Киселёва
Проект в старшей группе «Народное декоративно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
«Народное декоративно-прикладное искусство»
Проект выполнила Киселёва
Татьяна Вячеславовна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 302»
Московского района
Нижний Новгород
2020 год
«Народное декоративно-прикладное искусство"
«ЗАБОТА О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ВСЕХ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ - ЭТО ДОЛГ, СЧАСТЛИВАЯ И РАДОСТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОДИНЫ»
Публикация «Проект в старшей группе „Народное декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
АКАДЕМИК Д. С. ЛИХАЧЕВ
Актуальность
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.
Важную роль декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества, такие как А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведением народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств,приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в д/саду.
Практика работы в ДОУ доказывает слова К. Д. Ушинского: «Воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным», ведь народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению Константина Дмитриевича, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус, благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. А у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративным – прикладным искусством. Поэтому важно подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки, аппликации и рисования.
Приобщение детей к различным видам искусствам помогает детям войти в мир прекрасного, учит видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.
Соприкосновение с декоративно - прикладным искусством обогащает ребят, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, развивается мышление и воображение.
Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства, и развивается художественный вкус, эстетическая оценка. У детей формируется разные способности – как интеллектуальные, так и художественные.
Цель:
• приобщение детей к истокам русской культуры посредством народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
• продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, городец, хохлома, гжель, матрешка);
• воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, формировать за мастерство русских мастеров;
• прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;
• показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств.
• развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);
• совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи: точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т. д.);
• закреплять умение лепить из глины декоративные изделия;
• привлекать родителей к участию в проекте.
Вид проекта: информационно-творческий, среднесрочный
Участники проекта: дети и педагоги старшей группы, родители воспитанников группы, музыкальный руководитель.
Срок реализации: январь-март 2020 года
Краткая аннотация проекта
Проект помимо знаний о народных ремёслах овладения практическими умениями и навыками, создаёт условия для расширения культурного кругозора дошкольника.
Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов, следуя традициям. К народным промыслам России относятся хохломская роспись, гжель, городецкая роспись, богородская игрушка, семёновская матрёшка, и др.
Планируемые результаты проекта:
Дети:
• знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;
• рассказывают об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;
• составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;
• получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;
Родители:
• обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;
• активная помощь в оформлении выставки «Народные мастера» (совместная работа детей с родителями);
• участие в празднике «Веселая ярмарка»
В группе:
• оформление мини-музей народного декоративно-прикладного искусства «Народные промыслы», магазина сувениров «Матрешечка»
Продукт проектной деятельности:
- Организация выставки детских работ «Городецкие узоры», «Слобода Дымково», «Гжельская птица», «Хоровод матрешек»
- Оформление тематических альбомов «Веселые матрешки», «Стихи и загадки о народных промыслах»
- Изготовление книжек-малышек «Дымковские сказки»
- Создание мини-музея «Народные промыслы»
- Создание магазина сувениров «Матрешечка»
- Изготовление дидактической игры «Спрячь матрешку» для малышей
- Изготовление лэпбука «Мастерская народных промыслов», карты Нижегородской области
Презентация проекта: праздник совместно с родителями (законными представителями) «Веселая ярмарка»
Содержание психолого-педагогической работы
Образовательная область «Социально-коммуникативная развитие» «В гостях у бабушки» (игра-посиделки)
Беседа «Русские народные промыслы».
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;
Просмотр презентаций: «Как изготавливают матрешек», «История русской матрешки», «Работа народных мастеров»,
Д/игры «Найди отличия»
Компьютерные игры «Матрешки», «Найди барышне платье»
Разучивание ролей экскурсоводов мини-музея народных промыслов.
«У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» (игра- беседа) Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».
Игра-путешествие «В гости к загорской матрешке».
Беседа «Труд и ремесла на Руси».
Создание макета русской избы
Беседа «Мастера русские», «Деревянные игрушки».
Рассматривание картинок с изображением плотницких инструментов.
Беседа «Разогреем самовар»
Ситуативная проблемная ситуация: «Отыскать иголку в стоге сена». Хороводные игры «Гори, гори ясно», «Ручеёк».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Беседа «Из каких материалов делали игрушки наши предки»
Эксперименты: «В поисках глины», «Свойства глины»; «Из чего сделаны Матрёшки?», «Дерево и его свойства»;
Рассматривание тематических альбомов «Стихи и загадки о народных промыслах» и др.
Создание мини-музея «Народные промыслы»
Настольная игра «Русские узоры». Рассматривание альбома: «В прошлое посуды»,«В гости к Матрёшке».
Тематическая беседа: «Весёлые матрёшки». Д/игра «Собери матрёшку», «Построй матрешек по росту».
НОД «Из чего же, из чего же?» (дерево- матрёшки, Хохлома; глина -Дымка, фарфор – Гжель;).
Беседа «Сине-голубое чудо» (гжель, «Золотая хохлома»
Д/игра «Собери картинку», «Что лишнее». Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи «Природные мотивы».
Образовательная область «Речевое развитие»
Выставка книг о народных промыслах;
Игра-викторина «Откуда пришла посуда?».
Игра-развлечение «Веселые матрешки»
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семёновские матрёшки», Э. Успенского, «Матрёшки»«Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома».
Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».
Игра-развлечение «Приглашение на ярмарку» (с использованием элементов театрализации)
Беседа «О народных промыслах и традициях».
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».
Д/игра «Угадай и расскажи».
Образовательная область «Физическое развитие»
Игра «Путешествие по России»
Утренняя гимнастика (с матрёшками) «Весёлые матрёшки».
Гимнастика пробуждения: «Игрушки».
Подвижные игры: «Матрёшки и мышь»; «Горелки». Эстафета: «Передай игрушку».
Презентация «Как берегли здоровье наши предки?»
Беседа «Народная аптека».
Беседа о ромашке.
Д/игра «Выложи по образцу лекарственное растение»
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Беседа на тему «Что такое музей».
Создание магазина сувениров «Матрешечка»
Д/Игра «Что звучит?», «Назови народный музыкальный инструмент»
Фотовыставка «Мы народные умельцы».
Работа с раскрасками «Матрешки», «Городецкие мотивы», и др.
Лепка «Дымковская барышня», «Козлик» и др.
Рисование «Гжельская птица», «Дымковские игрушки», «Матрешки» и др.
Рисование (сюжетное) «Знакомьтесь: семья русских матрёшек»
Тематические беседы: «Дымковские мастера», «Что такое хохлома?».
Д/и «Угадай сказку», «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Найди правильно», «Найди отличия», «Угадай правильно».
Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы»
Изготовление книжки-малышки «Народные промыслы» (любимые потешки, народные промыслы).
Создание лэпбука на тему: «Мастерская народных промыслов».
Лепка из солёного теста «Дымковские игрушки».
Изготовление книжек-малышек «Дымковские сказки»
Изготовление д/и для малышей «Спрячь матрешку»
Занятие «Ой, вы, гусли, мои гусли»
Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;
Танец «Русские матрешечки»
Игра на народных музыкальных инструментах
Результативность проекта:
В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.
Работа с родителями (законными представителями):
Родителям предлагалось:
1. Принять участие в создании мини-музея «Народные промыслы», магазина сувениров «Матрешечка»;
2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;
3. Помочь детям разучивать стихи;
4. Принять участие в изготовлении костюмов к празднику «Веселая ярмарка»;
5. Разгадать кроссворды о народных промыслах
6. Принять участие в празднике «Веселая ярмарка»
Информационные ресурсы:
1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.
2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.
6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.
7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.
8. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.
10. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
Занятие в старшей группе «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Цель: приобщать детей к русским национально - культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – символе русского народного искусства.
Задачи:
- познакомить детей с историей матрешки;
- обобщить и закрепить у детей знания о видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;
- расписывать матрешку росписью по желанию, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;
- воспитывать у детей эстетические и художественные вкусы.
Предварительная работа: рассматривание матрешек и иллюстраций с изображением разных видов матрешек (Полхов – Майдановской, Семеновской, Сергиево – Посадской, беседы о творчестве русских мастеров, разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, физкультминуток о матрешках, обследование и рассматривание расписных кукол, игры с матрешками, слушание музыкальных фольклорных композиций, роспись бумажных матрешек.
Оборудование, демонстрационный материал: деревянные игрушки - матрешки и картинки с изображением разных матрешек (Полхов – Майдановской, Семеновской, Сергиево – Посадской, «Толковый словарь», компьютерная презентация «Как появилась русская матрешка», русская народная музыка («Во саду ли, в огороде», «Калинка-малинка»).
раздаточный материал: бумажные шаблоны матрешек, акварель, гуашь, кисти.
Ход занятия:
- Ребята, у нас с вами есть очень интересная тема для разговора - говорить сегодня мы будем о сувенирах. Что такое сувенир? (Ответы детей).
В толковом словаре слово «сувенир» имеет два значения: первое – подарок на память, второе – художественное изделие, вещь, как память о посещении страны, города. (Воспитатель зачитывает значение слова в «Толковом словаре»).
- Ребята, сейчас у нас есть возможность отправиться на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь!
(Дети с воспитателем подходят к магазину сувениров «Матрешечка», где их встречают продавцы-дети).
1 продавец - Магазин «Матрешечка»,
Не беда, что крошечка.
Сувениров много здесь –
Каждому по вкусу есть.
- Какой красивый магазин. Какие игрушки здесь продаются? (Матрешки)
2 продавец - Хоть матрешки небольшие,
Они очень славные!
Все цветами расписные,
А одна – заглавная!
3 продавец - Эти куклы все с сюрпризом,
Посмотрите – ка, внутри
У матрешек – невеличек
Живут младшие сестрички.
- Сколько много в магазине матрешек. Все красивые, да все разные по форме и росписи в зависимости от места происхождения. Есть ли в магазине знакомые вам матрешки? Расскажите, откуда они. (Дети по очереди берут матрешку в руки и читают про нее стихи).
Полхов – Майдановская матрешка
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Матрёшки из Сергиева Пасада
Я из Сергиева Пасада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Семеновская матрешка
Из Семенова матрешка,
а внутри – матрешки-крошки.
Их умею я считать –
один, два, три, четыре, пять!
Чтоб досчитать до десяти,
чуть-чуть мне надо подрасти.
Красный низ и желтый верх
у матрешек этих всех.
Держит розочки в руке,
и спиральки на платке.
- Матрешки не только красивые, но и веселые.
Физкультминутка
Мы весёлые Матрёшки –
(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
На ногах у нас сапожки –
(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
В сарафанах наших пёстрых –
(имитация держания за подол сарафана)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки)
Мы похожи, словно сёстры –
(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)
Ладушки, ладушки –
(хлопки в ладошки).
- Матрешка – удивительная игрушка! А почему деревянную куколку назвали «матрешкой»? (имя произошло от распространенного на Руси женских имен Маша и Матрена). Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Как же появилась первая матрешка?
Презентация «Как появилась русская матрешка».
1 слайд
Однажды из Японии, с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был узкоглазый деревянный старичок Фукурума. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.
2 слайд
Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку.
3 слайд
Художник Сергей Малютин расписал.
4 слайд
Они переодели ее в сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали губки, глазки, щечки. И назвали Матрешкой.
- Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрешек, а чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, мастера,
За работу всем пора.
(Воспитатель предлагает выбрать себе «мастерскую» (три стола) по желанию: первая «Семеновская мастерская», вторая – «Загорская мастерская», третья – «Полхов – Майданская мастерская»).
Мастера, скорей за дело –
Украшай матрешек смело!
(Дети расписывают матрешку понравившейся росписью).
- Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке. (Ответы детей). Сувениром какой страны является матрешка? Ребята, предлагаю подарить своих матрешек нашим гостям, как в память о нашем занятии.
-