Буркова Наталья
Проект в старшей группе «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-творческий проект для детей старшей группы
Тип проекта
Информационно – творческий.
Продолжительность
Среднесрочный.
Участники
Дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Актуальность проекта
Обусловлена большой значимостью воспитания нравственно
Публикация «Проект в старшей группе „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта
Знакомство дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, позволит детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта
Создать условия для формирования у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта
Познакомить детей с народными промыслами.
Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.
Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать
эстетический вкус.
Развивать навыки художественного творчества детей.
Организационный этап Подготовка материалов:
Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи)
Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами.
Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр.
Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов.
Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Продуктивный этап
Формирование проблемы проекта и интереса у детей к теме проекта.
Методы реализации проекта
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности
Познавательная деятельность
Речевая деятельность
Художественно-творческая деятельность
Игровая деятельность
Работа с родителями
Познавательная деятельность:
1. Тематические беседы:
«Знакомство с филимоновской игрушкой»
«В мастерской дымковской игрушки»
«Знакомство с хохломским промыслом»
«Сказочная Гжель»
Викторина «Народные промыслы России»
Развитие речи «Золотая хохлома»
Викторина: «Хохломская и Дымковская роспись»
2. Просмотр презентаций
«Знакомство с хохломским промыслом»
Фото-презентация «Дымка»
Фото-презентация «Филимоновская игрушка»
Викторина «Народные промыслы России»
Интерактивная игра «Золотая Хохлома»
3. Речевая деятельность
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов.
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома»
4. Художественно - творческая деятельность
Рассматривание альбомов и наглядно - демонстрационного материала.
Лепка (пластилинография) «Изготовление тарелки «Золотая хохлома»
Рисование «Укрась узорами лошадку»
Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома»
Рисование филимоновских элементов.
Лепка «Филимоновский барашек»
Конструирование из бумаги «Кружечка (Гжель)»
Рисование «Хохлома» (рисование узора в полоске)
Аппликация «Наше чудо – Хохлома»
Приобщение к искусству «Чудо-Хохлома» (ложка в технике пластилинография)
5. Игровая деятельность
Подвижные народные игры.
Хороводные народные игры «Гуси-Лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»
Сюжетно - ролевая игра «Экскурсия в музей»
Дидактические игры: «Составь узор», «Пазлы», «Игра-ходилка», «Скажи сколько», «Лото»
6. Работа с родителями
Участие в мини-музея в группе по теме «Народные промыслы России»
Оказание помощи детям в подборе материала.
Участие совместно с детьми в детско-родительском клубе: «Дочки-сыночки» по теме проекта.
Консультации для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Обобщающий этап
Оформление выставки рисунков и поделок детей.
Результативность проекта
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей развивается желание больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа.
Дети научатся различать стили известных видов декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.
Таким образом, тема декоративно - прикладного искусства в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добро в детях, любовь к родному краю, к своей стране.
План работы с детьми по осуществлению проекта
«Народные промыслы России»
Тема дня: «Веселая дымка»
Цель: создать условия для умения детей определять дымковскую игрушку и находить в ней отличия от других игрушек народных промыслов России НОД Совместная деятельность педагога с детьми
30 октября 1 Беседа: «В мастерской
дымковской игрушки» *Просмотр фото-презентации «Дымка»
*Организация выставки «Народные промыслы России»
*Рассматривание иллюстраций и наглядного материала «Дымковская игрушка»
*Дидактические игры «Третий лишний»,
«Цветные капельки», «Дымковские разрезные картинки»
*Предложить детям раскраски «Дымка»
*Разучивание стихотворения про дымку.
2 Математический батл: «Знатоки дымковской игрушки» НОД в старшей группе.
3 Рисование «Укрась узорами лошадку»
4 Чтение художественной литературы.
Отрывок из повести В. Крупина «В дымковской слободе»
5 Консультация для родителей: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Тема дня: «Филимоновские игрушки»
Цель: создать условия для знакомства детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширить представление о народной игрушке.
НОД Совместная деятельность педагога с детьми
31 октября 1 Беседа «Знакомство с филимоновской игрушкой» *Просмотр фото-презентации «Филимоновская игрушка»
*Рассматривание иллюстраций, игрушек.
*Разучивание народных подвижных игр (картотека)
2 Рисование
филимоновских элементов: полосок, елочек, цветов.
3 Интерактивная игра: «Филимоновская игрушка» *Разучиваем поговорки и пословицы о труде.
*Разучивание стихотворения про филимоновскую игрушку.
4 Творческая мастерская: Лепка «Филимоновский барашек»
Тема дня: «Золотая хохлома»
Цель: расширять знания детей о народном искусстве, уточнять представления о хохломском промысле, учить детей находить характерные особенности хохломских изделий, формировать эстетический вкус.
НОД Совместная деятельность педагога с детьми
1 ноября
1 Беседа: «Знакомство с
хохломским промыслом» с просмотром презентации *Изготовление с детьми заготовок – шаблонов для хохломской росписи, тонирование шаблонов.
*Тонирование изделий (тарелки, ложки, стаканчики)
*Просмотр презентации по теме.
*Рассматривание образцов хохломской росписи.
*Работа в раскрасках «Хохлома»
*Рисование хохломских узоров.
* Разучивание стихотворения про хохлому.
2 Лепка (пластилинография) : «Изготовление тарелки «Золотая хохлома»
3 Приобщение к искусству:
«Знакомство с хохломой»
4 Консультация для родителей: «Знакомство детей с хохломской росписью»
Тема дня: «Синеголубое чудо. Гжель»
Цель: познакомить детей с новым народным промыслом декоративно-прикладного искусства - гжельская роспись; учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла, развивать эстетический вкус
НОД Совместная деятельность педагога с детьми
2 ноября 1 Развитие речи «Сказочная Гжель» *Рассматривание иллюстраций.
*Рисование элементов Гжельской росписи.
*Раскрашивание раскрасок «Гжель»
* Знакомство детей с дидактическими играми: «Сказочная Гжель»
2 Конструирование из бумаги «Кружечка (Гжель)»
3 «Школа мышления» : дидактические игры «Гжель»
Тема дня: «Народные промыслы России»
Цель: закрепление знаний характерных признаков народных промыслов (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписи)
Задачи:
Образовательная
1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках росписей, традициях.
4. Различать и называть изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка, посуда (Хохлома, Гжель, разделочные доски (Гродец, подносы (Жостово) и их характерные особенности.
5. Различать материалы народных промыслов (дерево, глина, жесть, фарфор).
НОД Совместная деятельность педагога с детьми
3 ноября 1 Обобщающее занятие: «Народные промыслы России» *Рассматривание иллюстраций.
*Д / игры.
*Раскрашивание раскрасок по теме проекта.
*Разучивание народных хороводных игр по теме проекта (картотека)
2 Викторина: «Народные промыслы России»
3 Загадки по теме: «Народные промыслы России»
4 Сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия в музей»
Тема недели: «Золотая хохлома»
Цели: создать условия для знакомства с историей промысла, особенностями хохломской росписи; воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать, любовь к русскому народному творчеству и понимание связи между различными видами творчества. Развивать в детях патриотические чувства.
НОД Совместная деятельность педагога с детьми
7 ноября 1 Развитие речи «Золотая хохлома» *Д/И «Отгадай загадку»
*Д/У «Оживи картинку», «Что перепутал художник?», «Дорисуй узор»
* Составление описательного рассказа о предметах посуды.
* Рассматривание иллюстраций «Золотая хохлома» - воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре своей Родины.
*Дидактическая игра «Кто найдет пусть возьмет» -учить детей использовать в игре знания о том, из каких материалов сделаны различные предметы. Активизация словаря детей, развитие связной речи, внимания.
2 Рисование «Хохлома» (рисование узора в полоске)
3 Родиноведение «Хохлома»
8 ноября
1 Аппликация «Наше чудо – Хохлома»
2 Приобщение к искусству
«Чудо-Хохлома» (ложка в технике пластилинография)
9 ноября 1 Обучение грамоте «Золотая Холома»
2 «Школа мышления»
Интерактивная игра «Золотая Хохлома»
10 ноября 1 Социально-коммуникативное развитие
Итоговое занятие «Народные промыслы» (игра-путешествие по станциям)
2 Клубный час:
«Народные игры»
Литература
1.«Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
8. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009.
9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.