Валентина Иосифовна Шабаева
Проект в подготовительной к школе группе «Ай да валенки»
▼ Скачать
Проект «Ай да валенки!»
Введение:
Наверное, почти каждый из нас помнит, как когда-то, в детстве, он носил зимой валенки, в кото-рых было так тепло и уютно. Валенки, также как матрешка, вологодское кружево, лапти – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру на-шей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе „Ай да валенки“» размещена в разделах
- Валенки
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
«Валенки, валенки, ой, да не подшиты, стареньки…». Валенки – исконно русская обувь. Вален-ки, пимы, катанки, чесанки – сколько ласковых названий дал русский народ великой обуви! Валенки – прекрасная, удобная обувь! В валенках не страшны метели, морозы. Поэтому лучшей обуви для гуля-ний на Руси не было! В них – праздновали масленицу, колядовали, плясали под гармонь. Валенки не раз спасали русского человека во времена невзгод, чему свидетельствуют фотографии времен Великой Отечественной войны. Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
В наши дни валенки сохранили популярность не только как теплая обувь, но и как основа для новых идей модельеров, которые превращают обычный валенок в произведение искусства. Ведущие модельеры предвещают даже то, что в ХХI веке валенок будет самой модной обувью!
Актуальность:
В наш век европеизации, валенки вместе "отжившим свой век старьем" были беспощадно вы-брошены на задворки цивилизации. И хотя еще не так давно валенки считались пережитком прошлого, сейчас они возвращаются в наш быт.
Валенки…сколько в этом слове близкого, родного. Валенки – это неотъемлемая часть русского образа жизни, русской зимы и русского характера. Пожалуй, это самая удобная обувь. В ней не страш-ны лютые русские морозы. Валенки уникальны : без начала и конца, без шва и рубца.
Производство настоящих валенок очень трудоемко. Валенки - это настолько практичная обувь, что народ начал слагать о них пословицы и поговорки, посвящать стихи, сочинять песни. В чём секрет популярности валенок?
Знакомство с национальной одеждой и обувью, народной музыкой, русским фольклором и про-мыслами становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта дошкольника. Чтобы стать частью своего народа, надо знать его историю, ценить родной язык, народные обычаи и достижения культуры.
У многих детей нет возможности познакомиться с русским национальным костюмом, посетить музей, выставку по прикладному искусству, а у родителей не хватает времени, чтобы передать ребенку свои знания, связанные с истоками народного творчества.
Проблема: у дошкольников недостаточно сформированы представления о народном промысле –катании валенок.
Цель проекта : формирование у детей представлений о народном промысле, приобщение к цен-ностям семейных и национальных традиций русского народа.
Задачи проекта :
• развивать интерес детей к народному быту;
• познакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок;
• формировать у детей потребность получать новые представления об истории народного промыс-ла (костюма);
• поддерживать у детей и родителей потребность в совместной творческой деятельности.
Тип проекта : творческо–исследовательский.
Участники проекта : воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководи-тель, родители воспитанников.
Гипотеза проекта :
Если:
1. Создать необходимую развивающую среду-пространство самореализации;
2. Помочь ребенку накопить необходимые знания;
3. Направлять совместную работу всего педагогического коллектива и родителей на духовно-нравственное развитие ребенка;
То:
Дети и родители получат знания о русском валенке, захотят носить эту обувь, будет совершенствовать-ся профессиональное мастерство педагогов детского сада, укрепляться и расширяться сотрудничество родителей и педагогов в вопросах воспитания детей.
Время реализации проекта : ноябрь – февраль
Виды деятельности: игровая, познавательная, продуктивная, музыкальная.
Формы реализации проекта :
• Тематические занятия, беседы по ознакомлению с окружающим.
• Создание выставки, посвященной истории русского валенка.
• Экскурсии в фольклорную студию «Сударушка».
• Проведение НОД художественно-эстетического цикла (развлечение в музыкальном зале, укра-шение макета валенка : рисование, аппликация).
• Украшение валенок детьми совместно с родителями.
• Составление тематических альбомов.
• Проведение совместного мероприятия с воспитанниками группы «Золотая рыбка»
Презентация проекта : развлечение «Праздник русского валенка».
Предполагаемые результаты:
• У детей сформированы знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необхо-димых для его изготовления.
• У старших дошкольников развивается познавательный интерес к истории, национальным тради-циям.
• Родители активно вовлечены в совместную с детьми познавательно-творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
• Совместное развлечение для детей и родителей «Праздник русского валенка».
2. План проекта.
Этапы реали-зации проекта Содержание
деятельности Ресурсы Ответст-венный Сроки прове-дения
Подготови-
тельный Выбор темы изучения родите-лями в соответствии с интере-сом и возможностями, совмест-ное обсуждение с детьми.
Совместное составление плана работы (воспитатель-родитель-дети) Нормативно-правовые:
Положение о творче-ской группе.
Научно - методиче-ские:
Методическая и тео-ретическая литерату-ра.
Организационные:
Создание творческой группы, распределе-ние обязанностей ме-жду всеми участника-ми проекта. Музы-кальный руководи-тель,
Старший воспита-тель. ноябрь
Организаци-онный • Создание выставки, по-священной истории русского ва-ленка.
• Разработка содержания занятий с детьми: «Русский ва-ленок», «Волшебное руно», «Чу-десное превращение валенка», «Ай да валенки» (музыкальное занятие); сценария развлечения с родителями «Праздник русского валенка»; совместного меро-приятия подготовительных групп; бесед: «История появле-ния валенок», «Мода на вален-ки», «Спрос на валенки», «Валя-ние войлока»;
• Подбор информации в книгах, журналах, в интернете;
• Рассказы родителей, род-ственников: «Как мы жили, что носили», «Что носили наши ба-бушки и дедушки;
• Поделка макетов валенок, рисунков и других творческих работ родителей и детей; Организационные:
Привлечение воспита-телей, руководителя изостудии, музыкаль-ного руководителя.
Научно - методиче-ские:
Методическая и тео-ретическая литерату-ра. Музы-кальный руководи-тель,
старший воспита-тель, вос-питатели ноябрь
Формирую-щий Проведение занятий с детьми и родителями, организация совме-стного развлечения. Беседа, рас-сматривание разных видов вале-нок;
• Чтение художественной литературы: Михаил Пришвин “Дедушкин валенок”, Сергей Гришунин “Дедушкины вален-ки”, Владимир Новиков. Сказка “Теплые валенки”;
• Рассматривание иллюст-раций, фотографий разных ви-дов валенок, обсуждение их;
• Разучивание песен, сти-хов;
• Прослушивание аудио за-писи русской народной песни “валенки”
• Дидактические, подвиж-ные игры;
• Решение проблемной за-дачи: “Как можно использовать валенки не по назначению” Организационные:
Сотрудничество с ро-дителями, районным Домом культуры.
Научно-методические:
Программа «Приоб-щение детей к исто-кам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Художественная ли-тература, стихи, за-гадки,
потешки, частушки.
Материально-технические:
Музыкальное сопро-вождение:
нотный материал и аудио записи рус-ских народных песен, танцев и игр.
Музы-кальный руководи-тель,
Старший воспита-тель, вос-питатели, руководи-тель изо-студии. январь –
фев-раль
Итоговый
(анализ полу-чен-
ных результа-тов
обобщение опыта) Презентация проекта, проведе-ние совместного развлечения с детьми и родителями «Праздник русского валенка». Материально-технические:
Декорации, костюмы, реквизит, художест-венное оформление музыкального зала, выставка детских ра-бот: аппликация, рисунки.
Видеокамера, фотоап-парат, фортепиано, диски, аудио кассеты, музыкальный центр. Музы-кальный руководи-тель,
Старший воспита-тель, февраль
Оценка результативности работы над проектом.
Воспитание на народных традициях несет дошкольникам не только радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью развития этнокультурного опыта и музы-кальных способностей.
Народная культура - важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт и личное эмоциональное переживание, ненавязчиво вводит его в контекст культуры человеческих отношений. Оно выражает и формирует отношение чело-века ко всем явлениям бытия и к самому себе.
Реализация задач данного проекта проходила через все виды деятельности, а работа была орга-низована с учетом приоритетного направления по художественно-эстетическому направлению деятель-ности ДОУ.
Работа над проектом позволила достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении народной культуры, повысить интерес детей и родителей к истории традиционной русской обуви – валенкам, сформировать знания об истории русского валенка, материалах, инструментах, необ-ходимых для его изготовления. Каждый из участников проекта попробовал себя в роли модельера, ук-расил свои валенки, Пение частушек, русских народных песен, чтение потешек, исполнение танца в валенках, хоровода, способствовали глубже прочувствовать народный быт.
В ходе реализации проекта создана благоприятная атмосфера для сближения всех участников проекта, реализованы творческие способности взрослых и детей.
За время реализации проекта были включены в образовательный процесс различные учреждения культуры: библиотека, Дом Ремесел, РДК, проведены совместные развлечения, театрализованные представления.
Перспективы:
Хотелось бы верить, что приобретенные знания, опыт оставят свой след в сознании каждого уча-стника проекта. В дальнейшем такая форма работы будет использоваться в приобщении дошкольников к истокам народной культуры, к передаче их подрастающему поколению.
Литература:
1. Анчикова Т. П., Виноградова М. Ю. “Праздник русского валенка”, Журнал “Воспитатель”, № 4, 2008 г., с. 70-75.
2. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.