Татьяна Булгакова
Проект в средней группе «Осень — чудная пора!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе "Пчелки"
"Осень - чудная пора!"
Санкт-Петербург
2020г.
Тип проекта – исследовательский, информационно – творческий.
Продолжительность – краткосрочный (октябрь 2020 год).
Участники – дети, родители, воспитатели.
Возраст детей - средняя группа (4-5 лет).
Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы.
Публикация «Проект в средней группе „Осень — чудная пора!“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Сухомлинский В. А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться».
Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом ещё недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой. Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования её ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать подрастающее поколение первых лет жизни, любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.
Осень – одно из богатейших времён года, сочетание красок, урожай, возможность выйти и наслаждаться видом и звуками природы. Правильно спланированные экскурсии и наблюдения позволяют обогатить детей знаниями и взаимосвязями, существующими в природе.
Метод проектов даёт возможность целенаправленно и эффективно выстраивать педагогическую работу, так как проходит через все виды детской деятельности: познавательную, наблюдения, труд, игры, речевое развитие детей, продуктивную деятельность.
Цель: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи проекта :
• формировать основы экологической культуры дошкольников через проектную деятельность;
• воспитывать желание и умение сохранять окружающий мир природы;
• развивать умение видеть красоту окружающей природы, разнообразие её красок и форм;
• охранять и укреплять здоровье детей;
• расширять представления детей о деревьях и кустарниках;
• развивать диалогическую речь, вовлекать детей в разговор во время наблюдений.
Предполагаемый результат:
расширятся знания детей об осени, её признаках и дарах;
пополнится словарный запас;
дети смогут устанавливать причинно - следственные связи между изменениями в природе, вести наблюдения за объектами живой природы;
сформируется активность и заинтересованность в образовательном процессе детей у родителей.
Подготовительный этап:
1. Определение темы, постановка цели и задач.
2. Определение методов и приемов работы.
3. Подбор методической и художественной литературы, дидактического материала.
4. Подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой деятельности.
5. Подбор материалов для творческого труда.
6. Изготовление дидактических игр.
7. Беседа с родителями о необходимом участии их в проекте.
Основной этап. На основном этапе была организована работа по разработке модели проектной деятельности по 5-ти образовательным областям.
План работы по осуществлению проекта «Осень – чудная пора».
Образовательные области Формы работы с детьми Взаимодействие с родителями
Познавательное развитие Наблюдения.
Цикл наблюдений, экологическая прогулка. Экскурсии выходного дня с родителями в лес.
Цель: дать детям представления об осенних изменениях в природе, продолжать учить детей различать и называть деревья на территории детского сада, в лесу. Формировать навыки поведения в лесу. Способствовать развитию интересов к живой природе, воспитывать любовь и бережное отношение к ней, желание и умение оказывать ей помощь.
Наблюдение за рябиной.
Цель: расширять знания детей о деревьях, растущих на участке детского сада.
Наблюдения за шиповником.
Цель: расширять знания о кустарниках растущих в природе.
Наблюдение за калиной.
Цель: продолжать знакомить детей с полезными кустарниками.
Беседы.
Беседа - «Осень – добрая волшебница».
Цель: развивать творческое воображение, приобщать к красоте, искусству, творчеству.
Беседа – «Листопад».
Цель: показать детям многообразие красок золотой осени.
Беседа – «Растительный мир осенью».
Цель: расширить представление о разнообразии растительного мира.
Беседа – «Что мы знаем про осень».
Цель: расширить знания детей о временах года. Консультация для родителей «Как развивать познавательные интересы у детей через наблюдения».
Речевое развитие Творческое рассказывание по темам.
• «Мы гуляли на участке».
• «Что я видел в парке».
Рассматривание иллюстраций об осени.
Словесные игры.
• «Опиши словами осень».
• «Осень в лесу».
• «Вспомни и назови».
• «Подбери действия».
Пальчиковые игры.
• «Осень».
• «Капуста».
• «Падают листья».
Дыхательные упражнения.
• «Сдуй листок». Цель: развивать речевое дыхание.
• «Листопад». Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.
• «Дует ветерок». Цель: развивать выдох. Активизировать мышцы губ.
Разучивание пословиц.
Загадывание загадок про осень.
Чтение художественной литературы.
• К. Бальмонт «Осень».
• Л. Толстой «Дуб и орешник».
• К. Ушинский «Осенняя сказка», «Спор деревьев».
• А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарование» и т. д. Чтение дома произведений про осень.
Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры.
• «Семья – собираемся на прогулку в лес».
• «Семейный праздник».
• «Огород».
Дидактические игры.
«Найди такой же листок».
Цель: учить находить по образцу листья, закреплять названия деревьев.
«С какой ветки эти детки?».
Цель: закрепить знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников.
«Отгадайте что это за кустарник, дерево».
Цель: учить описывать предмет и узнавать по описанию, развивать память и внимание.
«Третий лишний».
Цель: закрепить знания детей о многообразии растений. Развивать память, быстроту реакции.
«Что изменилось? (да или нет)».
Цель: закрепить знания детей о приметах осени.
Игры – драматизации.
• «Репка».
• «Под грибом».
Настольно-печатные игры.
• «Времена года».
• «Деревья и кустарники».
Труд.
• Уборка опавшей листвы на участке.
• Сбор природного материала на прогулке (шишки, семена, листочки для гербария).
• Укрывание корней деревьев опавшей листвой.
Беседы по ОБЖ.
• «Почему в лесу нельзя ничего пробовать».
• «Как вести себя в лесу».
• «Почему могут быть опасны старые засохшие деревья».
Совместный труд родителей и детей по уборке листвы на участке. Цель: сблизить членов семьи в совместной работе.
Консультация «Берегите природу».
Обогатить родителей знаниями экологического направления.
Художественно-эстетическое развитие Аппликация.
• «Овощи на тарелке», «Корзинка с грибами».
Рисование.
• «Осенние листья».
• «Осень золотая».
• «Яблоки».
• «Грибы».
Лепка.
• «Осеннее дерево», «Фрукты».
Самостоятельно-художественная деятельность.
• «Деревья осенью».
• «Ветка рябины».
Слушание музыки.
• П. И. Чайковский «Времена года» (октябрь).
• А. Вивальди «Осень».
Пение.
• «Здравствуй осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина.
• «Дождик» слова З. Пикулёвой, музыка А. Попляновой.
Хороводные игры.
• «Что нам осень принесла».
• «Огородная - хороводная».
Досуги и развлечения.
• «Час загадки».
• «Осенний праздник».
Совместная деятельность с воспитателем.
• Создание картины из соли «Разноцветная осень».
• «Осеннее дерево» из природного материала. Конкурс совместного рисунка «Осенняя фантазия».
Осенний праздник.
Цель: вовлекать родителей в жизнь группы.
Физическое развитие Беседы.
• «Как одеваться осенью».
• «Если хочешь быть здоров».
Подвижные игры.
«Листопад».
Цель: согласовывать движения сигналом воспитателя, закреплять цвета.
«К названному дереву беги».
Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева. Развивать быстрый бег.
«Такой листок лети ко мне».
Цель: развивать внимание, наблюдательность. Упражнять в нахождении листьев по сходству.
«Поймай листок».
Цель: развивать умение подпрыгивать на месте как можно выше.
Индивидуальная работа по ФИЗО.
«Пройти по листикам, чётко наступая на выложенную дорожку.
Цель: учить выполнять конкретные задания, сохранять равновесие.
«Метание шишек в дерево».
Цель: развивать меткость, ловкость.
«Запрыгивание в круг и выпрыгивание из круга, выложенного из осенних листьев.
Цель: развивать ловкость, внимание.
Физкультминутки.
• «Клён», «Листопад», «Грибы».
Пальчиковая гимнастика.
• «Листья». Прогулки выходного дня детей вместе с родителями в лес.
Результаты проектной деятельности :
В результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления об осенних изменениях в природе, о многообразии осенних даров;
На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики, у детей расширился и активизировался речевой запас;
Появилось желание самостоятельно заняться творчеством – сочинять загадки и небольшие рассказы об осени, иллюстрировать их;
Узнали о пользе деревьев и кустарников;
Большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.
Продукты проектной деятельности :
• Выставка рисунков «Осенняя фантазия».
• Создание фильма о проделанной работе с участием воспитанников
• Осенний утренник
Используемая литература.
1. «Дидактические игры в детском саду» А. К. Бондаренко, Москва. Просвещение,1985 год.
2. «Как знакомить дошкольников с природой» П. Г. Саморукова, Москва. Просвещение, 1980 год.
3. «Годовое комплексно-тематическое планирование в детском саду» Н. С. Галицына, Москва «Скрипторий 2003», 2014 год.
4. «Добро пожаловать в экологию» О. А. Воронкович «Детство-пресс» Санкт Петербург, 2004 год.
5. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников» Н. Ф. Дик, «Русское слово» Москва, 2006 год.
6. «Изобразительная деятельность в детском саду» И. А. Лыкова, Издательский дом «Цветной мир»,2014 год.
7. «Пальчиковая гимнастика» Е. С. Анищенкова, Издательство «Астрель», 2006 год.
8. «Хрестоматия для детского сада» Москва «Дрофа-Плюс», 2006 год.