Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Мастер-класс для родителей «Первый раз в первый класс»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей на роль семьи в предшкольной жизни ребенка.
Подготовка и материалы: стенд с надписанными факторами успешной адаптации ребенка к школе; цветные полоски; результаты диагностики (методика «Лесенка», «Я - глазами родителей»); листы бумаги, карандаши; результаты анкетирования учителей начальных классов.
Ход ВСТРЕЧИ
Здравствуйте, уважаемые родители!
Публикация «Мастер-класс для родителей „Первый раз в первый класс“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
От трех до шести лет ваш ребенок напоминает ларчик, который открывается не просто. Загадка сам себе, для самого себя. Он как Вселенная, где нет конца и края, где только перспектива и далекий горизонт. В нем столько спрятано возможностей, что нам не перечесть.
Ну, а сейчас он на пороге еще одной ступеньки детства. Теперь уже все краски детства ему не ярки, потускнели, он в предвкушении того, что где-то там, возможности, он обретет мудрость, станет взрослым и всесильным, как мама и папа. Ему исполнилось шесть лет, и он уже не малыш.
Однако, чтобы пойти в школу, он должен многое уметь и прежде всего быть готовым, чтобы учиться там. А это будет ему по силам, если родителей можно услышать : «У меня сын не хочет в школу, все игры на уме». Да, у детей может быть эмоциональная незрелость, вернее неготовность к школе, из-за чего он никому и ничему не доверяет. Такая неготовность к школе нередко сочетается с высоким уровнем тревожности ребенка, чаще всего по отношению к ровесникам и взрослым, окружающим малыша.
Как вы думаете, волнуются ли ваши дети в связи с приближающимся школьным обучением?
Перед вами лежат разноцветные полоски. Полоски черного цвета означают сильное волнение, синяя - умеренное, красная - радость, уверенность. Выберите полоску и обоснуйте свой выбор. (Ответы родителей)
Для кого-то школа - это торжественная линейка, где стоят нарядные, взволнованные, гордые собой дети, а для кого-то это чувство одиночества, тревоги, когда необходима родительская поддержка, их ободряющий, добрый взгляд. «Как сложиться школьная жизнь?» «Готовы ли они к новой роли?» -вот основные вопросы, на которые родители хотят получить ответы.
Уважаемые родители, прочитайте факторы успешной подготовки и адаптации к школе (на демонстрационном стенде написано).
- Физическое здоровье.
- Развитый интеллект.
- Выносливость и работоспособность.
- Умение считать и читать.
- Аккуратность и дисциплинированность.
- Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.
Выберите, на ваш взгляд, три самых главных фактора и пронумеруйте их по степени значимости. Обоснуйте свой выбор. (Ответы родителей)
А теперь сравните ваши ответы с выборами учителей начальных классов. Многие родители имеют не совсем точное представление о значении готовности к школе. Действительно, во времена их детства это понятие не вошло в повседневный обиход. Школа была чем-то сугубо возрастным и обязательным. Исполнилось ребенку семь лет, изволь отправляться первого сентября в школу. Затем в нашу жизнь вошло обучение шестилеток. В школе стали появляться один - два класса, набирающие детей для обучения по специальным программам. Появилась возможность выбирать для ребенка обучение в начальной школе по системе 1-3 или 1-4. Но ведь все дети разные, с непохожими характерами, с различными задатками и способностями, да и здоровье - у одних получше, у других похуже. Поэтому-то появилась необходимость определения готовности детей в условиях школы. Готовность к школе включает в себя несколько моментов:
- Первое - это физическая готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки и если у ребенка серьезные проблемы со здоровьем, а в детской поликлинике вам были рекомендованы специальные формы обучения, то есть смысл не отказываться от них;
- Второе - это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребенка (умение сравнивать, обобщать, анализировать и т. п.). Перечисленные умственные способности могут выражаться и в умении читать и считать, но не только в них. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Беспокоиться по поводу малой осведомленности современных детей почти не приходиться. На них и так обрушивается колоссальный поток сведений, которые часто остаются невостребованными и потому легко забываются. Радио, телевидение и другие СМИ наполняют сознание дошкольников самой разнообразной информацией, но не способствует ее систематизации и обобщению. Поэтому интеллектуальная готовность детей 5-6 лет, с одной стороны, относительно высока, а с другой - ей недостает самого существенного - умения самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать на практике полученные сведения;
Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребенка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности, со взрослыми;
- Наконец, готовность к школе предполагает наличие мотивационной
готовности. Это сильное желание учиться и посещать школу.
Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать примерно так: настоящий школьник - это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, он слушает учителя, поднимает руку и получает пятерки, в таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться не такой привлекательной. Я прошу вас ответить на вопросы, хочет ли ваш ребенок идти в школу? Если да, то почему? Если нет, то, как вы думаете, какими причинами это вызвано? (Ответы родителей)
Часто школьные учителя, обеспокоенные трудностями адаптации ребенка к школе, говорят о «психогенной школьной дезадаптации», которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и т. д. Послушайте рассказ матери восьмилетнего мальчика.
«Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет он неглупый - он обычный мальчик, ну как многие. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью. К пятеркам сын уже не рвался, но было это нерадостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят -всем ничего, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что сын теряет веру в себя. Заговорим с ним о школе - тускнеет.»
К школьным неврозам могут приводить на первый, безобидные стереотипы родительского поведения. Например, такие высказывания родителей. Родителям раздаются карточки, на которых написано:
1. Вот пойдешь в школу, там тебе.
2. Ты, наверное, будешь двоечником.
3. Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!
4. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
5. Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?
6. Попробуй мне только еще сделать ошибки в диктанте!
Я прошу эти высказывания родителей выразительно прочитать и попробовать предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. (Ответы родителей)
Первая и вторая фразы могут вызвать чувства тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу. Фраза третья означает, что родительские притязания основаны не на реальных возможностях ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потери уверенности в родительской любви, а значит, и уверенности в себе. Четвертая фраза: родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от успехов ребенка в школе, от его оценок. Взрослый человек делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет.» Таким образом, на ребенка взваливают бремя двойной нагрузки. Часто такой непосильный груз становиться причиной невроза. Пятая фраза: в этом случае ребенку предъявляются невыполнимые требования. В этом возрасте дети очень подвижны, это их естественная потребность, кроме того, ребенка толкают на путь заведомого обмана. Фраза шестая: у ребенка, которому постоянно угрожает наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться чувство неполноценности.
Чувствует ли себя ребенок самым лучшим, способным и умелым в вашей семье, об этом лучше скажут результаты диагностики. («Я глазами родителей»). Посмотрите, на какую ступеньку лесенки поставили себя дети, когда смотрели на себя вашими глазами, а теперь я прошу вас выполнить следующее задание: придумайте те фразы, которые помогут развить у ребенка уверенность в вашей любви и поддержке, а я запишу их на доске.
В конце нашей встречи мне хочется родителям, чтобы они чаще говорили детям, те теплые слова, которые только что предложили. Помните, что готовность к школе вашего ребенка тесно связана с его положением в семье.