Екатерина Берюченская
Проект «Моя семья — моя радость» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад № 4 муниципального образования Щербиновский район
село Ейское Укрепление
«Моя семья – моя радость».
Воспитатель: Берюченская Е. Д.
«Семья – это та самая среда, в которой человек учиться,
и сам творит добро».
В. А. Сухомлинский.
Семья – это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека.
Публикация «Проект „Моя семья — моя радость“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2020
Семья – это удивительный незаменимый и сложный организм. Это близкие люди, это традиции, которые мы перенимаем из поколения в поколения, это греет нас своей добротой и бескорыстностью и помогает идти дальше.
Человеку важно знать свои корни - отдельному человеку, семье, народу - тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
В. М. Песков
Гипотеза: Если начать формировать ценностные представления о семье c дошкольного возраста, то ценность семьи, как социальной единицы, будет расти в положительной прогрессии.
Актуальность.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Очень важно в прогрессивную эпоху насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по человечески близки друг другу, связаны узами родословной, и духовной близости. Человек, что дерево, подруби корни, уничтожь живую память – засохнет.
Проблема: В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
На мой взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
С помощью данного проекта решено объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.
Проблемы, на решение которых направлен проект :
- Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
- Недостаток знаний у дошкольников о своей семье;
- Разобщенность между семьей и детским садом.
Цель проекта :
Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи.
Задачи проекта :
- формировать у детей представления о семье;
- формировать представления о родственных отношениях;
- закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
- воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
- воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
- привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т. е. потребность к формированию семейных ценностей.
Участники проекта : дети, родители, воспитатели группы.
Вид проекта : творческий, информационно-исследовательский.
Реализация проекта : долгосрочный
Особенности проекта :
- опора на личный опыт детей, полученный ими в семье;
- доступность материала для детей дошкольного возраста;
- максимальная включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями;
- интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты:
- воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
- знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,
- повысить педагогическую культуру родителей,
- установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Структура проекта.
1. Аналитический блок:
-анкетирование,
-мониторинг,
-тестирование,
-интервью.
На данном этапе провела несколько встреч с родителями, анкетирование родителей и опрос детей. В результате выявила их знания о семье.
2. Информационно-накопительный:
-изучение интереса детей для определения целей проекта,
-сбор и анализ педагогического инструментария для взрослых и детей,
-подбор наглядной информации: иллюстрационного материала, литературных произведений, репродукций картин, мультфильмов, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных и строительных игр;
-проведение выставок;
-оформление папок для родителей;
-составления памяток для родителей;
-выпуск газет.
Второй этап направлен на подбор литературы, иллюстрационного материала, изучение семей и составления социального паспорта.
3. Организационно-практический блок.
Реализация проекта на данном этапе предполагает организованную образовательную и совместно-партнерскую деятельность
Виды совместно-партнерской деятельности, формы и методы работы.
Познавательно – речевая:
-проведение познавательных оод,
-чтение художественной литературы,
-разъяснение и заучивание пословиц, поговорок, стихов о семье,
-беседы по картинам,
-составления рассказов о семье,
-рассматривание семейных фотографий.
Игровая деятельность:
-дидактические игры,
-сюжетно-ролевые игры,
-строительные игры,
-театрализованные игры,
-подвижные игры.
Творческая деятельность:
-выставки рисунков,
-фото выставки,
-стенгазеты, коллажи,
-художественное творчество с детьми по теме проекта.
Культурно – досуговая деятельность:
-совместные праздники,
-творческие конкурсы и выставки,
-утренники,
-спортивные семейные досуги,
-встречи с семьей.
Сотрудничество с семьей :
-консультации для родителей,
-родительские собрания,
-создание семейных альбомов,
-вечера вопросов и ответов,
-участие в конкурсах детского сада.
-совместная деятельность детей, родителей и педагогов.
4. Презентационно - завершающий
Презентация проекта «Моя семья – моя радость!»
Праздник ко Дню семьи.
5. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Анализ результатов и выводы.
Данный проект реализуется в соответствии с принципами интеграции образовательных областей и содержанием дошкольного образования в различных видах детской деятельности; познавательно – поисковой, продуктивной, исследовательской, игровой на основе деятельностного подхода.
Интеграция областей знаний в ходе проекта.
Познание
Социализация
Коммуникация
Художественное - творчество
Физическая культура
Музыка
Художественная литература.
Схема реализации проекта в разных видах деятельности.
Разработала перспективное планирование по образовательным областям.
Вся дальнейшая работа была направлена на обогащение знаний детей, сближение коллектива родителей, педагогов и детей. В этом помогли такие формы работы, как коллективная совместная деятельность при изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Любимая сюжетно-ролевая игра среди детей «Семья», «Мой дом». Детям очень нравиться быть в роле «папы» и «мамы».
В процессе сбора информации в группе оформили фотоальбом «Моя семья», дети совместно с родителями составляли рассказы о семье.
Социализация
1. Сюжетно-ролевые игры: «Дом», «Семья», «Детский сад», «Кто работает в детском саду?», «Профессия моих родителей», «День рождения». «В гости к бабушке», «Папин праздник», «День рождение мамы».
2. Дидактические игры: «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Мои хорошие поступки», «Как мы живем в детском саду», «Дарю подарки», «Мое имя», «Найди предметы», «Чьи детки?», «Кем быть», «Кому что нужно для работы».
3. Создание альбомов: «Моя семья», «Что означает мое имя?», «Наши праздники в детском саду».
Большую значимость для формирования представления у детей о нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у тебя семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе».
Проведены познавательные, тематические занятия: «Моя дружная семья!», «Состав семьи» (Семь Я) и другие. Дети с удовольствием рассказывают о своей семье.
Познание
1. Познавательные занятия: «Состав семьи» «Семь Я», «Работа моих родителей», «Моя семья - моя радость», «С кем я живу», «Коли семья вместе, то и душа на месте».
2. Беседы: «Любимый отдых членов семьи», «Как я помогаю дома», «Я и мое тело», «Имена, отчества, фамилии», «Домашний адрес», «Наш домашний праздник», «Выходной день с мамой и папой», «Мои бабушка и дедушка» «Традиции нашей семьи».
3. Экскурсия по детскому саду: «Что хорошо, что плохо?», «Мой поселок». Экскурсии на места работы родителей с целью знакомства с профессией родителей.
4. Рассматривание сюжетных картин: «Моя семья» «У мамы день рождения», «С папой в магазин».
5. Заучивание пословиц семье.
6. Отгадывание загадок о семье.
Дети с удовольствием рассказывают о своей семье, о том, как они провели выходные дни или праздники. Проведены тематические оод; «Коли семья вместе, то и душа на месте», «В гостях у бабушки с дедушкой», «Мой род – моя семья» и другие.
Коммуникация
1. Беседы: «Кто такие - родные, друзья, соседи».
2. Составление рассказов на тему: «С кем я живу», «Хорошо у нас в саду…», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мамины, бабушкины руки», «Мое любимое занятие», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Каким я хочу быть».
3. Составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники». «Как мы отдыхаем всей семьей», «Много у бабушке с нами хлопот».
4. Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома».
5. Коммуникативные игры: «Назови ласково».
Помощь в формировании у детей представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает художественные произведения. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Знакомство и заучивание пословиц и поговорок о семье. Чтение рассказов о семье. На примере литературных героев у детей формируются чувства доброты, эмоциональной отзывчивости, заботы о старших.
Чтение художественной литературы
1. Чтение произведений; С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», Е. Благинина «Посидим в тишине», В. Осеева «Сыновья», А. Кымытваль «Песенка бабушки про непоседу», С. Баруздин «Мамина работа» а так же произведения Н. Носова, А. Барто, С. Маршака, К. Ушинского, В. Осеевой. Обсуждение прочитанного материала.
2. Заучивание стихотворений Э. Успенского «Если был бы я девчонкой», Л. Квитко «Бабушкины руки», Г. Виеру «Не мешайте мне трудиться», Е. Благининой «Вот так мама», Я. Аким «Моя родня». и другие.
3. Загадки на тему: «Семья», «Родной дом», «Детский сад».
4. Заучивание пословиц и поговорок о семье.
Наряду с другими занятиями, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играет художественное творчество детей. В своих рисунках дети передают образ своей семьи, с большим старанием готовят подарки для родителей.
Художественное творчество и продуктивная деятельность
1. Рисование на тему: «Выходные в семье», «Семейные праздники», «С кем я живу», «Портреты членов семьи», «Как я с мамой или папой иду домой из детского сада», «Моя семья».
2. Аппликация; «Украсим фартук для мамы», «»Цветы в подарок».
3. Лепка; «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки», «Розы для мамы».
2. Оформление выставок: «Моя семья», «Мой детский сад».
3. Рисование праздничных открыток, сувениров в подарок родным.
4. Совместное рисование детьми газет: «Как мы отмечали праздники в детском саду», «Мы, любим трудиться», «Наши занятия».
5. Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», «Домашние работы».
Наша главная задача это здоровье и физическое развитие детей. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В данном направлении с детьми проведены беседы, игры, оод. Полученные детьми на оод знания должны непременно подкрепляться в повседневной жизни. Необходим также положительный пример взрослых, окружающих детей и, в первую очередь родителей, и что бы добиться положительных результатов были привлечены родители. Провели родительские собрания, участие родителей в спортивных соревнованиях, досугах.
Физ. оздоровительная деятельность
1. Пальчиковая гимнастика «Семья» и др.
2. Беседы: «Правила безопасного поведения», «Из чего я сделан?», «Это вредная еда», «Микробы и мыло».
Беседа «В здоровом теле – здоровый дух».
3. Дидактические игры: «Опасно – неопасно», «Полезна и вредная еда».
4. Совместно с детьми разработать правила чистюли.
5. Беседа о правильном поведении при профилактике простудных заболеваний.
6. Ситуативный разговор с детьми о бережном отношение к своему здоровью и здоровью других.
7. Ситуативный разговор о правилах личной гигиены.
8. Физкультурные досуги и развлечения.
9. Разучивание сюжетных подвижных игр с музыкальным сопровождением.
11. Тест "Можно ли Ваш образ жизни назвать здоровым?" (для родителей).
В области «Безопасность» с детьми проведено ряд бесед «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей». Разбирали с детьми различные ситуации где использовала проблемный метод.
Безопасность
1. Беседа: «Если ты остался дома один». «Безопасность в доме», «Как мы отдыхаем на природе с семьей».
2. Ситуация: «Что делать, если ты потерялся».
3. Словесная игра «Радио».
4. Составление правил безопасного поведения на улице, в группе, дома.
Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, выполнения самих трудовых действий, обсуждения результатов труда.
Центральным звеном знаний о социальной действительности являются знания о трудовой деятельности людей. Часто наши дети имеют смутное представление о мире профессий взрослых, не знают, кем работают мама и папа, чем занимаются. Дети мало знают о труде взрослых, мало проявляют интереса к миру взрослых, малознакомых людей, редко вступают в контакт. Не все дети понимают, что любая деятельность человека имеет результат. Объем знаний о разных профессиях, о значимости профессии для общества у детей очень низкий.
Именно поэтому в своей работе я уделяю большое внимание знакомству детей с миром профессий, что способствует формированию устойчивого познавательного интереса малышей к труду и желание научиться трудиться как взрослый. Я считаю, что начинать знакомство детей с различными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает расширить у них представления о мире взрослых, пробуждать интерес к их профессиональной деятельности, формировать уважение к труду и бережное отношение к вещам, обогащать словарный запас.
Приучая ребенка к труду, давала ему посильное поручение, объясняла необходимость данной работы, описывала способы действия, следила за выполнением и оценивала по достоинству, учитывая возраст ребенка (адекватная оценка плюс самоанализ).
Следует постоянно помнить, что только в тесном содружестве с семьей можно успешно решать задачу трудового воспитания ребенка.
Формируя у детей навыки самообслуживания, я проводила беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. Оказывала родителям необходимую помощь как организовать трудовую деятельность дома. Постоянно советую родителям давать возможность детям самостоятельно одеваться и раздеваться во время прихода в детский сад и ухода домой. Предлагаю в это время ознакомиться с новой информацией в родительском уголке.
Мамам я советую, чтоб дома они доверяли дочкам протирать полы, помыть посуду. Папы могут организовать своих сыновей почистить ковровые дорожки. Напоминаю, что ребенка надо похвалить, можно даже поощрить. А если ребенок сделал свою работу некачественно, то переделайте, но так, чтобы он не видел.
Провели «Трудовой десант» по благоустройству нашего участка. В присутствии своих детей папы делали скамейки, вкапывали бревнышки, и т. д. Мамы принесли рассаду и посадили на клумбы. Наш участок стал благоустроенным, дети с желанием играют, бегают, прыгают. Дети с большим желанием не только играют на участке, но и активно трудятся на нем.
Труд
1. Коллективный труд в группе «Мы помощники». «День добрых дел».
2. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду».
3. Оформления участка с родителями.
4. Беседы «Моё любимое занятие».
5. Мастерская - «Добрых дел».
6. Беседы: «Помагу-ка другу я», «Мы поссоримся и помиримся».
7. Знакомство с трудом взрослых.
Работа с родителями.
1. Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»; «Семейные традиции».
2. Тест «Какие вы родители».
3. Тематические консультации: «Игры нашего детства», «Приобщение детей к народным традициям», «Воспитание любовью».
4. Памятки и рекомендации для родителей: «Законы семьи», «Пять путей к сердцу ребенка».
5. Оформление альбомов «Я и моя семья», коллаж «Моя семья»
6. Оформление стенда: «Моя семья – моя радость».
7. Проведение совместно музыкальных – спортивных праздников: «Мамин день», «Мама, папа, я – спортивна семья», «Праздник Осени», «Новый год», «23 февраля».
8. Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала).
9. Участие в фотоконкурсах, выставках.
10. Выставка семейных исследовательских проектов «Генеалогическое древо семьи».
11. Семейные встречи «Неразлучные друзья – бабушка, дедушка, мама, папа и я».
12. Родительские собрания: «Роль семьи в воспитании дошкольника», «Гражданин воспитывается с детства». Фото-презентация «День за днем».
Для родителей разработала тематические консультации, памятки и буклеты.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание, которые проходят у нас в форме дискуссий, презентаций. На одном из собраний было предложено родителям творческое задание, совместно с детьми оформить семейный альбом, на страничках которых будут фотографии семьи, совместные праздники, поездки. Все родители по-разному отнеслись к выполнению этого творческого задания, но в основном совместная работа родителей и детей превратилась в увлекательное задание.
В ходе работы по данному проекту дети совместно с родителями изучали корни своей семьи, составляли генеалогическое древо. В соответствии с особенностями своей семьи составляли герб семьи.
Результатом реализации данного проекта является семейные праздники.
Спортивное развлечения «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых, хранит меня!», дети и родители демонстрировали свою ловкость, быстроту и силу, исполняли песни, танцы. Дети дарили подарки, которые приготовили своими руками.
Праздник является важным событием для всех, радость и веселье надолго сохраняется в душе и взрослых и детей. После праздника традиционные беседы с родителями.
К праздникам оформлялись выставка рисунков, фото – выставки, выставка поделок и др.
В результате решения проблемы:
Дети:
- Дети получили необходимую информацию о своей семье.
- О том, что такое семья, что у семьи есть история и традиции.
- Имеют представление о родственных отношениях.
- Имеют представления о родословной как истории семьи.
- Проявят уважительное отношение и любовь к родным и близким к окружающим людям.
Родители:
- Повышается компетентности родителей в вопросах семейного воспитания.
- Повысится уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей.
- Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
- Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.
Рефлексивная записка.
В ходе совместного проекта, еще раз убеждаешься в том, что взаимосвязь с семьей нам жизненно необходима. Ведь родители и педагоги – партнеры в общем деле воспитания, ведь все мы члены одного коллектива. Совместное участие в проектной деятельности помогла нам лучше узнать друг друга, поделиться опытом семейного воспитания, активизировать творческое общение родителей с детьми.
Родители стали более коммуникабельными, доброжелательными и дипломатичными. Установились доверительные детско-родительские отношения. У родителей появилась заинтересованность в продолжительном сотрудничестве.
Особенность данного проекта, на мой взгляд, в том, что вместе мы не только будем активно познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Результатом проекта считаю, удовлетворенность от общения, проделанной работы, совместных дел. Родители начинают понимать простую истину, какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени, качества общения с детьми. И главный результат, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Педагогический инструментарий.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы М. А. Васильевой. – М. :Мозаика-Синтез, 2010 г.
«Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез,2008г.
«Твоя родословная» В. С. Мартышин. Учебное пособие. М. : Школьная пресса,2000г.
Журнал Дошкольное воспитание – 2005Г. ,№3 «Родовое дерево»
«Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. Пашкевич. – Волгоград: Учитель, 2012.
«Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» А. Я. Ветохина. Методическое пособие для педагогов – СПб. : «ООО М. : «Детство-пресс», 2010г.
«Проекты в работе с семьей» методическое пособие. О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
Детско – родительский клуб «Веселая семейка» Л. Н. Попова, М. Н. Гонторевская. Практические материалы- М. :»ТЦ Сфера» 2012г.
Приложение к проекту :
Презентация проекта «Моя семья – моя радость!».