Юлия Шуваева
Проект в средней группе «Широкая Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и социальной значимости проекта Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа. При разработке проекта были учтены требования ФГОС. Проект построен на интеграции всех образовательных областей программы. В ходе реализации проекта используются как традиционные формы процесса воспитания, развития и обучения детей, так и современные ИКТ, здоровьесберегающие технологии, особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу в общении с детьми, тесному сотрудничеству с родителями.
Публикация «Проект в средней группе „Широкая Масленица“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Проекты на тему Масленицы и масленичной недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Цели и задачи проекта Цель проекта : духовно- нравственное воспитание дошкольников методом проектной деятельности.
Задачи проекта :
1. Дать, первоначальные представления о русском народном празднике «Масленица», с характерными для него обрядами. 2. Познакомить детей с русскими традициями гостеприимства, с блюдами русской кухни, историей появления блинов.
3. Развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом.
4. Воспитывать интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
5. Воспитывать чувства патриотизма, основанные на русских традициях, духовно нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
6. Привлечь родителей воспитанников к обсуждению вопросов о проведении совместного праздника Масленицы. Вовлечь семью в единое образовательно-воспитательное пространство детского сада.
Краткая аннотация содержания проекта В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию интереса к русским народным традициям через творческую и познавательную деятельность.
В ходе проекта дети знакомятся с древней традицией русского народа- празднованием «Масленицы» : знают традиции праздника, заклички, пословицы, стихи, песни, хороводы о празднике Масленица.
Материально-техническая база и предполагаемая стоимость проекта Проект реализуется на базе МБДОУ д/с №68.
Материально-техническая база:
- центры: музыкальный, театральный, речевой, игровой, книжный,
- атрибуты для театра;
- методическая и художественная литература;
- наглядный материал;
- центр двигательной активности в группе;
- ИКТ (музыкальный центр).
Проект не предполагает материальных затрат.
Тип проекта познавательно - творческий
По продолжительности Краткосрочный
По количеству участников групповой, фронтальный
Участники проекта воспитатель, дети 4-5 лет, родители
Сроки реализации проекта с 20.02. по 22.02.
Проблема и актуальность. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада. Для повышения интереса к русским традициям, любви к чтению, для развития речи детей мной был разработан проект «Широкая масленица».
Ожидаемые результаты проекта.
Цель проекта : Формирование интереса к традициям русского народа у детей 4-5 лет через творческую и познавательную деятельность.
Задачи проекта :
Обучающие: расширять представления детей о русском обрядовом празднике «Масленица»;
познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие: развивать коммуникативные способности; развивать память, мышление, внимание;
развивать интерес к русским народным традициям; развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные: воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
формировать любовь к Родине, ее традициям, способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Прогнозируемый результат:
Дети:
-умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;
-имеют представление о народных праздниках, играх;
-владеют знаниями масленичной кухни;
-интересуются изобразительной детской деятельностью;
-с интересом участвуют в народных играх;
-выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;
-проявляют интерес к искусству при просматривании картин;
-активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом (отгадывание загадок о весне и зиме).
Педагоги:
-повысится профессиональный уровень, сформируются навыки и умения практического использования методов и приемов по теме проекта.
Родители:
- повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам развития и воспитания детей через русские народные праздники;
- вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
Продукты реализации проекта :
1. Выставка детских работ «Ай, да, Масленица».
2. Развлечение «Масленица»
3. Подобраны консультации, папки - передвижки.
Этапы реализации проекта.
Этапы Содержание деятельности
Iэтап
Организационный - Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме;
-подбор игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности;
-подбор материал для продуктивной деятельности;
-организация тематические занятий, игр, бесед;
-оформление «информационного уголка»;
-рассматривание иллюстраций о празднике, дидактического материала;
-знакомство с праздником «Масленица»;
-использование игры по данной теме.
II этап
Практический Работа с детьми.
Социально-коммуникативное развитие
-Проведение с детьми бесед о русских праздниках и традициях.
Беседы о праздниках, традициях русского народа «Широкая масленица», «Как отмечать Масленицу».
-Чтение сказок, потешек. Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе.
Чтение русского фольклора.
Познавательное развитие.
ООД «Масленица дорогая - наша гостьюшка годовая».
Беседы о традициях и обрядах праздника.
Просмотр электронной презентации «Широкая Масленица» (знакомство детей со значением и обычаями праздника). Видеофильм «Смешарики – Масленица». (дом. задание)
Речевое развитие.
ООД «Здравствуй, Масленица!»
Разучивание стихотворений, потешек, закличек, пословиц о зиме, весне, Масленице. Отгадывание загадок по тематике проекта. Беседы о сезонных изменениях в природе.
Чтение русского фольклора, стихотворений о масленице : «Этот праздник к нам идет…», «Широкая Масленица
Художественно- эстетическое развитие.
Рассматривание репродукции картины Б. М. Кустодиев «Масленица», В. И. Суриков «Взятие снежного городка»
Раскрашивание раскрасок тему: «Барышня - Масленица»
Разучивание закличек «Весна-весна красная», «А мы Масленицу дожидались» и др.
Разучивание русских народных песен, «масленичных» частушек, русских народных наигрышей «Здравствуй красная, весна», «А мы масленку встречаем», «Веснянка».
Физическое развитие
Народные подвижные игры «Ручеек», «Звонарь», «Заря», «Жмурки», «Горелки».
Игры-эстафеты «Перетягивание каната», «Снежный тир», «Кто быстрее на метле».
Подвижные игры на прогулке «Блины», «Гори-гори ясно», «Масленичные ворота», «Карусель».
III этап.
Заключительный 1. Развлечение «Масленица»
2. Выставка аппликаций в уголке творчества «Ай,да,Масленица».
Заключение и выводы
Традиции и праздники русского народа, вводят детей в круг необыкновенных событий, происходящих с их героями, учат доброму отношению к людям, к своему народу, к своей Родине. Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях проектной деятельности. В процессе своей работы я использовала технологию проектной деятельности, здоровье сберегающие технологии, технологию личностно-ориентированного взаимодействия, игровые технологии, информационно-коммуникативные технологии.
На первом этапе реализации проекта была изучена методическая литература, подобраны русские народные игры, потешки, пословицы с учетом возраста детей. Заранее я ознакомила всех родителей с целью и задачами будущего проекта, заинтересовала и привлекла к сотрудничеству (изготовление атрибутов одежды на развлечение «Масленица», посещение совместно с детьми городского праздника). Для родителей были оформлены папки – передвижки о празднике «Масленица», его культуре и традициях.
Основной этап проектной деятельности длился 3 дня. За это время дети познакомились с русскими народными потешками, загадками, литературой по теме. Я старалась привлечь каждого участника в активный, познавательный и мыслительно-речевой процесс, вызвать сопереживание и эмоциональное отношение.
В процессе реализации данного проекта дети с интересом слушали чтение потешек, с удовольствием их разучивали, отгадывали загадки, участвовали в конкурсах рассматривали иллюстрации, повторяли за педагогом с интересом принимали участие в мероприятии «Широкая Масленица». Все это способствовало развитию познавательных способностей детей, наблюдательности и желание общаться.
Дети приняли участие в выставке аппликаций «Ай, да, Масленица» и с гордостью показывали свои работы детям и воспитателям и рассказывали о празднике. На заключительном этапе было проведено развлечение «Масленица» совместно с детьми.
Организована выставка аппликаций «Ай, да, Масленица».
Подобрана информация для родителей.