Рива Прокопюк
Проект в подготовительной группе «Мини-музей «Куклы в национальных костюмах»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Расположение
Занимает уголок в центре в группе. Экспонаты размещены на полках.
Содержание и экспонаты. Основная идея — показать, какими разными бывают национальности разных народов России, познакомить ребят с историей костюмов и их национальным орнаментом.
Сроки и продолжител. реализации проекта 1.04.19 -12.04.19.
Продолжительность: краткосрочный
Участники воспитатели, дети, родители.
Возраст детей 6 - 7 лет.
Форма проведения групповая
Публикация «Проект в подготовительной группе „Мини-музей „Куклы в национальных костюмах“» размещена в разделах
- Куклы. Мини-музеи кукол
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель проекта : - Создать экспериментальный мини-музей в групповой комнате как форму работы с детьми и родителями;
- создать условия для нравственно-патриотического воспитания, совместного процесса освоения педагогами, родителями и детьми отечественной культуры.
Задачи проекта : - Формирование основ национального самосознания и любви к Отечеству при росте взаимопонимания, уважения и дружбы между людьми разных национальностей;
- формировать у дошкольников представление о музеях;
- познакомить с национальными костюмами разных народов России;
- способствовать познавательному развитию детей и осуществлению комплексного подхода к их воспитанию.
- развивать связную речь детей, обогатить её новыми словами и выражениями; развивать творческие способности, воображение.
- способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширять их кругозор, открывать возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности
- содействовать сотрудничеству педагогов и родителей.
Актуальность Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса в ДОУ познакомить детей с национальными костюмами разных народов России; познакомить с основами музейной культуры, правилами поведения в музее; предоставить детям возможность реализовать разные виды детской деятельности, опираясь на полученные знания и умения.
Критерии и индикативные показатели - Увеличение доли воспитанников с высоким уровнем знаний отечественной культуры;
- увеличение доли родителей (воспитанников) удовлетворенных уровнем образовательных услуг;
- увеличение доли родителей удовлетворенных деятельностью МБДОУ.
Ожидаемые результаты реализации проекта
-Создание в групповой комнате мини – музея «Куклы в национальных костюмах» с разновидностями экспонатов, в том числе экспонатов, выполненных родителями совместно с детьми;
- развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогом;
- умение устанавливать причинно – следственные связи между событиями;
- расширение кругозора детей, систематизация и закрепление их знаний о разновидностях национальных костюмов, особенностях их орнамента;
-плодотворный результат по художественному творчеству в разных направлениях (рисунок, живопись, аппликация, лепка, моделирование из бумаги и конструирование);
- развитие творческих способностей детей;
- приобщение детей к изобразительному искусству; - развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение её эпитетами, новыми словами и выражениями;
- развитие интереса у детей к художественной и познавательной литературе;
- развитие интереса к музеям;
- умение составлять описательные рассказы о кукле в национальном костюме;
- совместная творческая деятельность детей и родителей.
Продукт проектной деятельности Мини – музей «Куклы в национальных костюмах» с различными экспонатами по теме «Куклы в национальных костюмах»
Содержание образования по приоритетному направлению воспитания дошкольников - Беседа «Знакомство детей с основами музейной культуры»;
3. 04.19г.
- Беседы о представленных экспонатах; 4.04.19г.
- ИЗО «Кукла в национальном костюме»; 5.04.19г.
Презентация проекта : - Консультация для педагогов «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями». 8.04.19г.
-Приглашение детей из других групп, педагогов и родителей посетить мини – музей «Куклы в национальных костюмах». 9.04.-11.04.19г.
Разработчик
проекта Прокопюк Рива Аркадьевна
Пояснительная записка
Наша дружба, наша вера.
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля.
Не погибнет никогда!
И пока на белом свете
Солнце светит нам во след,
Россияне, всем желаем.
Быть едиными навек!
Сегодня ситуация такова, что среди детей и сотрудников в детском саду всё больше становится мигрантов. В нашем педагогическом коллективе есть русские, молдаване, украинцы, лезгины, татары, башкиры и т. д.. Национальности детей ещё более обширны: русские, украинцы, молдаване, армяне, таджики, азербайджанцы, чеченцы, грузины. Работу по поликультурному воспитанию надо проводить обязательно и начинать надо с детей и их родителей. Создание в группе мини-музея «Куклы в национальных костюмах», поможет нашим детям более глубоко познакомиться с национальным костюмом того или иного народа. Дети и родители с удовольствием принимали участие в организации музея, образовательной деятельности, изготовлении кукол.
Знакомство с образовательной программой «Мини – музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями» Н. Рыжова
- Подбор места для создания мини – музея в групповой комнате.
- Подбор экспонатов в мини – музей «Куклы в национальных костюмах».
- Беседы с родителями об изготовлении кукол в национальных костюмах.
- Специально подобранная литература на тему «Куклы в национальных костюмах»
-Подборка сказок «Сказки разных народов мира».
- Подборка подвижных игр «Игры разных народов мира»
- Приготовление материалов для художественного творчества (цветная бумага, картон, клей, карандаши, гуашь, акварель, восковые мелки.)
Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею.
Организационный компонент. Реализация проекта.
Познание.
Формирование целостной картины мира.
- Знакомство с понятиями «музей», «музейная культура».
- Знакомство с разновидностями музеев, их значении, правилами поведения в них.
- Знакомство с «музеями одного предмета», их историческим значением.
- Знакомство с понятием «экспонат» музея.
- Знакомство с разновидностями разных национальных костюмов народов мира. (история, орнамент)
Художественное творчество.
- «Разукрасим русский костюм» (рисование)
Сюжетно-ролевые игры: «Мы ходили в музей»
Дидактические игры:
«Оденем куклу в русский народный костюм»
«Подбери головной убор»
«Собери костюм»
Чтение художественной литературы.
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
- Нанайская «Айога»
- Татарская сказка «Бедняк и два бая»
- Узбекская сказка «Маленький пузырь и девочка» …
Социально – коммуникативное развитие:
- Беседы о музеях, их значении, правилах поведения в них.
- Беседы о экспонатах нашего мини – музея «Куклы в национальных костюмах», обсуждение, куда и как лучше их расставить, расположить.
Труд:
- Организация выставок детских работ.
- Оформление мини – музея «Куклы в национальных костюмах».
- Изготовление экспонатов для мини – музей.
Безопасность.
- Беседы о правилах поведения в общественных местах.
- Беседы о правилах поведения в нашем мини – музее. Дети знают, что самостоятельно заниматься они могут только с теми предметами, которые доступны для них, рассм. бьющихся экспонатов – только в присутствии педагога.
Совместная деятельность детей и родителей.
Подбор экспонатов и литературы по теме в мини – музей «Куклы в национальных костюмах».
Дни Формы работы с детьми и родителями Итоги выполнения
1апреля 1. Беседы: «Музей – что это?» «Экспонат - что это?»
2. Анкетирование «Что такое музей и нужен ли он нашим детям»(для родителей) – предварительная работа
3. Консультация для воспитателей. «Мини-музей в детском саду»
2 апреля
1. Беседа: «Путешествие в прошлое одежды»
2. Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» Организация работы в создании в группе мини-музея «Куклы в национальных костюмах»
3 апреля
«Народная игрушка-кукла-самоделка»
Наша кукла «Крупеничка».
2. Чтение нанайской сказки «Айога»»
Проведена беседа Катя Сидоркина и мама (с показом своей сделанной куклой)
4 апреля Экскурсия в мини-музей «Куклы в национальных костюмах» группы №3 (старшая)
5 апреля 1. «Оденем куклу Алсу в татарский национал. костюм» (познание)
2. Рисование «Разукрасим татарский фартук»
3. Чтение татарской сказки «Бедняк и два бая»
8 апреля 1. «Узбекский свадебный костюм» (аппликация)
2. Чтение узбекской народной сказки «Маленький пузырь и девочка»
3. Узбекские подвижные игры «Ловушка» (Копкон, «Кто ловкий» (Ким чакон)
4. Консультация: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
9 апреля 1. «Оденем куклу Марусю в украинский народный костюм» (аппликиция+познание)
2. Чтение украинской народной сказки «Зачье сало»
3. Украинские подвижные игры «Горелки»
Консультация: «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
4. Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» -Онлайн
10 апреля 1. «Приоденем Айнагуль в киргизский народный костюм»
2. Чтение художественной литературы «Азрет-султан и бедная девушка» (киргизская народная сказка)
3. Киргизские подвижные игры «Ударить по тыкве», «Верблюд и верблюжонок»
В качестве основного средства воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песни, сказки, пословицы, поговорки. Именно они позволяют понять детям основные нравственные правила и идеалы, понимание добра, зла, нормы общения.
Мы предполагаем, что при таком подходе к процессу нравственно-патриотического воспитания, когда народная культура является естественной точкой отсчета и расширение круга познания детей, будет способствовать формированию их характера, интересов, нравственности и патриотизма, что дети будут чувствовать психологическую защищенность в мире взрослых, и свое существование в инокультурной среде воспринимать как комфортное.
Программно-методическое обеспечение:
1. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. – Волгоград, 2012 г.
2. Коллекция «Куклы в народных костюмах». Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН и ООО Этноконсалтинг.
3. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. – СПб: Паритет, 2005 г.
4. Богатеева З. А. «Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях» - Москва «Просвещение», 1986г.
5. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет\ автор – сост. В. Н. Косарева. -Волгоград: Учитель, 2012г.
6. Кенеман А. В. 'Детские подвижные игры народов СССР' - Москва: 'Просвещение', 1988 - с. 239
7. Хантыйские сказки - https://skazki.yaxy.ru/235.html
8. Народные подвижные игры - https://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000019/st131.shtml