Марина Яшина
Проект в подготовительной к школе группе «Играем сами, играем с друзьями»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Играем сами, играем с друзьями»
Вид проекта : долгосрочный, групповой, информационно-творческий, игровой.
Продолжительность проекта : 25.03.19 -25.05.19г.
Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, их родители, воспитатели.
Актуальность.
Публикация «Проект в подготовительной к школе группе „Играем сами, играем с друзьями“» размещена в разделах
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Игра является одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике. В режиме дня детских образовательных учреждений на свободную игру фактически не остаётся времени. Формирование игры не является самостоятельной задачей дошкольного образования. В результате уровень развития игры современных дошкольников резко снижается. Причины ухода игры из дошкольного детства достаточно очевидны. Прежде всего, это непонимание развивающего значения этой детской деятельности. Игра всё чаще рассматривается взрослыми как развлечение, как бесполезный досуг, которому противостоит целенаправленное обучение и овладение полезными навыками. Этому во многом способствует ориентация взрослых (родителей, педагогов) на
обучение дошкольников. Раннее обучение для большинства родителей представляется более важным и полезным детским занятием, чем игра.
Цель проекта : повысить педагогическую грамотность родителей в использовании дидактических игр, подвижных и театрализованных игр в воспитании своих детей; гармонично развивать ребенка дошкольного возраста через игру.
Задачи:
Развивать игровой опыт каждого ребенка.
Помогать открывать новые возможности игрового отражения мира.
Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками.
Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.
Необходимые материалы: атрибуты для с/р игр, подвижных и театрализованных игр; предметы – заместители для игр; оборудование для спортивных и строительных игр, дидактические игры, литература; предметные игрушки, карандаши, альбомы.
Предполагаемые результаты:
Развитие у детей самостоятельности в организации всех видов игр.
Формирование правил норм поведения.
Развитие инициативы, организаторских способностей воспитанников.
Ресурсное обеспечение проекта :
Игровой материал.
Наглядный материал: картинный материал (иллюстрации, плакаты, фото); демонстрационный материал: дидактические игрушки, дидактические пособия, карточки.
Методический материал: программа дошкольного образования, календарно – тематические планы по образовательным областям, книги с методическими рекомендациями.
Образовательные области:
• Социально-коммуникативное развитие.
• Познавательное развитие.
• Речевое развитие.
• Художественно-эстетическое развитие.
• Физическое развитие.
Этапы реализации проекта :
Реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр, словесных и подвижных игр. В систему работы включены хороводные и театрализованные игры, где дети слушают сказки, отвечают на вопросы и инсценируют их сюжет.
Беседы: «Игры для современных дошкольников», «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».
Цели: Расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.
Проблемная ситуация: «Народная игра - что это такое?»
Цель: заинтересовать детей темой игр; подвести их к выбору темы проекта.
Анкетирование родителей по теме «Игры для дошкольников»
Цель: пробудить в родителях интерес к играм для детей; побуждать проводить совместные игры с детьми.
Опрос детей по теме «Народные детские подвижные игры».
Цель: пробудить у детей интерес к теме народных игр; вовлечение в тему проекта; подвести детей к совместной деятельности в ходе проекта.
Выбор темы проекта.
Цель: способствовать развитию у детей навыков совместного обсуждения и выбора темы и вида деятельности.
Подготовительный :
1. Постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта.
2. Подбор материала по теме проекта.
3. Планирование деятельности по теме проекта.
4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта. Ознакомление родителей с проектом.
Оптимизация всех разделов программы по закреплению знаний о традициях и культуре русского народа; познакомить родителей с целями и задачами проекта, реализуемого в группе, объяснить его важность и необходимость.
Создание развивающей среды в группе (динамичный уголок культуры русского народа); привлечение родителей к предстоящей творческой работе (консультации, индивидуальные беседы, фотосъемка совместных с детьми игр).
Задание детям: узнать в семье, в какие игры играли их бабушки и дедушки.
Цель: вовлечение родителей, бабушек и дедушек в реализацию проекта; способствовать развитию умения детей добывать информацию; пробуждать в детях заинтересованность и увлеченность самостоятельной деятельностью по реализации проекта
Подбор народных игр из предложенных детьми в соответствии с возрастом детей.
Беседы с детьми «В какие игры вы любите играть?», «Мои любимые игрушки», «Вместе с мамой и папой играем».
Цель: формировать умение поддерживать беседу; совершенствовать монологическую и диалогическую формы речи детей.
Консультации для родителей по теме: «Для чего нужны дидактические игры?», «Семейный театр», «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», «Русские народные подвижные игры»
Цель: повышается образовательный уровень родителей.
Консультации для родителей «Игра и игрушка в жизни ребенка» «Значение игры в развитии ребенка»
Цель: раскрыть родителям важные стороны психического развития ребенка, дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка.
Беседа с родителями «В какие игры играете с детьми?»
Цель: познакомить родителей со значением игры, ее роли в развитии ребенка; вооружить знаниями о целесообразном педагогическом подборе игр.
Анкетирование «Игры и игрушки детей»
Цель: выявление условий правильного воспитания детей в игре; оказание конкретной помощи семье.
Чтение художественной литературы (стихи, сказки, загадки, рассказы) : А. Барто «Игрушки», Татьяна Коваль «Мы играли, мы играли», Г. Бойко «Кукла»,А. Кузнецова «Качели»,В. Донникова «Хозяюшка»,А. Зверева «Клоун»,Э. Успенский «Берегитеигрушки»,«Интересная игра»,Н. Саксонская «Кто там скачет на коне»,З. Медведева «Матрешка»,Е. Благинина «Лодочки», А. Гайдар «Чук и Гек», А. Линдгрен «Пеппи – длинный чулок», «Принцесса, не желавшая играть в куклы», А. Л. Барто «Школьницы»,В. Губарев «Королевство кривых зеркал», Гариф Гумер «Сосчитай-ка», «Забавная азбука» в стихах и картинках, И. Токмакова «Мне грустно…», Л. Толстой «Филиппок», Н. Носов «Незнайка учится», О. Дриз «Когда человеку шесть»
Составление творческих рассказов и загадок об игрушках, народных играх.
Загадывание загадок.
Разучивание с детьми инсценировок «Сказка - шумелка «Пых», «Заюшкина избушка», «Дружно куклы учат буквы».
Цель: продолжать развивать интерес к художественной литературе. Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками об игрушках и народных играх.
Выставка «Есть игрушки у меня»
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, аппликация, рисование по теме: «Играем сами, играем с друзьями»
Игра «Угощение для кукол»
Памятки для родителей. (Оформление папки-раскладушки)
Картотека дидактических игр.
Картотека подвижных и народных игр.
Картотека сюжетно-ролевых игр.
Картотека театрализованных игр и игр – импровизаций.
Изготовление руками детей и родителей игрушек - самоделок.
Основной этап.
Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Формировать элементарные знания и представления об играх и их разнообразии. Продолжать учить детей использовать народные подвижные игры в свободной деятельности.
Организованная совместная деятельность: «Игрушки наших бабушек»
Цель: формирование представлений детей о народной игрушке; формирование патриотических качеств личности и гордости за принадлежность к своему народу;
Игры малой подвижности «Весёлый бубен», «Колечко - колечко», «Ручеёк»
Цель: познакомить детей с новыми народными играми и их правилами; разучить заклички к играм, продолжать совершенствовать навыки детей быстро передавать предмет по кругу; развивать память, речь, внимание, реакцию; формировать умение детей сдерживать свои эмоции во время игры.
Подвижная игра «Гори, гори ясно», «Выбивалы», «Дятел»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно выбирать направление движения; воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Игры с бегом, с прыжками, с мячом.
Пальчиковые игры, упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев.
Логические упражнения.
Подборка художественных произведений (потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений).
Беседы:
«Мои любимые игрушки»
«Истории об игрушках» (ознакомление с окружающим)
«О русских народных игрушках», «Народные игры»
Цель: расширить знания о своих игрушках и о народных промыслах и народных играх; совершенствовать речь детей.
Сюжетно-ролевые игры:
«Поездка в игровую комнату» ( с распределением ролей по гендерному принципу: мальчики – шоферы, папа, сын; девочки – мама, дочь, продавец, кондуктор, кассир).
«Супермаркет» (игра-ситуация «Делаем покупки», «Продуктовая лавка», «Салон красоты», «Компьютерный клуб», «Туристическое агенство», «Поликлиника», «На приеме у врача»,«Город мастеров»,»На улицах нашего города»
Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру.
Коллаж из детских рисунков «Наши любимые игрушки»
Дидактические и развивающие, настольно-печатные игры: «Научи нас, светофор», «Подбери слово», «Времена года», «Шашки», «Подбери правильно» (лото,«Часть и целое» ,«Противоположности», «Мама, папа и я», «Подбери по цвету», игры – ходилки; речевые физкультминутки «Аист», «Пауки».
Театрализованные игры «Подготовка к походу в театр», «Мы – актёры», «Театр»; игры – имитации, игры – импровизации. Подготовка атрибутов и декораций к играм –драматизациям.
Строительные игры по теме «Великая стройка нашего города» : строим микрорайоны города для своих игрушек, комнаты для игрушек, дома и т. д.
Оформление папки-раскладушки «Наши игры в детском саду», «Во что играли наши родители»
День народных и подвижных игр.
Заключительный этап.
Обобщение опыта работы по теме «Играем сами, играем с друзьями».
Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
Домашнее задание: «Нарисуй, как мы играем в детском саду и дома».
Домашнее задание для родителей: пополнить архив группы фотографиями совместных игр с детьми.
Спортивно-игровой досуг «Веселые старты»
Дать этим играм вторую жизнь, заинтересовать ими детей и родителей, и определить актуальность в настоящее время; вызвать желание родителей играть с детьми в игры, использовать игры в повседневном общении и деятельности с ребенком; повысить уровень общения родителей с детьми посредством совместного творчества, совместной игры.
Планируемые результаты:
1. Родители узнают о разнообразии игр (театрализованные, дидактические, подвижные и т. д.).
2. Родители поменяют тактику общения со своими детьми, поймут возможность игр для развития психических процессов детей (внимания, памяти, смекалки и т. д.).
3. Родители научатся использовать игры для развития общения со своими детьми, добиваясь дружбы с ними, влияния, прививание определенных качеств через игровой процесс.
4. Развитие интереса у детей и родителей к разным видам игр, творческим делам.
5. Воспитание у участников проекта культуры поведения в коллективе.
6. Укрепление здоровья детей;
7. Рост творческих и организаторских способностей участников проекта;
8. Самореализация участников проекта.
Реализация проекта проводилась в трех направлениях: педагоги - дети - родители.
Деятельность педагогов
Консультация «Дворовые игры – как один из способов освоения и усвоения социального опыта».
Создание «Коллекции дворовых игр»
Создание буклета «Учимся, играя»
Мастер- класс «Дворовые игры с мячом».
Мастер- класс «Дворовые игры летом».
Деятельность с детьми : обучение играм «Салки», «Догонялки», «Казаки- разбойники», «12 палочек», «Слоники»; соревнование для мальчиков по игре в «Городки», «Лягушка»; обучению игре в «Классики», «Резиночки».
Продукты проекта : фотоколлаж «Играем сами, играем с друзьями», детско – родительский досуг «Игры нашего двора».
ВЫВОД.
Повышается образовательный уровень родителей через введение их в увлекательный мир игр; развивается система продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем; у детей формируются знания о традициях народа, в котором они живут; дети учатся использовать национальные игры в свободной деятельности; в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми. При систематической работе по данному проекту увеличится словарный запас детей, речь станет более активной, эмоциональной, дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью. Обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес.