Марина Мальцева
Проект в подготовительной к школе группе «Как хорошо любить читать»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ В РЕЧЕВОЙ ГРУППЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительного ВОЗРАСТА
Тема: «Как хорошо любить читать!»
Тип проекта: групповой.
Вид проекта: информационно-творческий.
Срок реализации: октябрь – январь (долгосрочный)
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы с ОНР, родители, воспитатели и специалисты МБДОУ.
Проблема:
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе „Как хорошо любить читать“» размещена в разделах
По результатам диагностики на начало учебного года знания у детей по чтению художественной литературы было низким. Только 2 ребёнка смогли прочесть наизусть стихотворение, назвать любимое художественное произведение, писателя, загадать загадки. Скоро в школу, и книга должна стать постоянным спутником ребёнка, только вот желанным ли? Поэтому была начата работа над проектом «Как хорошо ЛЮБИТЬ читать» совместно со специалистами ДОУ и родителями группы.
Проектная деятельность предполагает обязательное участие родителей. Именно поэтому мы провели тематическое родительское собрание «Любить читать», на котором осветили проблему и предложили участвовать папам и мамам в проекте. Предварительно провели анкетирование по теме.
Результаты анкетирования:1. Все родители читают сами и читают своим детям.
2. В двух семьях читают ежедневно. Но большинство родителей честно признаются, что читают детям редко, в основном, перед сном.
3. Только половина опрошенных обсуждает прочитанное с ребенком.
4. Из предпочтений детей на первом месте – сказки, на втором – стихи, на третьем – различные энциклопедии.
Затем провели опрос детей и сняли их ответы на видео.
Этот видеофильм продемонстрировали родителям на собрании.
Цель проекта: привить стойкий интерес к чтению у воспитанников; приобщить родителей к чтению книг детям дома.
Задачи:
- научить ребёнка видеть в книге источник интересной и познавательной информации;
- знакомить в течение проекта с различными жанрами художественной литературы (загадки, потешки, стихи, рассказы, сказки);
- познакомить детей с произведениями русских и зарубежных авторов, не включенных в примерный программный список;
- привлечь детей и их родителей к посещению библиотеки;
- приобщить родителей к совместной с детьми творческой деятельности; - повысить компетентность членов семьи в вопросах воспитания
грамотного читателя, речевого развития ребёнка.
Предполагаемые результаты:- родители запишут своих детей в библиотеку и будут посещать её совместно;
- мамы и папы будут знакомить детей с различными художественными произведениями по данной литературной теме месяца и фиксировать это в читательском дневнике (см. приложение № 2, 3);
- у детей появится стойкий интерес к книге, как к источнику интересной информации и к чтению, как приятному и желанному занятию;
- дети научатся слушать вдумчиво и внимательно;
- продуктами проекта должны стать:
1. литературные викторины;
2. музыкальный досуг «Сказка к нам приходит» с участием родителей в качестве актёров;
3. выставки детских рисунков;
4. групповая «Книга небылиц»;
5. коллективная работа «Замок Снежной Королевы» (аппликация);
6. коллективная работа «У лукоморья» (аппликация);
7. выставка совместных с родителями поделок «Сказочный предмет»;
8. групповая «Книга сказок», сочиненных детьми;
- презентация детьми читательских дневников.
ЭТАП 1-й:
1. Определение тем подпроектов:
(исходя из желания детей, или учитывая их пожелания)
Октябрь – русские народные сказки
Ноябрь – небылицы, русские народные игры
Декабрь – авторские сказки зарубежных писателей (братья Гримм, Шарль Перро, Ханс-Кристиан Андерсен, Астрид Линдгрен)
Январь – сказки А. С. Пушкина
2. Примерное планирование мероприятий по каждому из подпроектов с возможностью дальнейшей их коррекции.
3. Пополнение групповой библиотеки новыми красочными, иллюстрированными книгами.
4. Подбор картин и иллюстраций по теме.
5. Подбор мультфильмов по теме.
6. Подбор материала для литературных викторин.
7. Разработка сценария музыкально-театрального досуга совместно с музыкальным руководителем ДОУ.
8. Заключение договора с библиотекой семейного чтения о ежемесячном посещении её нашей группой.
ЭТАП 2-й:
Работа над проектом.
Октябрь: «Русские народные сказки»
Задачи: познакомить детей с таким жанром литературы, как сказка;
дать представление о народной сказке; приобщать детей к русской культуре посредством народных сказок.
Мероприятия:Консультация для родителей.
НОД «Откуда книга к нам пришла» (воспитатель, дети).
Беседа с детьми «Моя любимая книга» (воспитатель, дети).
Посещение библиотеки (дети, воспитатель, логопед, библиотекарь).
Чтение и обсуждение русских народных сказок в свободное время в группе с воспитателями (воспитатели, дети).
Маршрутные игры, разрезные картинки, пазлы с рисунками из сказок (воспитатель, дети).
Драматизация сказок «Колобок», «Теремок» (дети, воспитатель)
Рисование в читательских дневниках и в свободной деятельности по желанию детей (дети, родители).
Чтение сказок родителями дома и оформление читательских дневников с участием детей (родители, дети).
Страницы из читательских дневников.
Презентация читательских дневников детьми (дети, воспитатель)
Итоговое мероприятие месяца:
Музыкально-театральный досуг «Сказка к нам приходит» с участием родителей в роли актёров (музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, родители, дети)
Чаепитие в группе для детей, родителей и педагогов группы со «сказочными» (подаренными печкой из сказки «Гуси-лебеди» пирогами и пирожками (родители, воспитатели, повара детского сада, дети)
Ноябрь: «Небылицы»
Задачи: познакомить с небылицей, как жанром устного народного творчества; знакомить с русскими народными играми; научить сочинять небылицы; продолжать воспитывать любовь к народному творчеству.
Мероприятия:Беседа “Что такое небылицы?» (воспитатель, дети)
Мультимедийная презентация «Авторы детских небылиц» (воспитатель).
Разучивание словесных народных игр «Дударь», «У Маланьи у старушки».
Русские народные игры на прогулке (воспитатель, дети).
Посещение библиотеки (дети, воспитатель, библиотекарь).
Сочинение детьми небылиц и детские иллюстрации к ним (дети, воспитатель).
Пошаговая инструкция для родителей «Как придумать небылицу» (воспитатель).
Совместная творческая работа детей и родителей: сочинение небылиц (родители, дети).
Итоговые мероприятия:
Презентация детьми своих небылиц (дети, воспитатель).
Оформление групповой книги «НЕБЫЛИЦЫ» (воспитатель, дети).
Декабрь: «Авторские сказки зарубежных писателей».
Задачи: познакомить детей со сказками известных зарубежных авторов сказок Ш. Перро, Х. -К. Андерсеном, братьями Гримм, Астрид Линдгрен; дать понятие об авторской сказке; побуждать детей к творческой деятельности; учить бережному отношению к книге; поддерживать интерес родителей к проекту и участию в нем.
Мероприятия:Составление информационного листка для родителей со списком рекомендуемой литературы (воспитатель).
Чтение и обсуждение в группе в свободное время сказок Шарля Перро, братьев Гримм, Ханса-Кристиана Андерсена, Астрид Лендгрен (воспитатель, дети).
«Книжкина больница»: ремонт старых книг детьми (дети, воспитатель).
Посещение библиотеки, выбор детьми сказок для чтения в группе (дети, воспитатель, логопед, библиотекарь).
Чтение сказок родителями дома и оформление читательского дневника с детьми (родители, дети).
Коллективная детская работа «Замок Снежной Королевы» (аппликация) (воспитатель, дети).
Драматизация отрывка из сказки Х. -К. Андерсена «Принцесса на горошине» (выбор детей) (дети, воспитатель).
Предложить детям игру «Мемо» с героями сказок Перро и Андерсена на карточках, разрезные картинки, пазлы (воспитатель, дети).
Просмотр мультфильма «Карлсон, который живёт на крыше» (дети, воспитатель).
Итоговые мероприятия месяца:
Конкурс поделок «Сказочный предмет». Поделки выполняются в любой технике родителями совместно с детьми (родители, дети).
Презентация читательских дневников детьми (дети, воспитатель).
Январь: «Сказки А. С. Пушкина»
Задачи: познакомить детей с творчеством и биографией (адаптированной) А. С. Пушкина; дать понятие, что Пушкин писал не только стихи и повести для взрослых, но и сказки для детей; продолжать воспитывать любовь к чтению; развивать внимание, связную речь детей; привлекать к коллективной и индивидуальной творческой деятельности.
Мероприятия:Составление информационного листка для родителей со списком рекомендуемой литературы (воспитатель).
НОД «Кто такой А. С. Пушкин?» (воспитатель, дети).
Чтение и обсуждение в группе в свободное время сказок и стихотворений А. С. Пушкина (дети, воспитатель).
Коллективная творческая работа «У лукоморья» (аппликация, рисование, конструирование) (воспитатель, дети).
Посещение библиотеки (воспитатель, логопед, библиотекарь, дети).
Просмотр мультфильма «Сказка о царе Салтане» (воспитатель, дети).
Чтение сказок и стихов родителями дома и оформление читательского дневника с детьми (родители, дети).
Итоговые мероприятия месяца:
Презентация детьми читательских дневников (дети, воспитатель)
Организация выставки детских рисунков, выполненных дома и в группе (дети, родители, воспитатель).
ЭТАП 3-й:
Итоговый (заключительный).
Проведение итогового мероприятия, награждение победителей конкурсов.
«Большая сказочная викторина» с участием родителей (воспитатели, родители, дети).
Чаепитие с награждением победителей конкурсов «Лучший читательский дневник», «Лучший знаток сказок», «Сказочный предмет», «Лучший сочинитель небылиц» благодарственными письмами и призами. А также отметить особенно активных родителей, принимавших участие в драматизациях, творческих конкурсах (родители, воспитатели, дети, логопед).
Итоги проекта:
За время проекта дети узнали о различных литературных жанрах, у них появился стойкий интерес к чтению (дома и в детском саду ребята просят прочитать новую сказку, стих или рассказ).
Пять семей (из 12) записали своих детей в библиотеку и посещают её.
Дети могут назвать любимых авторов, названия сказок и стихов, знают наизусть небылицы и слова русских народных игр.
Родители были вовлечены в совместную с детьми творческую деятельность; повысилась их компетентность в вопросах воспитания грамотного читателя, речевого развития ребёнка.