Светлана Федотова
Проект в средней группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе на тему :
«В гостях у сказки».
Уважаемые коллеги разрешите представить вашему вниманию проект в средней группе на тему «В гостях у сказки». Длительность проекта 6 месяцев.
Вначале хочу сказать почему именно эту тему мы выбрали, то есть актуальность этой темы,
Публикация «Проект в средней группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Проекты
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
В наш век духовной бедности сказка, как и другие ценности традиционной русской культуры, к сожалению, утратили свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, которые зачастую искажают первоначальный смысл сказки, превращают сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Поэтому мы считаем, что наш проект «В гостях у сказки» очень актуален. Своей работой мы хотели вернуть потерянный авторитет сказок для родителей наших детей, познакомить наших детей с новыми сказками, побудить детей рассказывать сказки, инсценировать их. В. А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. Она обогащает ум и душу ребенка, живет в детском сознании, является сферой духовной жизни растущего человека.
Задачи которые мы ставили перед собой выбрав эту тему:
- воспитывать культуру речи,
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- знакомить с разными видами сказок;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
Как известно знакомство со сказкой начинается с младших групп, Знаком детей со сказкой мы каждый раз напоминали о том, что это сказка, и дети постепенно запомнили, что курочка ряба, колобок –это сказки. В средней группе каждый месяц знакомили детей с новой сказкой. Начали мы с того что познакомили детей с новыми словами, давая им объяснения: лавочка – деревянная длинная скамейка, скалочка – деревянная каталочка, которой раскатывают тесто, далее с помощью упражнений мы выясняли как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли слова заменить синонимом. Например сдуру-не подумав, бранится – ругается, насилу нашел- долго искал. После предварительной работы мы сообщали детям, что новые слова живут в сказке, которую сейчас расскажем. Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа сказок. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому в своей работе мы использовали следующий алгоритм.
1. Ритуал «входа» в сказку. Для того чтобы ребенок лучше «воспринимал» то, что с ним происходит в сказке, может быть использован ритуал вхождения в Волшебную Страну. Каждое знакомство со сказкой начинать приветствием друг друга улыбкой. Тем самым ребята настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. При чтении необходима артистичность взрослого. Когда мы выразительно читаем книгу, то побуждаем детей к прочувствованию глубины содержания сказки.
2. Беседа о прочитанном.
После прослушивания сказки проводили беседу по содержанию, оценивали поступи героев.
Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи.
3. Рассматривание иллюстраций.
Огромную роль в осмыслении материала, играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребенку наглядный образ ситуации. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание мы уделяли анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках, а так же умению определять настроение при рассматривании пейзажных картин.
4. Игры-беседы детей с персонажами.
Цель данного приема – оценить то, насколько детям понятно содержание сказки, то, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям.
5. Для углубленного понимания детьми эмоциональных состояний персонажей и подготовки к проведению игр – драматизаций проводилась работа над этюдами. Приведу примеры несколько этюдов.
Этюды на выражение внимания, интереса и сосредоточения
Лисичка подслушивает. Кузнечик
Удивление
Фокусник
Этюды на выражение удовольствия и радости
Золотые капельки
Первый снег
Этюды на выражение страдания и печали
Стрекоза замерзла
Золушка
Этюды на выражение гнева
Король Боровик не в духе
Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе;
Короля покусали мухи.
Этюды на выражение страха
Очень хорошо описана работа над этюдами в книге М. И. Чистяковой «психогимнастика»
Следующий этап.
6. Игры-драматизации.
Игра драматизация обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.
7. Завершить работу над сказкой можно созданием детьми какого-либо рисунка, аппликации, лепки.
8. В повседневной работе мы играли с детьми в такие дидактические игры: «Составь сказку», «Угадай героя сказки», «Что кому», «Что было бы, если?», «Узнай героя по описанию»; «Сказочный мяч»
Дети играют в настольные игры, проводили викторину по сказкам.
9. И проделана очень большая работа с родителями. Вначале мы провели анкетирование. И вот какие выводы Практически все родители ежедневно читают сказки своим детям, но не все уделяют внимание обсуждению прочитанного вместе с детьми. Некоторые родители считают, что сказки необходимо читать детям с 2-3 лет, но это не так. Начинать читать сказки можно практически с пеленок. в соответствии с возрастом ребенка.
Наши родители очень отзывчивы, сшили нам костюмы для сюжетно-ролевых игр, для игр драматизаций, сделали подставки под пальчиковый театр, в группе есть настольная ширма сделана руками родителей, напольная ширма. Все виды театра. Родители принимают активное участие в жизни группы. Вот пример поделок на тему «Мой любимы сказочный герой». Провели семинар практикум «по дорогам сказок» Цель семинара: Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка. На семинар пришли практически все родители.
10. В конце проекта можно сделать такие выводы: дети знакомясь со сказками, учатся сопереживать чужой беде, выражать своё отношение к добру и злу, стараются мыслить творчески: самостоятельно придумывать концовки, не боятся высказывать собственные предположения. Дети с удовольствием включаются в игры-драматизации, как под нашим руководством, так и самостоятельно, используя различные виды театров. Проживая вместе с персонажами любимых сказок различные ситуации, дети получают маленькие крупицы мудрости, терпения, доброты, которые станут основой их взрослой жизни, их надёжными спутниками.
Одно из основных направлений нашего детского-сада это нравственно –патриотическое воспитание. По этому нашей задачей, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, развитие интереса к русским традициям и промыслам; Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. В нашей группе мы решаем эти задачи через сказку, произведения устного народного творчества. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, способствует развитию личности в духе патриотизма.