Рауза Тахташева
Консультация для воспитателей и родителей на тему: «Как хорошо уметь читать!»
В. Сухомлинский говорил: «Чтение – это окошко, через которое дети познают мир и самих себя». Именно чтение развивает интеллект, внимание, воображение, память, обогащает внутренний мир.
Перед взрослыми встаёт проблема приобщения детей к чтению и, как можно раньше. Ведь не сделав этого, мы создаём трудности для них в школьные годы.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей на тему: „Как хорошо уметь читать!“» размещена в разделах
Потребность в книге, чтении закладывается в раннем детстве в семье. Семейные чтения – это главный критерий широкого приобщения детей к миру книги. Ведь именно книги внушают детям с малых лет благородные чувства, добрые мысли, побуждают к хорошим поступкам.
Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации.
Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.
Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.
Большинство родителей считают, что любовь к чтению придёт сама, а это не так. Обязательно нужны ориентиры, которые бы показали дорогу к книжным богатствам, чутко, заинтересованно руководили чтением ребёнка. И здесь родители могут сделать многое. Сейчас, когда наши дети читают всё меньше и меньше, необходимо искать различные методы привлечения их к чтению. Самой простой из них – общее чтение книг. Когда взрослые читают вместе с детьми, ребёнок лучше усваивает содержание прочитанного.
Читая литературные произведения, родители формируют у детей отношения к окружающему миру, закладывают основы черт характера. Дети учатся понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идея, замысел, смысл.
После чтения ребёнку сказки, рассказов, желательно предложить пересказывать их, дети это очень любят. И читать они будут сосредоточеннее, если перед ними поставить цель – пересказать эту книгу бабушке, дедушке. Постепенно вдумчивое, внимательное чтение станет навыком, привычкой.
Оценивая иллюстрации к книге, описывая персонажей, необходимо задавать детям вопросы: «Понравилась или нет, почему?», «Кто автор?», «Что бы ты взял из данного произведения для себя?» и т. д.
Хорошая, интересная детская книга учит наших детей уверенности в том, что добрый, хотя и слабый, обязательно победит злого и сильного, в детской душе проснётся способность сопереживать, радоваться, сострадать. Через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь человека и общества.
Воспитание детей путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача, которую должны решать все вместе.
В дошкольном возрасте маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. Часто ли мы задаем себе вопрос: «Что принесет книга ребенку? Чему научит? Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе. Кто встретится на пути?» От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Приобщая ребёнка к книге, мы формируем у него бережное отношение к ней, любовь к художественному произведению. Заметно меняется отношение детей к книге, появляется чуткость к художественному слову, речь становится эмоциональнее.
Книга и мир видеотехники в жизни дошкольника существуют параллельно, не отменяя, и не подменяя друг друга. Надо глубоко осознать сказанное русским писателем Н. Лесковым: «Истинно глаголю вам: дано печатному слову прибыть не только во времени, но и над временем» - и начиная с раннего возраста приобщать ребенка к книге, к процессу чтения обдумывание ее, не считать этот процесс ненужным в жизни человека».