоднюю ёлочку»
Цель: Автоматизация звука «Ш» во фразовой речи. Ориентировка на плоскости.
Правила игры: Выбери елочные игрушки, в названии которых есть звук «Ш». Украшай елочку и рассказывай, какие игрушки и куда ты повесил. Например: Шарик с петушком я повешу справа от хлопушки.
«Братья месяцы».
Цель: Формирование представлений о времени.
Правила игры: В игру играют двенадцать детей. Игрокам раздаются карточки. Под музыку или по хлопку дети врассыпную бегают по залу (группе, площадке). По команде дети собираются в четыре группы, опираясь на цвет карточек и рисунки существенных признаков времени года. Далее дети должны встать в ряд, опираясь на цифры, наклеенные на карточках (1, 2, 3) и соблюдая очередность времен года. Педагог уточняет кто из детей, какой месяц; очередность времен года. Можно дать задание поднять карточки зимним месяцам, потом весенним и т. д. Уточняются признаки каждого времени года.
«Сделай снеговика»
Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно, располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.
Правила игры: По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».
«Что на елке, а что (кто) под елкой?»
Цель: закрепить понимание предлогов на и под; активизировать словарь по теме.
Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.
Правила игры: Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.
«Сложи елочку»
Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.
Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.
Правила игры: Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).
Пальчиковые игры, используемые в работе над проектом.
Пальчиковая гимнастика «Наряжаем ёлку».
Раз, два, три, четыре, пять (Поочерёдно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого).
Будем ёлку наряжать. (Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики, (Соединяют подушечки пальцев обеих рук, образуя шарики)
Яркие фонарики, (Прижимают ладони друг к другу, пальцы раздвинуты, выполняют вращательные движения ладонями вперёд – назад).
Весёлого Петрушку, (Показывают длинный нос)
И разные игрушки: (Вытягивают ладони вперёд)
И мишку – шалунишку, (Показывают «мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону).
И заиньку – трусишку. (Прикладывают раскрытые ладони к голове)
Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою, и снежинки в ладошку ловлю. (Ритмичные удары,пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.)
Я зиму, и снег, (Ритмичные удары пальцами правой)
и снежинки люблю, (Руки, начиная с указательного, по ладони левой руки).
Но где же снежинки? (На вопрос сжать кулаки)
В ладошке вода, (разжать).
Куда же исчезли снежинки? (сжать кулаки)
Куда? (разжать).
Растаяли хрупкие льдинки-лучи. (Мелкие потряхивания расслабленными ладонями).
Как видно, ладошки мои горячи.
Пальчиковая гимнастика "Ёлочка"
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились,
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Подвижные игры, используемые в работе над проектом.
Подвижная игра «Два Мороза»
Цель: развивать быстроту, силу, ловкость, выносливость.
Правила игры: Показать детям, где находится их дом. А на другой стороне детский сад. А между ними улица, на которой стоят два Мороза. Они хотят заморозить всех ребят и обращаются к ним!
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые,
Я Мороз — красный нос,
Я Мороз — синий нос,
Кто из вас решится,
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
После этих слов ребята перебегают улицу и бегут в детский сад, потому что на улице холодно. А два Мороза стараются вас заморозить, дотронуться до плеча. До кого дотронулись, тот замерзает (замирает на месте) и стоит до тех пор, пока Морозы их не разморозят. Потом игра начинается сначала.
Подвижная игра «Попади снежком в корзину»
Цель: развивать быстроту, силу, ловкость, глазомер, внимание.
Правила игры: Надо встать вокруг корзин. Мальчики бросают снежки с расстояния 3 шагов от корзины, а девочки с 2 шагов. Самое главное правило попасть снежком в корзину. Берем по 2 снежка в правую и левую руки. Начинаем и заканчиваем по свистку. Молодцы, много снежков попало в корзину и у девочек, и у мальчиков. Хотите еще раз попробовать? (2 раза)
Подвижная игра «Метель, снежинки, сосульки, льдинки»
Цель: развивать быстроту, силу, ловкость,
Правила игры: На слово «метель» дети разбегаются по площадке, «снежинки» - кружатся на месте, «сосульки» - качаются с ноги на ногу, говоря «дзынь - дзынь», «льдинки»- останавливаются и поднимают руки вверх.
Подвижная игра «Паровозик Дед Мороз»
Цель: развитие двигательной активности, подражательности, координации движений, общей моторики, эмоциональной отзывчивости.
Правила игры: Все дети встают друг за другом – будут вагончиками. Впереди – паровоз Дед Мороз. Ведущий в роли Деда Мороза - паровоза: встает впереди детей, и медленно передвигаясь, произносит: Ту-ту. Едет, едет паровоз без трубы и без колес. Без трубы, без колес паровозом Дед Мороз. Дед Мороз объявляет станции: «Станция похлопушкино» (Дети хлопают в ладоши, «Станция топотушкино» (топают ногами, «Станция попрыгайкино» (прыгают, «Станция покричалкино» (кричат с Новым годом, «Станция на места сажалкино» (садятся на места) и так далее.