Наталья Кабанова
Проект в средней группе «Любимые мультфильмы»
Проект в средней группе «Любимые мультфильмы»
Кабанова Н. В.
Введение:
Главная педагогическая ценность мультипликации как вида современного искусства заключается, прежде всего, в возможности интегративного развития личности. Кроме того, именно мультипликация помогает максимально сближать интересы взрослого и ребенка, отличаясь доступностью и неповторимостью жанра. С ее помощью можно сделать процесс обучения удовольствием для дошкольников. Положительное воздействие анимации может стать прекрасным развивающим пособием для раскрепощения мышления, развития творческого потенциала.
Публикация «Проект в средней группе „Любимые мультфильмы“» размещена в разделах
Цель проекта - создание условий для развития творческих способностей старших дошкольников через использование различных техник продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей с историей возникновения и развития мультипликации.
2. Познакомить детей с процессом, средствами и техниками анимации.
3. Расширить знания детей о таких профессиях, как сценарист, художник-аниматор, оператор съемки, звукооператор.
Развивающие:
1. Развивать творческое мышление и воображение.
2. Формировать художественные навыки и умения.
3. Развивать навыки связной речи, умение использовать разнообразные выразительные средства.
4. Развивать навыки художественного вкуса и дизайнерского оформления проекта.
5. Развивать мелкую моторику.
6. Развивать инициативное творческое начало, способность ребёнка к нестандартному
решению любых вопросов.
Воспитательные:
1. Воспитывать эстетическое чувство красоты и гармонии в жизни и искусстве.
2. Прививать ответственное отношение к своей работе.
3. Воспитывать у детей умение работать в малых группах со сверстниками и взрослыми.
4. Формировать навыки доброжелательности, самостоятельности, сотрудничества при взаимодействии ребёнка со сверстниками и взрослыми.
Вид проекта – информационно-творческий.
Продолжительность проекта – одна неделя.
Участники проекта – воспитатель, родители, воспитанники средней группы.
Планируемые результаты:
1. Создание условий для развития ребенка как индивидуальности.
2. Обновление содержания образования и качественное изменение воспитательно-образовательного процесса и деятельности ДОУ.
3. Интерес детей к разнообразной продуктивной деятельности.
4. Умеет передавать творческие замыслы с помощью различных видов искусств и активно включен в процесс творчества.
5. Ребенок получил возможность совместного творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
6. Повысился уровень информационной культуры.
Этапы работы:
Подготовительный этап:
• Определение объекта изучения.
• Сбор информации, подбор мультфильмов, иллюстраций, художественного слова, музыки и т. д.
Основной этап:
• Вхождение в игровую ситуацию.
• Беседы.
• Просмотр мультфильмов.
• Различная продуктивная деятельность.
Заключительный этап:
• Мини-музей мультипликации.
• Мульт - выставка «Герои мультфильмов».
Работа над проектом :
Вид деятельности Тема Сроки
Видео - презентация «Как создаются мультфильмы» Понедельник.
Рассматривание иллюстраций с героями мультипликации. «Волшебный сундучок». Понедельник (2 половина дня).
Мульт – выставка «Стоп кадр». «Мультипликационная студия». Вторник.
Беседа «Чему нас учат мультфильмы». Вторник
Просмотр мультфильмов. Просмотр любых старых советских мультфильмов. В течение всего срока.
Беседа с детьми. «Такие разные мультфильмы» (виды мультипликации). Среда.
Рисование. «Хитрая лиса». Среда (2 половина дня).
Лепка. «Герои мультфильмов». Четверг.
Театрализованная деятельность. «В гостях у сказки». Четверг (2 половина дня).
Прослушивание песен из мультфильмов. «Музыка детства». В течение всего срока.
Развлечение «Летние забавы с героями мультфильтфильмов». Пятница.
Консультация для родителей. «Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей».
В течение всего срока.
Создание мини – музея. «Союз – мультфильм». В течение всего срока).
Консультация для родителей.
Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей.
Современные педагоги отмечают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процесс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим ценностям.
ФГОС определил целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Поэтому перед нами встал вопрос о том, какие средства использовать для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнка, чтобы обучение стало для него без принуждения?
Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиасреды. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Действительно, одни из первых и важных представителей медиапространства для дошкольников – мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиасреды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
— формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
— развивают эстетический вкус, чувство юмора;
— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ овосвоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.
С другой стороны, сейчас особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы, в основном американские. Большая часть продукции американской фабрики не безвредна, есть большая разница между отечественными старыми мультфильмами и зарубежными (от американских до японских). За этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается. В зарубежных мультфильмах мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И зло, как правило, уничтожается физически.
Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Мы считаем, что мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия: зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Для использования мультфильмов в педпроцессе, в ДОУ проводилось исследование, которое показало:
– наш детский сад уже имеет определённую материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов – ноутбук, видеопроектор, экран;
Мы убедились, в том, что мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.