Валерия Юрьевна
Проект в средней группе «Неделя знакомства с русским народным творчеством»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе «Неделя знакомства с русским народным творчеством»
Актуальность проекта обусловлена тем, что в настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев. Развивать в детях любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу — вот ведущая педагогическая идея.
Публикация «Проект в средней группе „Неделя знакомства с русским народным творчеством“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Народное творчество – это неисчерпаемый источник педагогического материала, патриотического воспитания. Разнообразные формы знакомства ребёнка с народной культурой позволят ему приобщиться к народным традициям, испытать удовольствие от своих чувств. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, включает в себя ознакомление дошкольников с народным промыслом России. Данный проект направлен на развитие художественно - творческих способностей детей, эстетического воспитания формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре.
Работа по проекту ведется вместе с родителями с целью приобщения их к совместной деятельности с детьми.
Тип проекта : Групповой, краткосрочный, творческий.
Направления развития: познавательное, социально–коммуникативное речевое, художественно-эстетическое.
Участники проекта : воспитанники средней группы, родители, воспитатели.
Срок реализации проекта : краткосрочный (1 неделя).
Основание для разработки проекта : Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Цель: создать условия, способствующие воспитанию детей дошкольного возраста средствами народной культуры.
Задачи:
• Расширять представления об искусстве, традициях и обычаях русского народа.
• Знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки.
• Обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
• Развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
• Закреплять знания о русском декоративно-прикладном искусстве, о русских промыслах (филимоновской, дымковской, хохломской росписи, русской народной игрушке).
• Воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию.
• Воспитывать интерес к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, к народным играм;
• Пополнять РППС в группе дидактическим материалом "Декоративно-прикладное искусство русского народа", "Национальные русские костюмы ", "Русские народные сказки ", "Пословицы и поговорки ", "Народные игры"
• Побуждать родителей к совместной образовательной деятельности по реализации проекта.
По итогу проекта у детей могут быть сформированы:
• Первичные основы любви и интереса к родной стране.
• Представления о традициях и культуре русского народа.
• Знания правил некоторых народных игр, умение в них играть.
• Возрастёт активность родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края.
Этапы реализации проекта и их содержание :
I. этап – подготовительный.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме
II. этап – основной (практический).
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний о русском народном творчестве.
III. этап – заключительный. Итоговое мероприятие «Посиделки с Дуняшей»
Оформление результатов проекта :
• Выставка «Фольклорная игрушка»
• Картотека «Малые фольклорные формы»
• Картотека «Русские народные подвижные игры для детей 4-5 лет»
• Картотека «Игры с матрешкой»
• Альбом «Русское народное художественное творчество»
• Выставка детских работ за неделю
Содержание деятельности по областям.
1. Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры:
• «Традиции русского народа» (праздники, обычаи)
• «О русских народных промыслах»( игрушки: матрешка, дымковская, филимоновская, посуда, виды росписи) ;
• «Устное народное творчество в России» (потешки, сказки, частушки, песни, считалочки);
• «Русские народные музыкальные инструменты» (балалайка, гусли, гармошка).
2. Коммуникативное развитие (развитие речи) :
Отгадывание и составление загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
Занятие ОД по развитию речи «Малые фольклорные формы»
Разучивание песенок-потешек, закличек, частушек (см. картотека «Малые фольклорные формы»)
3. Познавательное развитие.
Конспект ОД ознакомление с окружающим «Русская народная культура»
Конспект ОД ФЭМП «Матрёшкины задачки»
Конспект ОД конструирование «Театр/ деревянный конструктор»
Беседы:
• «Исконные символы России»;
• «Чудо-чудное, диво-дивное» (виды росписи);
Рассматривание картин о родной природе, деревне; куклы в русском национальном костюме; народных игрушек.
4. Художественно-эстетическое развитие.
Конспект ОД по рисованию «Филимоновский петушок»
Конспект ОД по лепке «Украсим ложку/ хохломская роспись» (пластилинография)
Чтение:
1. Русский фольклор : «Ласточка-ласточка», «Дождик, дождик, веселей».
2. Русские народные сказки : «Теремок», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Волк и семеро козлят», «Морозко», «Лиса и журавль», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
Предметы художественных промыслов:
Предметы хохломской росписи;
Филимоновские, дымковские игрушки;
Матрёшки.
Раскраски «Дымковская игрушка», «Филимоновская», «Деревянная игрушка».
Иллюстрации:
О праздниках на Руси;
Устройство русской печи;
Иллюстрации старинных предметов;
Иллюстрации художника Ю. Васнецова к сказкам.
Музыка. Слушание:
П. И. Чайковский «Русская песня», «Танец пастушков»; «Во поле берёза стояла», «Калинка-малинка»р. н. песня.
Взаимодействие с родителями:
• Семейный просмотр русских народных сказок, мультфильмов.
• Разучивание частушек дома с детьми
• Изготовление филимоновских игрушек из глины
• Рассматривание картин русского народного творчества
Самостоятельное художественное творчество :
1. Изготовление масок животных к русским народным сказкам.
2. Раскраски, трафареты на тему «Русские народные художественные промыслы» (матрёшек, посуды, игрушек.)
3. Инсценировка русских народных сказок (набор игрушек кукольного, деревянного, пальчикового театров для обыгрывания).