МААМ-картинки

Проект в старшей группе «Народное декоративно-прикладное искусство»

Киселёва
Проект в старшей группе «Народное декоративно-прикладное искусство»

Проект в старшей группе

«Народное декоративно-прикладное искусство»

Проект выполнила Киселёва

Татьяна Вячеславовна

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 302»

Московского района

Нижний Новгород

2020 год

«Народное декоративно-прикладное искусство"

«ЗАБОТА О НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ ВСЕХ НАРОДОВ НАШЕЙ СТРАНЫ - ЭТО ДОЛГ, СЧАСТЛИВАЯ И РАДОСТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ КАЖДОГО ГРАЖДАНИНА НАШЕЙ ВЕЛИКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОДИНЫ»

Публикация «Проект в старшей группе „Народное декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах

АКАДЕМИК Д. С. ЛИХАЧЕВ

Актуальность

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту, накопленному предшествующими поколениями. Ведь декоративно - прикладное искусство – составная часть этого опыта, а народное творчество – источник чистый и вечный, оно идет от души. Душа народная добра и красива, именно поэтому необходимым условием развития личности является использование народного искусства в работе с детьми.

Важную роль декоративно - прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества, такие как А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведением народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств,приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в д/саду.

Практика работы в ДОУ доказывает слова К. Д. Ушинского: «Воспитание, если не хочет быть бессильным, должно быть народным», ведь народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению Константина Дмитриевича, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка; прививается любовь к своему краю. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного и развивать у них художественный вкус, благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту».

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. А у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративным – прикладным искусством. Поэтому важно подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приемы лепки, аппликации и рисования.

Приобщение детей к различным видам искусствам помогает детям войти в мир прекрасного, учит видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить.

Соприкосновение с декоративно - прикладным искусством обогащает ребят, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства радости, восхищения, восторга, образуются образные представления, развивается мышление и воображение.

Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства, и развивается художественный вкус, эстетическая оценка. У детей формируется разные способности – как интеллектуальные, так и художественные.

Цель:

• приобщение детей к истокам русской культуры посредством народного декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

• продолжать знакомить с разнообразием видов народного декоративно-прикладного искусства, историей их возникновения, приемами работы (дымка, городец, хохлома, гжель, матрешка);

• воспитывать уважение и чувство гордости к труду народных мастеров, формировать за мастерство русских мастеров;

• прививать эстетический вкус к окружающему миру через ознакомление с предметами народного искусства, средствами выразительности изделий;

• показать взаимосвязь декоративно-прикладного, устного и музыкального искусств.

• развивать художественные и творческие способности детей (придумывать узоры для бумажных силуэтов);

• совершенствовать навыки и умения в декоративно-прикладной росписи: точки, полоски, завитушки, листочки, цветы и т. д.);

• закреплять умение лепить из глины декоративные изделия;

• привлекать родителей к участию в проекте.

Вид проекта: информационно-творческий, среднесрочный

Участники проекта: дети и педагоги старшей группы, родители воспитанников группы, музыкальный руководитель.

Срок реализации: январь-март 2020 года

Краткая аннотация проекта

Проект помимо знаний о народных ремёслах овладения практическими умениями и навыками, создаёт условия для расширения культурного кругозора дошкольника.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой. Мастера народного декоративно – прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов, следуя традициям. К народным промыслам России относятся хохломская роспись, гжель, городецкая роспись, богородская игрушка, семёновская матрёшка, и др.

Планируемые результаты проекта:

Дети:

• знают и называют разные виды народного декоративно-прикладного творчества;

• рассказывают об истории возникновения предметов творчества, в каких центрах традиционных народных художественных промыслов России созданы изделия;

• составляют узоры, композиции по мотивам народной декоративной росписи;

• получают положительный эмоциональный отклик от своей деятельности;

Родители:

• обогащают свои знания о народных декоративных изделиях;

• активная помощь в оформлении выставки «Народные мастера» (совместная работа детей с родителями);

• участие в празднике «Веселая ярмарка»

В группе:

• оформление мини-музей народного декоративно-прикладного искусства «Народные промыслы», магазина сувениров «Матрешечка»

Продукт проектной деятельности:

- Организация выставки детских работ «Городецкие узоры», «Слобода Дымково», «Гжельская птица», «Хоровод матрешек»

- Оформление тематических альбомов «Веселые матрешки», «Стихи и загадки о народных промыслах»

- Изготовление книжек-малышек «Дымковские сказки»

- Создание мини-музея «Народные промыслы»

- Создание магазина сувениров «Матрешечка»

- Изготовление дидактической игры «Спрячь матрешку» для малышей

- Изготовление лэпбука «Мастерская народных промыслов», карты Нижегородской области

Презентация проекта: праздник совместно с родителями (законными представителями) «Веселая ярмарка»

Содержание психолого-педагогической работы

Образовательная область «Социально-коммуникативная развитие» «В гостях у бабушки» (игра-посиделки)

Беседа «Русские народные промыслы».

Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов;

Просмотр презентаций: «Как изготавливают матрешек», «История русской матрешки», «Работа народных мастеров»,

Д/игры «Найди отличия»

Компьютерные игры «Матрешки», «Найди барышне платье»

Разучивание ролей экскурсоводов мини-музея народных промыслов.

«У нас в гостях Марьюшка и Иванушка» (игра- беседа) Чтение стихотворения П. Воронько «Лучше нет родного края».

Игра-путешествие «В гости к загорской матрешке».

Беседа «Труд и ремесла на Руси».

Создание макета русской избы

Беседа «Мастера русские», «Деревянные игрушки».

Рассматривание картинок с изображением плотницких инструментов.

Беседа «Разогреем самовар»

Ситуативная проблемная ситуация: «Отыскать иголку в стоге сена». Хороводные игры «Гори, гори ясно», «Ручеёк».

Образовательная область «Познавательное развитие»

Беседа «Из каких материалов делали игрушки наши предки»

Эксперименты: «В поисках глины», «Свойства глины»; «Из чего сделаны Матрёшки?», «Дерево и его свойства»;

Рассматривание тематических альбомов «Стихи и загадки о народных промыслах» и др.

Создание мини-музея «Народные промыслы»

Настольная игра «Русские узоры». Рассматривание альбома: «В прошлое посуды»,«В гости к Матрёшке».

Тематическая беседа: «Весёлые матрёшки». Д/игра «Собери матрёшку», «Построй матрешек по росту».

НОД «Из чего же, из чего же?» (дерево- матрёшки, Хохлома; глина -Дымка, фарфор – Гжель;).

Беседа «Сине-голубое чудо» (гжель, «Золотая хохлома»

Д/игра «Собери картинку», «Что лишнее». Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи «Природные мотивы».

Образовательная область «Речевое развитие»

Выставка книг о народных промыслах;

Игра-викторина «Откуда пришла посуда?».

Игра-развлечение «Веселые матрешки»

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семёновские матрёшки», Э. Успенского, «Матрёшки»«Дымковская игрушка», «Узоры Гжели», «Золотая Хохлома».

Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

Игра-развлечение «Приглашение на ярмарку» (с использованием элементов театрализации)

Беседа «О народных промыслах и традициях».

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».

Д/игра «Угадай и расскажи».

Образовательная область «Физическое развитие»

Игра «Путешествие по России»

Утренняя гимнастика (с матрёшками) «Весёлые матрёшки».

Гимнастика пробуждения: «Игрушки».

Подвижные игры: «Матрёшки и мышь»; «Горелки». Эстафета: «Передай игрушку».

Презентация «Как берегли здоровье наши предки?»

Беседа «Народная аптека».

Беседа о ромашке.

Д/игра «Выложи по образцу лекарственное растение»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Беседа на тему «Что такое музей».

Создание магазина сувениров «Матрешечка»

Д/Игра «Что звучит?», «Назови народный музыкальный инструмент»

Фотовыставка «Мы народные умельцы».

Работа с раскрасками «Матрешки», «Городецкие мотивы», и др.

Лепка «Дымковская барышня», «Козлик» и др.

Рисование «Гжельская птица», «Дымковские игрушки», «Матрешки» и др.

Рисование (сюжетное) «Знакомьтесь: семья русских матрёшек»

Тематические беседы: «Дымковские мастера», «Что такое хохлома?».

Д/и «Угадай сказку», «Собери гжельскую розу», «Угадай, какая роспись», «Найди правильно», «Найди отличия», «Угадай правильно».

Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы»

Изготовление книжки-малышки «Народные промыслы» (любимые потешки, народные промыслы).

Создание лэпбука на тему: «Мастерская народных промыслов».

Лепка из солёного теста «Дымковские игрушки».

Изготовление книжек-малышек «Дымковские сказки»

Изготовление д/и для малышей «Спрячь матрешку»

Занятие «Ой, вы, гусли, мои гусли»

Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;

«Незабудковая Гжель» муз. Чичикова, сл. П. Синявского;

Танец «Русские матрешечки»

Игра на народных музыкальных инструментах

Результативность проекта:

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.

Работа с родителями (законными представителями):

Родителям предлагалось:

1. Принять участие в создании мини-музея «Народные промыслы», магазина сувениров «Матрешечка»;

2. Активно интересоваться деятельностью ребенка в группе;

3. Помочь детям разучивать стихи;

4. Принять участие в изготовлении костюмов к празднику «Веселая ярмарка»;

5. Разгадать кроссворды о народных промыслах

6. Принять участие в празднике «Веселая ярмарка»

Информационные ресурсы:

1. «Дошкольное воспитание». - №8.- 19981.

2. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.

3. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре

4. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.

5. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

6. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012.

7. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т. С. – М. : Педагогическое общество России, 2005.

8. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

9. Соломенникова О. А. Радость творчества. – М. : Мозаика-Синтез,2008.

10. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.

Занятие в старшей группе «РУССКАЯ МАТРЕШКА»

Цель: приобщать детей к русским национально - культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке – символе русского народного искусства.

Задачи:

- познакомить детей с историей матрешки;

- обобщить и закрепить у детей знания о видах и особенностях росписи русской деревянной куклы;

- расписывать матрешку росписью по желанию, активно и творчески используя в работе ранее усвоенные способы и приемы изображения;

- воспитывать у детей эстетические и художественные вкусы.

Предварительная работа: рассматривание матрешек и иллюстраций с изображением разных видов матрешек (Полхов – Майдановской, Семеновской, Сергиево – Посадской, беседы о творчестве русских мастеров, разучивание стихов, пальчиковой гимнастики, физкультминуток о матрешках, обследование и рассматривание расписных кукол, игры с матрешками, слушание музыкальных фольклорных композиций, роспись бумажных матрешек.

Оборудование, демонстрационный материал: деревянные игрушки - матрешки и картинки с изображением разных матрешек (Полхов – Майдановской, Семеновской, Сергиево – Посадской, «Толковый словарь», компьютерная презентация «Как появилась русская матрешка», русская народная музыка («Во саду ли, в огороде», «Калинка-малинка»).

раздаточный материал: бумажные шаблоны матрешек, акварель, гуашь, кисти.

Ход занятия:

- Ребята, у нас с вами есть очень интересная тема для разговора - говорить сегодня мы будем о сувенирах. Что такое сувенир? (Ответы детей).

В толковом словаре слово «сувенир» имеет два значения: первое – подарок на память, второе – художественное изделие, вещь, как память о посещении страны, города. (Воспитатель зачитывает значение слова в «Толковом словаре»).

- Ребята, сейчас у нас есть возможность отправиться на экскурсию в магазин сувениров и посмотреть, какие сувениры там продаются. Сегодня я буду вашим экскурсоводом. Итак, в путь!

(Дети с воспитателем подходят к магазину сувениров «Матрешечка», где их встречают продавцы-дети).

1 продавец - Магазин «Матрешечка»,

Не беда, что крошечка.

Сувениров много здесь –

Каждому по вкусу есть.

- Какой красивый магазин. Какие игрушки здесь продаются? (Матрешки)

2 продавец - Хоть матрешки небольшие,

Они очень славные!

Все цветами расписные,

А одна – заглавная!

3 продавец - Эти куклы все с сюрпризом,

Посмотрите – ка, внутри

У матрешек – невеличек

Живут младшие сестрички.

- Сколько много в магазине матрешек. Все красивые, да все разные по форме и росписи в зависимости от места происхождения. Есть ли в магазине знакомые вам матрешки? Расскажите, откуда они. (Дети по очереди берут матрешку в руки и читают про нее стихи).

Полхов – Майдановская матрешка

Я матрешка из Майдана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Матрёшки из Сергиева Пасада

Я из Сергиева Пасада

Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор

На переднике узор.

Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Семеновская матрешка

Из Семенова матрешка,

а внутри – матрешки-крошки.

Их умею я считать –

один, два, три, четыре, пять!

Чтоб досчитать до десяти,

чуть-чуть мне надо подрасти.

Красный низ и желтый верх

у матрешек этих всех.

Держит розочки в руке,

и спиральки на платке.

- Матрешки не только красивые, но и веселые.

Физкультминутка

Мы весёлые Матрёшки –

(руки полочкой перед грудью, указательный палец правой руки упирается в щёку)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

На ногах у нас сапожки –

(поочерёдно выставляют вперёд правую и левую ноги)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

В сарафанах наших пёстрых –

(имитация держания за подол сарафана)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки)

Мы похожи, словно сёстры –

(держаться за воображаемые концы платочка и приседают)

Ладушки, ладушки –

(хлопки в ладошки).

- Матрешка – удивительная игрушка! А почему деревянную куколку назвали «матрешкой»? (имя произошло от распространенного на Руси женских имен Маша и Матрена). Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. Как же появилась первая матрешка?

Презентация «Как появилась русская матрешка».

1 слайд

Однажды из Японии, с острова Хонсю была привезена японская традиционная деревянная кукла. Это был узкоглазый деревянный старичок Фукурума. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

2 слайд

Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Токарь-игрушечник Василий Звездочкин выточил первую матрешку.

3 слайд

Художник Сергей Малютин расписал.

4 слайд

Они переодели ее в сарафан с передником, на голову повязали платок, нарисовали губки, глазки, щечки. И назвали Матрешкой.

- Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрешек, а чтобы наши руки не устали во время работы, предлагаю сделать пальчиковую гимнастику.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

(Воспитатель предлагает выбрать себе «мастерскую» (три стола) по желанию: первая «Семеновская мастерская», вторая – «Загорская мастерская», третья – «Полхов – Майданская мастерская»).

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело!

(Дети расписывают матрешку понравившейся росписью).

- Очень яркие, весёлые матрёшки получились у нас! Итак, ребята, а теперь расскажите, о том, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке. (Ответы детей). Сувениром какой страны является матрешка? Ребята, предлагаю подарить своих матрешек нашим гостям, как в память о нашем занятии.

-

Публикации по теме:

Народное декоративно-прикладное искусство и его роль в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста (Консультация для родителей) Уважаемые родители! Давайте подумаем, что мы вкладываем в понятие эстетическое развитие личности ребенка.

Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство».Фото отчет (средняя группа) «Народное декоративно — прикладное искусство». Мы, с ребятами нашей группы, решили посвятить неделю народному декоративно – прикладному искусству. Решили остановить свое внимание на наиболее.

Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство»Фотоотчет о проведении конкурса «Калмыцкое народное прикладное искусство» Накануне праздника Цаган Сар (Белый месяц) у нас в ДОУ состоялся конкурс «Хальмг улсин гарин эрдм» («Калмыцкое народное прикладное искусство»).

Итоговое развлечение «Ярмарка мастеров» по проекту «Декоративно-прикладное искусство» (старше-подготовительная группа) МКОУ «Повенецкая СОШ» (дошкольные группы). Воспитатели: Л. А. Артемьева, Л. И. Бирюкова итоговое занятие- развлечение по проекту «декоративно.

Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры»Конспект открытой ООД по ИЗО в подготовительной группе «Народно-прикладное искусство Дагестана. Табасаранские ковры» Конспект открытого ООД в подготовительной группе по ИЗО. Декоративное рисование Тема: «Народно—прикладное искусство Дагестана. Табасаранские.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство»Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Конспект занятия с использованием ИКТ «Уроки гнома Воскресенья. Декоративно-прикладное искусство» Занятие проводится в рамках проекта "Школа.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Искусство - способ познания и отражения действительности, результат творческой деятельности.

Презентация «Декоративно-прикладное искусство России» Слайд 1: «Декоративно-прикладное искусство России». Слайд 2 :Дымковская роспись. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров,.

Проект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группыПроект «Декоративно-прикладное искусство. Дымковская игрушка» для средней группы Автор проекта: Долматова Юлия Сергеевна Вид проекта: Долгосрочный, творчески-информационный Участники проекта: Дети средней группы, родители.

Декоративно-прикладное искусство. Занятие по рисованию в старшей группе «Карельская вышивка»Декоративно-прикладное искусство. Занятие по рисованию в старшей группе «Карельская вышивка» Занятие по рисованию в старшей группе. Декоративно-прикладное искусство Карельская вышивка. Задачи: 1. Продолжать учить детей рассматривать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Народное декоративно-прикладное искусство»
Опубликовано: 6 марта 2022 в 19:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в старшей группе «Народное декоративно-прикладное искусство»» (включая файлы) размещена пользователем Киселёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД